Библиографическое описание:

Дикий Е. А., Андреев С. Ю. Инструменты и механизмы государственного управления эколого-экономическим развитием Краснодарского края // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 243-246.



Состояние качества окружающей среды напрямую влияет на условия жизнедеятельности населения, эффективность экономики, а также на потенциальную возможность воспроизводства общественного продукта в средней и долгосрочной перспективе [5, 2]. В этой связи возникает объективная необходимость исследования эколого-экономических аспектов взаимосвязей природы и общества, форм и инструментов государственного регулирования вопросов природохозяйственной деятельности, что обуславливает актуальность темы нашего исследования и характер наших предложений.

На наш взгляд, совершенствование региональной политики эффективного управления эколого-экономическим развитием Краснодарского края требует анализа факторов системы управления экономическими системами с учетом местных экологических ограничений. В этой связи нами был проведен стратегический анализ управления эколого-экономического развития региона, который включил в себя два основных этапа: анализ внешней окружающей среды и анализ внутренних возможностей.

В качестве внешней окружающей среды мы понимали совокупность факторов, воздействующих на процессы экологизации управления региональной экономикой. О внутренней среде мы судили, как о совокупности внутренних характеристик Краснодарского края [1], которые находятся под контролем региональных органов власти, а использование их также возможно для проведения экологического управления развитием отдельных муниципальных образований нашего края [3].

Учитывая мнение ряда экспертов, а также данные администрации Краснодарского края, мы изучили общие тенденции в управлении экологической деятельностью на большинстве предприятий региона, выявили ряд проблем и недостатков, затрудняющих их эффективную экологоориентированную деятельность в крае. Среди данных проблем мы выделили следующие:

– экологическая деятельность предприятий ориентирована в основном только на обеспечение текущих природоохранных показателей деятельности для отчета пред контролирующими органами;

– в практике хозяйственного управления задействованы только отдельные экологические элементы, относящиеся к природной среде: загрязнению водного, воздушного бассейна, использованию сырьевых ресурсов;

– отсутствие экологической составляющей в определении миссии предприятий Краснодарского края, отсутствие ориентира на развитие с учетом эколого-экономических потребностей муниципалитета;

– низкая эффективность организационно-функциональных структур управления экологической деятельностью предприятий муниципалитета;

– управленческая система предприятия слабо ориентирована на эколого-экономические условия хозяйствования;

– недостаточный уровень профессиональной эколого-экономической компетентности управленческих кадров;

– отсутствие научно-методического обеспечения в обучении эколого-ориентированной деятельности субъектов Краснодарского края;

– отсутствие механизма распространения эколого-ориентированных методов управления предприятием на другие функциональные подразделения, т. е. отсутствие привлечения всего производственного коллектива к проблемам и состоянию деятельности предприятия по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Среди способов разрешения противоречий взаимодействия природы и местного сообщества [4], помимо муниципального стимулирования природно-охранной деятельности экономических субъектов, увеличения финансирования продвижения ресурсо- и энергосберегающих технологий, использования возобновляемых источников энергии, большого внимания заслуживает также формирование структур общественного производства с большой долей экологоориентированных высокотехнологичных производств, а также использование инновационных технологий [6, 8].

На наш взгляд, в Краснодарском крае имеются значительные резервы для стимулирования ресурсосбережения, снижения природоемкости продукции в энергетике, агропромышленном и жилищно-коммунальном секторах региональной экономики. Считаем, что комбинирование в деятельности экономических субъектов, направленное на организацию последовательной переработки сырья и отходов в местах производства позволит повысить экологоориентированность регионального производства, уменьшить антропогенную нагрузку реального сектора экономики. С другой стороны возможно снижение конкурентоспособности ряда отечественных предприятий, что также может учитываться и компенсироваться региональными органами власти в форме предоставления ряда льгот и субсидий [7].

Предпосылкой для формирования на предприятиях Краснодарского края ресурсосберегающих технологий можно считать приобретение ими дополнительных экологических качеств. Нам представляется, что процесс специализации отдельных предприятий, произошедший в результате разделения труда и преодоления пространственных диспропорций в использовании природно-ресурсного потенциала, является объективной предпосылкой процесса образования ряда комплексов — локальных эколого-экономических систем. В данном процессе реализуется важнейший принцип размещения муниципального производства товаров и услуг — комплексное и рациональное использование ресурсов, что также будет способствовать снижению природоемкости отдельных видов производств в регионе.

Опираясь на современные негативные процессы, связанные с антропогенной нагрузкой в Краснодарском крае мы считаем целесообразным совершенствование деятельности региональных органов власти по ряду направлений.

Во-первых, мы предлагаем органам власти реализовать ряд мероприятий в сфере охраны атмосферного воздуха, а именно предлагаем:

– утвердить схемы автостоянок и площадок парковки автомашин во всех крупных городах с размещением в сети Интернет;

– организовать специализированные стоянки большегрузных автомашин и перехватывающих автостоянок автотранспорта вне зон жилых домов, кварталов отдыха, рекреационных зон;

– внедрять средства сокращения выбросов токсичных веществ с отработавшими газами автомашин (нейтрализаторы);

– строить многоярусные гаражи и автостоянки;

– расширять сети газовых АЗС и специализированных предприятий по переоборудованию автомашин на газовое топливо;

– организовать контроль токсичности и дымности отработавших газов автомашин в соответствии с требованиями ГОСТ, с периодичностью не реже 1 раза в три месяца, с выдачей автоперевозчикам талонов токсичности и дымности, развитие служб контроля качества отработавших газов автомашин в АТХ и на предприятиях городов;

– на базе ГАИ — организовать рейды на территории городов и в автопредприятиях края по контролю токсичности и дымности отработавших газов автомашин;

– ужесточить требования к техническому состоянию автотранспорта с учетом замеров токсичности и дымности отработавших газов автомашин при прохождении периодического техосмотра в специализированных организациях городов края;

– организовать в городах специализированные лаборатории по контролю качества автомобильного топлива, в том числе на содержание тетраэтилсвинца.

Для повышения эффективности регулирования стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах Краснодарского края мы предлагаем:

– провести инвентаризацию котельных (наличие, принадлежность, вид топлива, техническое состояние), по результатам которой принять решения о закрытии морально устаревших и технически изношенных котельных. Организовать перевод на более экологически чистый вид топлива (природный газ) мазутных котельных в крупных населенных пунктах нашего региона;

– с целью минимизации выбросов углекислого газа в атмосферу и сокращения загрязнения воздуха, периодически обновлять транспортную и энергетическую системы крупных городов Краснодарского края;

– разработать долгосрочную программу по энергосбережению и использованию альтернативных источников энергии в регионе;

– расширить сети постов наблюдения (мониторинга качества атмосферного воздуха) на курортной территории края;

– реализовать мероприятия по оснащению промышленных предприятий городов системами пылегазоулавливания (ПГОУ).

Во-вторых, для повышения качества муниципального управления отходами производства и потребления на территории Краснодарского края мы предлагаем:

– провести целевое обследование территории края, объектов транспортной инфраструктуры с целью установления их технического состояния и реализации проектных мероприятий по охране окружающей среды, фактов захламления отходами потребления зеленых зон крупных городов, прилегающих к городской черте, лесопарковых территорий и полос отвода федеральных автомобильных и железно-дорожных дорог мусором, бытовыми и промышленными отходами;

– разработать и реализовать мероприятия по внедрению в городах Краснодарского края практики раздельного сбора, сортировки, вывоза отходов от населения в местах сбора ТБО (программа «0 отходов»);

– законодательно предусмотреть меры, стимулирующие к раздельному сбору отходов, в том числе биологических и медицинских отходов;

– решить вопросы по повышению эффективности мусоросортировочных комплексов Краснодарского края; реализация комплекса мер, направленных на переработку и повторное использование отходов;

– организовать пункты сбора вторсырья по всей территории края;

– реализовать мероприятия по утилизации крупногабаритных и строительных отходов, образующихся на территории крупных населенных пунктов;

– разработать мероприятия по предотвращению рисков возможного загрязнения окружающей природной среды при осуществлении транспортировки отходов по территории Краснодарского края;

– реализовать в крае комплекс по утилизации биологических отходов.

В заключение отметим, что, на наш взгляд, изложенные нами предложения по совершенствованию природоохранной деятельности в Краснодарском крае являются актуальными на сегодняшний день и требуют первоочередного внедрения на территории исследуемого региона.

Литература:

  1. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края / Андреев С. Ю., Тауш Л. Э. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2010. — № 55. — С. 207–213.
  2. Мубаракшина Ф. Д. Современные проблемы и технологии переработки мусора в России и за рубежом / Ф. Д. Мубаракшина // Известия КГЛСУ. — 2011. — № 4. — С. 91–99
  3. К вопросу о повышении эффективности государственного управления национальной экономикой / Андреев С. Ю. // материалы Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки», 2015. — С. 87–90
  4. Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной, А. Ю. Юданова. — Изд. 16-е., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 602 с.

5. Алёхин Э. В. Исследование социально-экономических и социально-политических процессов: Учебное пособие. — Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2011. — 160 с.

  1. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия в условиях современной экономики / Хушт Р. И., Кох М. Н. // Экономика и социум. — 2015. — № 5. -2 (18). — С. 258–262.
  2. Конкуренция и ее экономическая роль в России / Несходимова А. С., Блоховцова Г. Г. // Экономика и социум. — 2015. — № 6–4 (19). — С. 430–434
  3. Роль инновационной деятельности в развитии отечественного бизнеса / М. Б. Темиров, С. Ю. Андреев // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 197–199.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle