Социальные сервисы Интернет и их цели использования студентами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пестрякова, Яна. Социальные сервисы Интернет и их цели использования студентами / Яна Пестрякова, Евгения Тыкало. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33598/ (дата обращения: 25.04.2024).



Истина в том, что технология никогда не заменит учителей.

Однако учителя, которые знают, как эффективно использовать технологию,

чтобы помогать учащимся объединяться и взаимодействовать онлайн,

заменят тех, которые не знают

Кэри Харрод

Рассматриваются основные социальные сетевые сервисы сети Интернет, их особенности. Отдельно выделены социальные сетевые образовательные сервисы. Проанализированы достоинства и недостатки широкого использования сетевых социальных сервисов в образовании.

Ключевые слова: социальные сети, социальные сетевые сервисы, Web 2.0, блоги, сообщества, вики, медиа-хранилища, граничные объекты.

Internet с самого момента зарождения стал мощным организующим инструментом в социальной сфере, практически не зависящим от государства. Исходными средствами массового общения стали:

Электронная почта. Возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями продемонстрировала саму возможность практически мгновенного общения посредством вычислительных сетей. Архитектурно предназначенная для обмена сообщениями между двумя абонентами, она позволила обмениваться информацией группам людей. Такой модификацией стали группы или списки рассылки.

Телеконференции или группы новостей. Телеконференции стали следующим этапом развития систем общения. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, различные способы тематической группировки сообщений.

Интерактивное общение (чаты). С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в интернете в режиме постоянного присутствия, и как логичное развитие этой ситуации, появляется сервис общения в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение в течении незначительного промежутка времени в пределах нескольких секунд после отправки его собеседником. Специализированный сервис такого рода получил название Internet Relation Chat (IRC). В рамках этого сервиса общение проходит через специальные узлы в рамках общих направлений - каналов.

Свободное общение пользователей как таковое во всех этих сервисах вовсе не было самоцелью. Их назначением было обеспечение в первую очередь деловых задач - информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Однако с появлением в сети множества индивидуальных пользователей, с удешевлением коммуникаций и компьютерного оборудования, общение стало более свободным. В рамках этих сервисов стали появляться сообщества - группы людей, объединенных общими интересами, среди которых обмен был существенно более активным и протяженным во времени, чем вне этих групп. В группах стала формироваться некоторая история обмена - личная и общественная, со временем появились и личные отношения между участниками.

Такие сообщества имели особенности, обусловленные их техническим и социальным характером:

 пользователя в таком сообществе идентифицирует формальное имя (NickName или сокращенно nick). Один реальный пользователь может выступать под разными обозначениями, ведя таким способом несколько виртуальных персонажей;

 основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции обычным текстом передать сложно и не всегда такой текст воспринимается одинаково, то со временем появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста - "смайлики" (Smiley);

 накопление активно использующейся социальной истории отношений (смысловых шаблонов, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). Такая история служит отчасти и средством опознавания "свой-чужой". В сетевых сообществах одной из форм проявления такой истории стало формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений, часто просто жаргона;

 стиль общения в таких средах более свободный, чем в обычной жизни - чаще всего из-за того, что общение ведется от имени виртуального персонажа, не имеющего явно выраженного пола, возраста и социального статуса.

Наиболее распространенными современными средства интерактивного общения являются Web-приложениями. Такой способ позволяет максимально облегчить вхождение в систему общения за счет максимального сокращения настроек системы, которые часто устанавливаются по умолчанию, а также за счет доступности - браузер-приложения стали стандартом де-факто и присутствуют в любой операционной системе, рассчитанной на персональное использование. В то же время, благодаря развитию телекоммуникационных сетей, с таким сервисом можно работать из любой точки земного шара, в том числе и с мобильных устройств - телефонов и смартфонов. Укажем на несколько наиболее распространенных форм организации общения с помощью Web-технологий.

Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде Web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение или отзыв по интересующему его вопросу.

Форумы. Первые форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви - как в телеконференциях. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первыми сообщениями. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение - в ответ на уже написанные. Темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют неформальные администраторы и модераторы. Наиболее развитые форумы начинают обладать первыми признаками социальных сетей - между участниками могут быть установлены долговременные социальные связи по интересам.

Блоги (Web Log – Web-журнал, Web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал - оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми, самый распространенный подход - это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать листинговый просмотр - список записей из журналов "друзей" (Friends), регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества по интересам - журналы, которые ведутся коллективно. В таком сообществе его членом может быть свободно размещено любое сообщение по направлению деятельности сообщества.

С развитием таких форм общения стали образовываться обширные социальные сети - то есть совокупности участников, объединенных не только общей тематикой, но и средой общения с явно установленными связями между собой. Отличительной чертой таких форм общение является полное равноправие участников и их практически полная независимость от государственных, коммерческих и иных структур. Напротив, "раскрученные" социальные Internet-сети, насчитывающие миллионы участников, выкупаются различными коммерческими структурами у их создателей с целью получения прибыли от размещения рекламы в таких сетях.

В целом все современные системы обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами, указанными ниже.

В подавляющем большинстве сообществ предусматривается регистрация пользователей - т.е. на каждого участника должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать некоторую информацию о себе для идентификации. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника и его идентифицируемость.

Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Для удобства, сеансовость участия обычно скрывается от пользователя техническими средствами, но, тем не менее, идентификация пользователя происходит постоянно.

Помимо учетных данных, пользователь настраивает окружение - внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы, желательные контакты, темы для общения и т.д.

Социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались чрезвычайно эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи, они постепенно стали одним из средств наполнения контента сайта содержимым, имеющим реальную коммерческую и социальную ценность. На основе такого подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество социальных Web-сервисов, объединенных общим названием сервисы Web 2.0. Можно указать некоторые такие ресурсы (табл.1).

Таблица 1

Сервисы Web-2

Наименование

Описание

Социальные закладки (Social Bookmarking).

Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов. Такие сайты также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами. Пример: Delicious.

Социальные каталоги (Social Cataloging)

напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей. Примеры: Academic Search Premier, LexisNexis Academic University, CiteULike, Connotea.

Социальные библиотеки

представляют собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т. п., доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т. п. Примеры: discogs.com, IMDb.com.

Социальные сети вебмастеров

используются для анонсирования полезных материалов, позволяющие авторам оставлять ссылки на их посты, общаться, голосовать за интересные анонсы и т. п. Часто имеют рейтинги или рекомендации.

Многопользовательские сетевые игры

(Massively Multiplayer Online Games) имитируют виртуальные миры с различными системами подсчёта очков, уровней, состязательности, победителей и проигравших. Пример: World of Warcraft.

Многоязычные социальные сети

позволяют налаживать социальные связи между людьми, говорящих на разных языках. При этом используется специальное программное обеспечение, позволяющее переводить фразы с одного языка на другой в режиме реального времени. Примеры: Dudu

Геосоциальные сети

формируют социальные связи на основании географического положения пользователя. При этом используются различные инструменты геолокации (например, GPS или гибридные системы типа технологии AlterGeo), которые дают возможность определять текущее местонахождение того или иного пользователя и соотносить его позицию в пространстве с расположением различных мест и людей вокруг.

Профессиональные социальные сети

создаются для общения на профессиональные темы, обмена опытом и информацией, поиска и предложения вакансий, развития деловых связей. Примеры: Доктор на работе, Профессионалы.ру, MyStarWay.com, LinkedIn, MarketingPeople, Viadeo.

Возрастные и гендерные социальные сети

создаются для общения пользователей определенной гендерной или возрастной принадлежности. Например, социальные сети для детей, подростков, девушек. Пример: Медкампус.

Социально-финансовые сети

создаются для передачи денежных средств между участниками с целью оказания друг другу финансовой помощи, например ДАРиЯ.

Сервисные социальные сети

позволяют пользователям объединяться в он-лайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые сайты предоставляют сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа персональную информацию, необходимую для поиска партнеров. Примеры: LinkedIn, ВКонтакте.

Коммерческие социальные сети

ориентированы на поддержку бизнес-транзакций и формирование доверия людей к брендам на основе учёта их мнений о продукте - как сделать его лучше, тем самым позволяя потребителям участвовать в продвижении продукта и расширяя их осведомленность.

Социальные сетевые сервисы могут широко использоваться в образовании. Их применение возможно в различных предметных областях. C появлением Web 2.0 изменилось отношение к интернету в целом, и учителя информатики и других дисциплин начинают применять сервисы сети Интернет в образовательных и воспитательных целях, при внеклассной работе и творческой деятельности. Если раньше Интернет негласно среди преподавательского состава считался только бесполезным развлечением и пустой тратой времени в лучшем случае, а в худшем — чем-то вредным и развращающим, либо собранием некачественных готовых рефератов и недостоверной информации. То в последние годы взгляд на Сеть приобрел положительный характер, и сетевые социальные сервисы способствовали этому.

Среда сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.

Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов нашего общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Все чаще нашими партнерами в сетевой деятельности оказываются программные агенты. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.

Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте в одно и то же время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции. Эта новая модель сетевого взаимодействия может использоваться в педагогической практике для освоения учениками идей.

Критичность мышления. Коллективная, сообщая деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать ученикам о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной.

Таким образом, сетевые сообщества имеют несколько применений в педагогической практике и могут воспитывать в учениках перечисленные умения. Также с помощью сетевых сообществ и сервисов можно получать знания и отрабатывать навыки.

Литература:

  1. Выступление заместителя министра образования и науки РФ В. Миклушевского на Тверском социально-экономическом форуме по вопросам внедрения ИКТ в образовании и науке 3 июля 2009 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/5501
  2. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
  3. Леонтьев В.П. Мобильный Интернет. Компьютерная академия на дому. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 149 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сервис, Сеть, пользователь, сообщество, педагогическая практика, сообщение, интерактивное общение, критическое мышление, реальное время, учетная запись.


Ключевые слова

социальные сети, социальные сетевые сервисы, Web 2.0, блоги, сообщества, вики, медиа-хранилища, граничные объекты

Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе. Автор: Трубинова Елена Алексеевна.

«Урок — это основная форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Согласно Самсоновой О. С., социальная сеть определяется как онлайн-сервис, позволяющий создавать социальные связи

В-третьих, осуществление коммуникации посредством, как личных сообщений, так и общения в группах, чатах, сообществах, микроблогах, комментариях.

Применение технологии критического мышления на уроках...

– стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность

Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам.

Психолого-педагогические аспекты развития критического...

Ключевые слова: критическое мышление, студенты, практическая деятельность, психолого-педагогические аспекты.

– создание возможностей для участия студентов в различных видах практики (учебной, педагогической, производственной)

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

Сетевое педагогическое сообщество — это группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение

Условиями взаимодействия сетевых педагогических сообществ являются

Кадровый анализ педагогов — участников профессиональных сообществ «Сеть...

К вопросу об актуальности использования платформы...

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях профессионально-ориентированного иностранного языка с использованием технологий критического мышления. Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка.

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли

4) общение – возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения

Сообщества практиков отличаются от сообществ по интересам – его участников объединяет...

Возможности использования социальных сетей в современном...

Каждый пятый пользователь от 18 до 34 лет проводит в социальных сетях 6 часов в день и больше [4, c. 796].

Актуальным следует признать также об использовании социальных сетей при проведении педагогической практики.

Критическое мышление как условие успешности педагога

Технология развития критического мышления учащихся является одной из востребованных педагогических технологий, используемых при построении урока в информационной образовательной среде.

Значит необходимо развивать критическое мышление педагогов.

Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе. Автор: Трубинова Елена Алексеевна.

«Урок — это основная форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит...

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Согласно Самсоновой О. С., социальная сеть определяется как онлайн-сервис, позволяющий создавать социальные связи

В-третьих, осуществление коммуникации посредством, как личных сообщений, так и общения в группах, чатах, сообществах, микроблогах, комментариях.

Применение технологии критического мышления на уроках...

– стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность

Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам.

Психолого-педагогические аспекты развития критического...

Ключевые слова: критическое мышление, студенты, практическая деятельность, психолого-педагогические аспекты.

– создание возможностей для участия студентов в различных видах практики (учебной, педагогической, производственной)

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

Сетевое педагогическое сообщество — это группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение

Условиями взаимодействия сетевых педагогических сообществ являются

Кадровый анализ педагогов — участников профессиональных сообществ «Сеть...

К вопросу об актуальности использования платформы...

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях профессионально-ориентированного иностранного языка с использованием технологий критического мышления. Использование интерактивной модели обучения на уроках иностранного языка.

Социальные сети как средство обучения и взаимодействия...

По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли

4) общение – возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения

Сообщества практиков отличаются от сообществ по интересам – его участников объединяет...

Возможности использования социальных сетей в современном...

Каждый пятый пользователь от 18 до 34 лет проводит в социальных сетях 6 часов в день и больше [4, c. 796].

Актуальным следует признать также об использовании социальных сетей при проведении педагогической практики.

Критическое мышление как условие успешности педагога

Технология развития критического мышления учащихся является одной из востребованных педагогических технологий, используемых при построении урока в информационной образовательной среде.

Значит необходимо развивать критическое мышление педагогов.

Задать вопрос