Библиографическое описание:

Румянцева А. Отражение явления коррупции в русской художественной литературе // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 116-117.



«Коррупция – самое большое зло,

потому что это разрушение духовности человека»

Андрей Дементьев

Коррупция – одна из наиболее острых проблем современного общества. Нет в нашей жизни ни одного дня, когда бы мы не слышали в СМИ о коррупции в России и борьбе с нею. Являясь очень актуальной в наше время, проблема коррупции тем не менее стара, как мир.

Первые упоминания о ней уходят в глубь веков. Из истории мы знаем, что взяточничество, мздоимство в большей или меньшей степени в России было всегда, начиная с момента становления государства. И боролись с этим злом разными методами – секли кнутом, сажали в темницы, четвертовали, колесовали. Но борьба не давала ожидаемых результатов. В русском языке немало пословиц на эту тему: «Закон что дышло, куда повернёшь, то и вышло», «Полезно, что в карман полезло», «Всяк подьячий любит калач горячий» и мн. др. История русского взяточничества так же богата, как и сама история России, и насчитывает уже много веков. Первый закон о наказании судей за взятку можно найти в Судебнике 1497 г.

Русская литература всегда была зеркалом, отражающим явления общественной жизни. В русской культуре (как в фольклоре, так и в художественных произведениях) тема взяточничества имеет множество выражений. Русский человек, на протяжении своей жизни неоднократно сталкиваясь с беззаконием и мздоимством, непременно сатирически описывал эти явления. Практически ни один русский писатель не обходит эту тему стороной. На этом основан сюжет бессмертного «Ревизора» Н.В. Гоголя. Насколько острой должна быть проблема, чтобы целый ряд писателей, таких, как Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, поднимали в своих произведениях тему коррупции?

«Шемякин суд» (отражение явлений взяточничества и лихоимства в фольклоре и древнерусской литературе).

В русском фольклоре с незапамятных времён живёт убеждённость в несправедливом и продажном суде.

Повесть о шемякином суде — произведение демократической литературы XVII в., представляющее собой русскую сатирическую переработку сказочного сюжета о мудрых решениях.

Содержание повести сводится к следующему: жили два брата — богатый и бедный. "Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его". Как-то бедняк попросил у брата лошадь, чтобы привезти из лесу дров. Богатый лошадь дал, но не дал хомута. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, но, въезжая во двор, лошадь зацепилась за ворота и оторвала себе хвост. Богатый увидел искалеченную лошадь, взял брата и отправился в город жаловаться судье Шемяке. По дороге братья заночевали в доме попа. Бедняк, лежа на полатях, с завистью смотрел, как брат его ужинает с попом, упал на колыбель, в которой спал поповский сын, и задавил его насмерть.

Теперь к судье отправились двое истцов — богатый брат и поп. В городе им пришлось идти через мост. Бедняк в отчаянии решил расстаться с жизнью, бросился с моста в ров, но неудачно. Он упал на старика, которого везли мыться в баню, и раздавил его. К судье явились уже три истца. Бедняк, не ведая, как ему быть, взял камень, завернул его в платок и положил в шапку. При разборе каждого дела он исподтишка показывал судье узелок с камнем. Шемяка, рассчитывая, что ответчик сулит ему "узел злата", во всех трех случаях решил дело в его пользу.

Но когда его посыльный спросил у бедняка, что у него в шапке, тот ответил, что в узле у него был завернут камень, которым он хотел убить судью. Узнав об этом, судья не осерчал, а обрадовался: ведь, если бы он осудил бедняка, то тот бы его убил. В смешном положении оказываются богатый крестьянин, наказанный за свою жадность, поп, а особенно судья Шемяка.

Взяв со всех троих истцов деньги, благодаря своему уму и хитрости, бедняк остается в этом споре победителем. Таким образом, мы видим, что проблема взяточничества существует с незапамятных времён, об этом на Руси сочиняли сказки и сатирические повести, а выражение «шемякин суд» стало нарицательным. Оно означает «неправедный, несправедливый суд».

В XVIII веке, в эпоху «фаворитизма», коррупция расцвела как никогда, и её масштабы достигли невиданного размаха. Передовые умы того времени, русские писатели, занимающие честную гражданскую позицию, не могли молчать. Так, русский писатель, поэт и драматург Яков Борисович Княжнин (1742-1791) в стихотворной поэме словами одного из персонажей говорил:

«Бери, большой тут нет науки,
Бери, что можно только взять.
На что ж привешены нам руки,
Как не на то, чтоб брать, брать, брать»?

В XIX веке, в эпоху правления Николая I, впервые проблема коррупции была поднята на государственный уровень и широко обсуждалась. В частности, великий русский писатель Н.В. Гоголь писал, что «…бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью даже для таких людей, которые не рождены быть бесчестными». Его бессмертный «Ревизор», выставлявший напоказ примеры взяточничества и воровства,

Вообще, хочется отметить, что тема взяточничества и продажности судей в XIX веке была очень популярной. Этой теме посвящали свои произведения многие писатели (А. С. Грибоедов, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов и др.). Таким образом, проанализировав некоторые произведения русских писателей XIX века, можно сделать вывод о том, что проблема коррупции являлась одной из наиболее актуальных проблем своего времени и привлекала пристальное внимание художников.

В советское время о коррупции говорилось мало; конечно, она была, но не в таком махровом виде, как теперь. Крупные советские чиновники взятки брать боялись. Боялись, но всё – таки брали. В.В. Маяковский, известный своей нетерпимостью к разного рода «дряни», не мог остаться в стороне и отмечал, что «ёщё очень много разных мерзавцев ходят по нашей стране и вокруг». Проблеме взяточничества поэт посвятил стихотворение, которое так и называется - «Взяточник». В нём Маяковский со свойственным ему максимализмом клеймит взяточничество, называя взяточника «мерзавцем» и говоря, что он «хуже любого врага».

Таким образом, обратившись к русской литературе XX века и наших дней, мы видим, что проблема коррупции становится актуальной как никогда.

Проанализировав произведения русской литературы с древних времен и до наших дней, мы убедились в том, что проблема коррупции волновала передовую общественность всегда. В своих произведениях, используя разные художественные средства, каждый по-своему, русские писатели пытались воздействовать на нас, читателей, пытались привлечь наше внимание к этой проблеме, разбудить наше гражданское сознание, чтобы мы пытались что - то изменить.

Наша задача – прислушаться к их тревожному голосу, ведь именно от нас зависит будущее страны. Сможем ли мы общими силами разорвать порочный заколдованный круг взяточничества, воровства, злоупотребления своим служебным положением, выйдет ли Россия из тени такого страшного явления, как коррупция?

Вопрос этот – пока чисто риторический и нам есть, над чем задуматься. А закончить хочется словами Андрея Дементьева, поэта, нашего современника:

Вчерашние клерки пробились во власть,
Дремучие неучи стали элитой.
Теперь не властители дум знамениты,
А те, кто Россию сумел обокрасть.

Литература:

  1. В. Маяковский. Стихи. Минск, Изд.: БГУ, 1977.
  2. Гера Фотич. Генералы песчаных карьер. Санкт- Петербург, «Скифа», 2010.
  3. Гроссман Л. Театр Сухово- Кобылина. М., 1976.
  4. Ерёмин Николай, Белоусова Евгения. Бег на месте, или история коррупции в государстве Российском. \\День и ночь. Красноярск, 2008. № 5-6.
  5. Коков Ю. А. Как победить коррупцию? \\ Следователь,2008. № 10.
  6. Куракин А.В. Государственная служба и национальный план противодействия коррупции. \\ Следователь, 2008. № 10.
  7. Лапицкий И.П. Повесть о суде Шемяки и судебная практика второй половины XIX века. М.: РАН, 1988. Т 4.
  8. Н.С. Лесков. «Однодум». festival.1 september.ru>articles/580493.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle