Библиографическое описание:

Обернихина Е. Н., Кайсина Т. П. Влияние наказания в виде лишения свободы на исправление осужденных // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 350-356.



В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ основными целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. В иерархии видов наказания, предусмотренных российским законодательством, лишения свободы является одним из строгих наказаний применяемых в настоящее время наказаний. И не случайно, лишение свободы назначается, когда совершено преступление, представляющее значительную опасность для общества, и к лицам, исправление которых возможно лишь в условиях изоляции от общества.

Согласно ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

В качестве основного вида наказания лишение свободы предусмотрено в большинстве санкций статей Особенной части УК РФ. Любое наказание-это всегда лишение какого-либо жизненного блага для определенного субъекта, которое связано со страданием. При назначении наказания в виде лишения свободы наиболее существенно ограничивается правовое положение осужденного по сравнению с другими членами общества. В частности, он ограничивается в политических, трудовых, семейных и других правах, в предусмотренных законом случаях.

Лишение свободы с юридической точки зрения представляет собой комплекс правоограничений: одних прав и свобод осужденный лишается полностью, других — частично. Если предметно говорить о лишении осужденного основных конституционных прав и свобод, то слова «лишение свободы» прежде всего, означают невозможность свободного передвижения осужденного по территории РФ и выбора им места жительства. Тем самым данное лицо лишается прав, гарантированных гражданину статьями 22 и 27 Конституции РФ. Наказание выступает в отношении осуждённого в качестве противоречивого явления, поскольку с одной стороны, оно объективно связано с ущемлением его материальных и духовных благ, а с другой в конечном итоге выступает в качестве средства воспитания таких свойств и черт личности, формирование такого образа поведения, к которым по существу должен стремиться сам осуждённый, если бы он осознал аморальность своего прежнего поведения.

Применение лишения свободы как наиболее строгого вида уголовного наказания, в первую очередь направлено на борьбу с опасными деяниями, а также рецидивом преступлений. Выступая в качестве убедительного достаточного фактора предупреждения преступлений, оно в первую очередь нацелено на исправление и перевоспитание осуждённого.

Итак, уголовное наказание представляет собой реакцию государства на совершенное лицом преступление. Для самого же преступника наказание — это уголовно-правовое последствие совершенного им преступления, порицание виновного и его деяния со стороны государства. Оно выражается в определенных лишениях и ограничениях прав и свобод этих лиц и является отрицательной оценкой личности преступника и его деяния. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступивших в конфликт с уголовным законом.

Согласно данным статистики за 2015 год, в Кировской области было осуждено 2844 человек, которым было назначено наказание в виде реального лишения свободы, из них 1233 осуждено за преступления, совершенные при рецидиве преступлений, 236 осуждено за преступления, совершенные при опасном рецидиве, 81 осуждено за преступления, совершенные при особо опасном рецидиве [1].

Согласно ч. 3 ст. 60 УК РФ суд при назначении наказания, помимо характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, должен учесть влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Часть 1 статьи 9 УИК РФ гласит, что «исправление осужденных — это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения», основными средствами достижения которого являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Степень исправления — понятие оценочное. Об исправлении осужденного может косвенно свидетельствовать его положительное поведение в местах отбывания наказания, под которым понимается поведение осужденного, как таковое, и его отношение к исполнению обязанностей. При этом критериями такой оценки являются, во-первых, точное исполнение требований режима содержания, порядка и правил отбывания наказания, выражающееся в отсутствии правонарушений и дисциплинарных взысканий; во-вторых, добросовестное отношение к труду, выражающееся в отсутствии отказов от работы и невыходов на работу без уважительных причин, нарушений трудовой дисциплины; в отсутствии случаев невыполнения производственных заданий без уважительных причин и производства брака по вине осужденного; в-третьих, признание своей вины перед обществом; раскаяние, которое должно выражаться в охарактеризованном выше поведении; в-четвертых, добросовестное отношение к обучению, выражающееся в отсутствии отказов от учебы, пропуска занятий без уважительных причин и злостных либо систематических нарушений школьной дисциплины. Считаем, что снижение уровня рецидива преступлений также свидетельствует о достижении цели наказания — исправление осужденного.

К числу основных средств исправления законодатель относит общественно полезный труд, который традиционно является одним из основных средств исправления осужденных.

Возникшая около трехсот лет назад практика организации производственной деятельности осужденных к лишению свободы долгое время носила преимущественно экономический характер, хотя периодически рассматривалась как способ их исправления и (или) перевоспитания.

Как свидетельствует история возникновения и становления мировой и отечественной пенитенциарной системы, основным видом исправительных учреждений, предназначенных для отбывания наказания в виде лишения свободы, традиционно считалась тюрьма.Но новый импульс развития пенитенциарная система получает при Петре Первом. Широко стали применяться каторжные работы. Это нашло отражение в Артикуле воинском 1715 года, были закреплены наказания в виде каторжных работ, ссылки на галеры, расширилось применение тюремного заключения [2]. Особенностью каторги, как отмечает М. А. Исаев, было то, что тяжкие работы, на которых были задействованы заключенные, превращались в «бессмысленный изнурительный труд, который за несколько месяцев убивал заключенного. Единственным стимулом труда становился голод. В советских тюрьмах лозунг «кто не работает, тот не есть» понимался исключительно буквально» [3]. Так, п. 2 ч. 2 ст. 28 Постановления Наркомюста РСФСР от 23.07.1918 «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (Временная Инструкция)» была предусмотрена норма в качестве меры репрессии «к нежелающим работать без основательных причин», согласно которой сначала «в их лицевой счет вписывается расход на содержание неукоснительно в полном размере, причем заключенному ставится на вид, что, пока сальдо счета не будет в его пользу, он не может выйти из тюрьмы, хотя бы и отбыл назначенный судом срок, 2) если это не помогает, он переводится на уменьшенный продовольственный по сравнению с другими паек, как не работающий…» [4].

В 1924 году был принят первый советский Исправительно-трудовой кодекс, который подробно регламентировал вопросы организации режима прогрессивной системы и применения дисциплинарных мер воздействия [5].

1 августа 1933 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили и ввели в действие новый Исправительно-трудовой кодекс, который устанавливал 5 видов мест лишения свободы, одним из которых являлись исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные) [6].

10 июля 1954 г. вводится в действие «Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР», которое предусматривало в качестве основных целей содержания в исправительно-трудовых лагерях и колониях создание условий, исключающих возможность совершения осужденными новых преступлений, а также исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения их к общественно полезному труду. [7].

Указом Президиума ВС РСФСР от 11.03.1977 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» [8] Уголовный кодекс РСФСР был дополнен новым видом уголовного наказания — условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, который, просуществовав до 1993 года, был отмене c принятием 18.02.1993г. Закона РФ от 18.02.1993 N 4510–1 (ред. от 18.12.2001) «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР «О милиции» [9], который отменил такие виды наказаний, как ссылка, высылка, условное осуждение с обязательным привлечением к труду и условное освобождение с обязательным привлечением к труду. Нужно отметить, что отмена последнего наказания была явно преждевременной, и уже в новом УИК РФ этот вид наказания был вновь восстановлен только под названием ограничение свободы».

18 декабря 1996 года принят Уголовно-исполнительный кодекс РФ, который явился отражением современной уголовно-исполнительной политики России.

Правительством РФ 29 августа 2001 г. (в ред. от 09.06.2005г.) утверждена Федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002–2006 годы», одной из целей которой являлось создание необходимых условий для обеспечения трудовой занятости осужденных и улучшение экономических показателей их трудовой деятельности; устойчивое функционирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы [10].

Статья 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ трактует, что «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья…». При этом не только российское законодательство закрепляет такую обязанность. Так, п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными предусматривает, что «все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом» [11].

Положительное значение труда осужденных состоит в том, что является не только основой удовлетворения материальных потребностей самого осужденного, но и оказания им помощи семье, накопления необходимых средств для устройства после отбывания наказания, возмещения вреда, причиненного преступлением. Трудовые навыки, приобретенные во время отбывания наказания, нередко позволяют осужденному после отбытия наказания решить проблему трудоустройства.

Существующий сегодня экономический кризис привел к тому, что производственная деятельность, осуществляемая исправительными учреждениями, сильно сократилась, а то и совсем прекращена, вследствие чего многие осужденные из-за отсутствия работы не привлекаются к труду, а это способствует моральной деградации личности, росту количества правонарушений и совершению новых преступлений среди осужденных.

Для примера, на территории Верхнекамского района действует 7 исправительных учреждений. В 2015 году мировым судьей судебного участка № 6 Верхнекамского судебного района Кировской области рассмотрено 81 уголовное дело, из них 5 — в отношении лиц, совершивших преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы, при этом осуждено 5 человек (без учета заявлений частного обвинения, не принятых к производству мировым судьей). Для сравнения, в 2014 году — тем же судом рассмотрено 85 уголовных дел, из которых 5 — в отношении лиц, совершивших преступления в период отбывания наказания в виде лишения свободы, при этом осуждено 6 человек [12]. Данные преступления были совершены в исправительных учреждениях осужденными в ситуациях, не связанных с работой.

Во исполнение государственной политики, направленной на гуманизацию наказания, в 2011 году законодателем предпринята попытка расширения видов альтернативных лишению свободы наказаний путем введения Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в УК РФ нового вида наказания — принудительных работ, которые должны отбываться в специально созданных исправительных центрах [13]. Предполагается, что это позволит «разгрузить» исправительные учреждения, снизить затраты на содержание осужденных, даст возможность осужденному, впервые совершившему преступление, не попасть в среду профессиональных преступников. Принудительные работы как вид уголовного наказания связан с привлечением осуждённого к оплачиваемому труду с вычетом из его заработной платы определённой денежной суммы. Этот вид наказания должен был начать применяться еще в 2013 году, однако в связи с неготовностью уголовно-исполнительной системы его введение в действие было отсрочено до 1 января 2014 года, а потом и до 1 января 2017 года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 431-ФЗ) [14].

В своей статье «Труд как средство исправления осужденных в местах лишения свободы» И. А. Уваров отмечает, что «труд, который закреплен в действующем уголовно-исполнительном законодательстве в качестве средства исправления, может выступать в качестве детерминант пенитенциарной преступности» [15], с чем авторы настоящей статьи согласиться не могут, поскольку во все времена труд облагораживал человека. Поскольку законодательством предусмотрена обязанность осужденных трудиться, значит должны создаваться и реальные возможности для этого. И обязанность организации занятости осужденных не должна быть возложена только на исправительные учреждения. Только путем взаимодействия различных структур можно достигнуть положительного результата и соответственно конечной цели — исправления осужденных.

По нашему мнению, заслуживают внимания предложения, высказанные автором статьи «Труд как средство исправительного воздействия на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы» М. М. Дахаевым о создании в учреждениях уголовно-исполнительной системы «новых форм трудовой деятельности, которые были бы адаптированы к современным экономическим условиям, и могли бы обеспечить занятость осужденных и их трудовое воспитание» [16]. Тем более, практика внедрения их в жизнь уже существует. В некоторых регионах России приняты целевые программы об оказании помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействии их социальной реабилитации. Так, в Кировской области действует Закон Кировской области от 01.12.2011г. № 98-ЗО (ред. от 09.12.2013) «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы», который регулирует правоотношения в сфере осуществления деятельности по социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы [17]. Одним из компонентов индивидуальной профилактической работы в отношении лица, освобожденного из учреждения уголовно-исполнительной системы в Кировскую область, является его социальное сопровождение, целью которого является оказание социальной и иной помощи лицам, освобождаемым из учреждений уголовно-исполнительной системы в Кировскую область. Социальное сопровождение осуществляется путем оформления карты социального сопровождения, содержащей комплекс оптимальных для лица мероприятий по социальной адаптации с целью его социальной интеграции в общество, и, как отмечает П. Н. Фещенко, «по оценке специалистов, это позволило снизить уровень рецидивной преступности, трудоустроить бывших осужденных, решить жилищные проблемы и т. д». [18].

Вместе с тем, немаловажное значение имеет социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также индивидуальная профилактика, проводимая как с указанными лицами, так и с лицами, склонными к совершению преступлений, эффективность которых, на наш взгляд, будет достигнута только через взаимодействие органов внутренних дел с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, в функции которых входит оказание помощи в реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Как правило, столкнувшись с трудностями на свободе, выразившимися в отсутствии жилья, возможности трудоустройства, а соответственно, и средств к существованию, такие лица вынужденно вновь встают на преступный путь и возвращаются в привычную для них среду. В таком случае исправительное учреждение служит спасительным убежищем, где оказывается бесплатная медицинская помощь, питание, обеспечение одеждой и обувью. И все-таки главным направлением государственной политики должно быть создание в исправительных учреждениях таких условий жизни, чтобы желания вернуться в эти условия не возникало, и при этом воспитательное воздействие должно быть организовано посредством труда.

Наказание в виде лишения свободы на определенный срок наиболее часто применяется в судебной практике по уголовным делам, потому что считается наиболее действенным наказанием в отношении лиц, совершивших преступления различной степени тяжести, количество осуждённых растет. Для сравнения, по данным статистики в Кировской области в 2013 году из 9259 осужденных наказание в виде лишения свободы на определенный срок было назначено 2682 лицам (28,97 %), в 2014 году — из 9230 осужденных — 2632 лицам (28,52 %); в 2015 году из 9384 осужденных — 2844 лицам (30,31 %) [19].

Хотя предупредительное воздействие лишения свободы на определенный срок в частности зависит от многих причин, в том числе и от правовой пропаганды, деятельности правоохранительных органов, общественных организаций и от ряда социальных факторов. Едва ли можно среди всех обстоятельств, влияющих на состояние преступности, точно определить вклад, который непосредственно вносит такое наказание, как лишение свободы на определенный срок. Но практика показывает, что оно является наиболее результативным фактором в борьбе с преступностью, так как имеет самое высокое карательное содержание среди иных видов уголовного наказания (исключая смертную казнь).

К сожалению, несмотря на законодательное закрепление обязанности осужденных трудиться, в настоящее время труд осужденных на практике является их правом. Отсутствие организации такого труда в исправительных учреждениях умаляет шансы на исправление осужденного, усложняется процесс поддержания общественного порядка и дисциплины среди осужденных. Отсутствие занятости осужденных в какой-то мере освобождает их от обязанности возместить ущерб, причиненный преступлением, возместить потерпевшей стороне судебные расходы, которая итак пострадала от преступных действий осужденного. И это порой значительные суммы. И здесь судебная практика не всегда едина, поскольку зачастую судьи принимают решения совсем не в пользу потерпевших в связи с «имущественной несостоятельностью» подсудимого, мотивируя тем, что осужденный в исправительном учреждении не трудоустроен, иного дохода и имущества не имеет, при этом, не выясняя причин такого «не трудоустройства». Так может ли быть достигнута одна из целей наказания — восстановление социальной справедливости? За 20 лет (1961–1979 г.) по СССР общий коэффициент преступности (в расчете на 1000 осужденных) снизился с 7,2 до 4,2 преступления, т. е. произошло сокращение уровня зарегистрированной преступности на 42,2 %. В 1987 г. по сравнению с 1986 г. зарегистрированная преступность по уровню снизилась на 20 %, по состоянию — на 31,1 %, уровень преступности снизился с 4,5 преступлений до 3,6 на тысячу осужденных, т. е. с 1961 года по 1987 (за 27 лет) — в два раза. В 1989 г. по сравнению с 1987 г. уровень преступности вырос на 88,9 % и составил 6,8 преступления, в 1990 г. — на 7,8 % по сравнению с 1989 г. и составил 7,33 преступления, т. е. по сравнению с 1986 г. — в 2 раза и сравнялся с 1961 г. В России же уровень преступности с 1989 г., составлявший 9,52 преступления, по сравнению с 1995 г. (5,23) снизился на 45,1 %, с 1996 г. (3,9) — на 59,0 %, т. е. в 2,4 раза; с 1997 г. (2,6) — в 3,7 раза, с 1998 г. (2,39) — в 3,98 раза, с 1999 г. (1,84) — в 5,2 раза. [20]

Снижение преступности в целом по исправительным учреждениям (до 1987 года) объясняется многими факторами и прежде всего улучшением работы ИУ, повышением занятости на собственном производстве, увеличением вывода на оплачиваемые работы, полной трудовой занятостью (к 1986–1987 г., кстати, к 1994 г. она составила 76 %, к 1996 г. резко снизилась до 43,8 %, а к 1999 г. до 43,5 %), введением новых систем охраны, улучшением инженерно-технических средств надзора и охраны, повышением значения профилактической работы, оказанием колониям со сложной оперативной обстановкой помощи со стороны управлений за счет перераспределения сил и т. п. [20]

На эффективность функционирования органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и, соответственно, на процесс исправления осужденных также влияет значительное количество разнообразных факторов, среди которых можно выделить деятельность групп осужденных отрицательной направленности. Главным обстоятельством, обусловливающим формирование преступных групп в местах лишения свободы, является наличие в последних лидеров криминальной среды и их стремление к власти, увеличению своего влияния на основную часть осужденных и администрацию учреждения. Указанные группировки создают различные, иногда значительные, затруднения законным действиям администрации учреждений по исполнению уголовных наказаний, оказанию положительного воздействия на основной состав осужденных, влияют на оперативную обстановку в учреждениях.

Для того, чтобы противостоять влиянию криминальных лидеров, решить такую сложную проблему, как криминальная субкультура и неформальная классификация, необходимы большие усилия и высокое мастерство сотрудников колоний, их всестороннее научное знание (юридическое, педагогическое, психологическое). Также большую роль в изменении ценностной ориентации осужденных оказывает сотрудничество исправительных учреждений с различными общественными и религиозными организациями. Имеет немаловажное значение и такой фактор, как разделения осужденных на группы (лица, впервые отбывающие лишение свободы, и лица, ранее отбывавшее наказание в виде лишения свободы), поскольку лица, отбывавшие ранее лишение свободы, уже имеют криминальный опыт и оказывают негативное влияние на лиц, впервые попавших за колючую проволоку. Уничтожение или ослабление влияния основанной на многолетних традициях и обычаях криминального мира субкультуры требует комплексной совместной работы различных структур, в первую очередь, по мнению авторов настоящей статьи, воспитательной работа с молодежью по формированию общечеловеческих ценностей и противопоставление их ценностям уголовного мира, формирование личностной устойчивости подростка к влияниям криминальной субкультуры. Поскольку, как правильно отметили авторы Ф. Р. Хисамутдинов и А. Е. Шалагин, «криминальная субкультура отчетливо проявляется в подростковой и молодежной среде. Отсутствие идеологических и нравственных установок, особенности психики несовершеннолетнего, слабое знание правовых норм, желание противостоять влиянию взрослых приводит к подмене общепризнанных моральных (культурных) ценностей на антиобщественные. … криминальная субкультура — это основной механизм вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность и криминализация молодежной среды» [21].

Таким образом, если рассматривать лишение свободы как меру воспитательного воздействия, то и процесс переформирования личности должен реализовываться соответственно через те или иные лишения. В первую очередь это касается индивидуальности, интимного пространства, права распоряжаться своим временем. Четкая дисциплина, порядок, полное послушание — одни из основных критериев исправительных учреждений. Но ничто, по мнению авторов настоящей статьи, не способно так повлиять на исправление осужденных, как привлечение их к труду, поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед пенитенциарной системой России, является проведение политики, направленной на организацию эффективной созидательной деятельности в исправительных учреждениях.

Литература:

  1. Официальный сайт Управления Судебного департамента в Кировской области. Режим доступа: http://usd.kir.sudrf.ru/ (дата обращения: 06.06.2016).
  2. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. В. И. Селиверстова 6-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. — 544 с.
  3. Исаев М. А. История Российского государства и права: учебник / МГИМО (Университет) МИД России. (Электронный ресурс). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.07.2016).
  4. Постановления Наркомюста РСФСР от 23.07.1918 «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (Временная Инструкция)». Электронный ресурс). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.07.2016).
  5. Постановление ВЦИК от 16.10.1924 «Об утверждении Исправительно-Трудового Кодекса Р. С. Ф.С.Р».. (Электронный ресурс). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.07.2016).
  6. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 01.08.1933 «Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР». (Электронный ресурс). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.07.2016).
  7. Распоряжение Совета Министров Распоряжение Совета Министров СССР «Об исправительно-трудовых лагерях и колониях» от 10 июля 1954 года № 7688-рс. Режим доступа: http://rulibs.com/ru_zar/nonfiction/kokurin/1/j29.html (дата обращения 13.07.2016).
  8. Указ Президиума ВС РСФСР от 11.03.1977 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР». (Электронный ресурс). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.07.2016).
  9. Закон РФ от 18.02.1993 N 4510–1(ред. от 18.12.2001) «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР «О милиции». (Электронный ресурс). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.07.2016).
  10. Постановление Правительства РФ от 29.08.2001 N 636 (ред. от 09.06.2005) «О Федеральной целевой программе «Реформирование Уголовно-исполнительной системы на 2002–2006 годы» (Электронный ресурс). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.06.2016).
  11. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.) (Электронный ресурс). Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ» (дата обращения: 15.04.2016).
  12. Официальный сайт судебного участка № 6 Верхнекамского судебного района Кировской области. Режим доступа: http://6.kir.msudrf.ru (дата обращения: 21.04.2016).
  13. Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Электронный ресурс). Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ» (дата обращения: 15.04.2016).
  14. Федеральный закон от 28.12.2013 N 431-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Электронный ресурс). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.07.2016).
  15. Уваров И. А. Труд как средство исправления осужденных в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. N 2. С. 17–20.
  16. Дахаев М. М. Труд как средство воздействия на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. 2011 // Научная библиотека КиберЛенинка: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/trud-kak-sredstvo-ispravitelnogo-vozdeystviya-na-osuzhdennyh-otbyvayuschih-nakazaniya-v-vide-lisheniya-svobody(дата обращения 15.04.2016).
  17. Закон Кировской области от 01.12.2011г. № 98-ЗО (ред. от 09.12.2013) «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы». (Электронный ресурс). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.06.2016).
  18. Защита прав и интересов организаций и граждан: уголовно-правовой, уголовно-процессуальный и криминологический аспект (состояние, проблемы, пути совершенствования). Общее состояние и региональная специфика: монография / Е. Д. Ветошкина, Л. А. Воскобитова, Ю. Е. Петухов и др.; отв. ред. Л. А. Воскобитова. (Электронный ресурс). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.06.2016).
  19. Официальный сайт Управления Судебного департамента в Кировской области. Режим доступа:http://usd.kir.sudrf.ru/ (дата обращения: 10.04.2016).
  20. Криминопенология. Учебное пособие / Старков О. В. — М.: Экзамен, 2004. — 480 c.
  21. Хисамутдинов Ф. Р., Шалагин А. Е. Криминальная субкультура и ее предупреждение. 2015 // Научная библиотека КиберЛенинка: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kriminalnaya-subkultura-i-ee-preduprezhdenie (дата обращения 10.06.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle