Библиографическое описание:

Вон С. М. Безработица: ее причины и последствия // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 71-77.



Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Немалый ущерб безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи, женщин, пенсионеров, инвалидов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, выпускников учебных заведений.

В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы.

Безработные – это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени.

При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые представляют соответствующие органы и институты (например, во многих странах используется статистика барж труда), а рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и определенных групп.

К нетрудоспособному населению относятся люди, которые в силу возраста и состояния здоровья не способны к труду:

- лица, не достигшие трудоспособного возраста

- лица, находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках)

- лица, выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, инвалиды и т.п.)

При этом важно, что полученный показатель уровня безработицы носит чисто арифметический характер. Оценивая социально-экономические последствия безработицы, необходимо рассмотреть ее различные виды, которые оказывают разное влияние, как на экономику страны, так и на ее социальный климат.

Существует несколько видов безработицы, такие как:

  1. Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежнее место работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность.
  2. Институциональная безработица порождена правовыми нормами, устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на ее спрос и предложение. Так, чрезмерные социальные выплаты вызывают снижение предложения труда, способствуют увеличению уровня безработицы.
  3. Добровольная безработица обусловлена тем, что среди трудоспособного населения всегда есть люди, которые по каким-то причинам не желают работать.
  4. Технологическая безработица особенно заметна в странах, где научно-технический прогресс сочетается с высоким уровнем доходов. Такая комбинация делает сокращение рабочих мест экономически эффективным.
  5. Структурная безработица возникает, когда под влиянием научно-технического прогресса происходят масштабные структурные преобразования экономики. В одних отраслях растет инвестиционный спрос, выпуск продукции и занятость, в других свертывается производство и сокращаются рабочие места.
  6. Региональная безработица возникает в результате диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на данной территории. Она формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий, испытывает воздействие демографических, исторических, культурных и других специфических факторов.
  7. Сезонная безработица обусловленная сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельском хозяйстве, строительстве, промыслах, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд.
  8. Частичная безработица возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. Трудящиеся вынуждены работать часть рабочего времени ввиду отсутствия работы на полный рабочий день.
  9. Скрытая безработица обусловлена тем, что работник формально имеет рабочее место, но при этом фактическая занятость отсутствует, не получает плату за свой труд и не затребован в деятельности организации.

Основные причины безработицы:

- избыток населения (в целом мировая экономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения способствует этому)

- установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения

- вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции

- наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монопсонисты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости)

- низкий платежеспособный спрос.

Все эти причины, так или иначе, вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие – это явление может иметь серьезные макроэкономические последствия.

В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения – это источник инвестиций, то государство получает меньше налоговых поступлений в бюджет.

Бремя безработицы в различной степени затрагивает разные социальные группы.

Кроме того, необходимо помнить о том, что безработица – это не просто экономическое, но социально-экономическое явление.

К социальным издержкам безработицы следует отнести:

- нарастание социального пессимизма

- рост психологической напряженности

- увеличение всплесков социальной активности (забастовки, митинги, массовые выступление)

- рост преступности.

Государство в условиях безработицы сталкивается с необходимостью решать сложную комплексную задачу, направленную на урегулирование целого ряда социально-экономических проблем.

Учет безработных в России осуществляется двумя способами: на основании обращений в службу занятости, и по данным обследования населения по проблемам занятости, которое проводится в объеме 0,06% от численности населения. Ежеквартально в целом по России обследуется 65 тысяч человек в возрасте 15-72лет, в годовом объеме — около 260 тысяч человек.

Согласно Росстату, уровень безработицы с 2015 года, за последние 10 лет колебался в пределах от 5,3% в 2014 году до 8,2% в кризисном 2009 году, в целом изменяясь в сторону уменьшения безработицы.

Уровень безработицы в пределах 3% отмечается только в Москве и Санкт-Петербурге. Именно в Центральной части России, уровень безработицы либо не превышает, либо превышает незначительно средний по стране показатель в 5,8%. На значительной части территории России безработица достигает 6-8 % от количества экономически активного населения, среднее значение 7%.

Ещё одной причиной такого регионального различия по уровню безработицы (уровень безработицы в Москве в 18,7 раз ниже, чем в Ингушетии) является слабое региональное развитие и распределение финансов, большая часть которых уходит в федеральный бюджет. В результате регионы не имеют достаточных средств для вложений в развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест. Это особенно актуально для республик Северного Кавказа с высокой долей молодежи в структуре населения (от 20,7 до 34,8% населения младше трудоспособного возраста), которой в скором времени потребуются рабочие места. А также для регионов Сибири и Дальнего Востока в связи с высокой удаленностью и недостаточным развитием коммуникаций между этими регионами и Центральным экономическим регионом России. Из-за этих факторов экономика регионов развивается крайне низкими темпами.

По состоянию на 1 января 2016 года на учете в органах службы занятости Сахалинской области состояли 3,5 тысячи ищущих работу граждан, из них 2060 имеют статус безработных с правом получения пособия по безработице.

Уровень регистрируемой безработицы в Сахалинской области к численности экономически активного населения составил 0,7%. По муниципальным образованиям области этот показатель варьируется от 0,2% до 3,8%.

С января по декабрь 2015 года на постоянные и временные рабочие места трудоустроены 22,5 тысячи ищущих работу граждан, что на уровне 2014 года (74,8% от числа обратившихся). С работодателями заключен 941 договор для организации временных форм занятости, в которых участвовали 10,7 тысячи человек, из них 2,7 тысячи — в общественных работах, 7,5 тысячи подростков в возрасте от 14 до 18 лет работали в свободное от учебы время.

С целью адаптации на рынке труда и получения опыта работы трудоустроены 442 выпускника из числа молодежи, в том числе 50 — в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование, 109 — на квотированные рабочие места в рамках закона Сахалинской области "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи".

Трудоустроены 387 инвалидов (58,2% от обратившихся в органы службы занятости), в их числе 34 — на оборудованные (оснащенные) рабочие места и 52 — на субсидированные рабочие места.

Содействие в организации самозанятости получили 973 безработных, 499 — обучились ведению бизнеса в клубах "Введение в предпринимательскую деятельность", из них 156 — создали собственное дело при финансовой поддержке из средств областного бюджета.

Под заказ работодателей, органов местного самоуправления на профессиональное обучение и повышение квалификации направлено 1,8 тысячи человек по профессиям, востребованным на рынке труда, в их числе 1,4 тысячи безработных, 147 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до трех лет, 120 граждан пенсионного возраста, 85 участников подпрограммы переселения соотечественников.

Выполняется комплекс мер по развитию профориентационной среды в Сахалинской области. Профориентационные услуги получили 32,2 тысячи незанятых, безработных граждан, учащихся общеобразовательных организаций. Психологическую поддержку и социальную адаптацию получили 2,5 тысячи безработных граждан.

Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

Увеличение числа безработных будет способствовать наличие следующих факторов:

- подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);

- частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

- условная безработица (непостоянная работа);

- временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);

- потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

- безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

- безработица молодых людей (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

- безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;

- безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

- безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;

- безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

- безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

- безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;

- безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий).

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве, в России есть определенная часть населения, не желающая работать, – люмпен-элемент.

Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди, входящие в преступные группировки, пополнят ряды безработных. Третья группа – люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие:

1. Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности);

2. Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Цель работы: Исследовать какое количество людей работоспособные и безработные.

Задачи работы:

  1. Провести анонимное анкетирование среди обучающихся студентов “Сахалинского промышленно-экономического техникума”.
  2. Исследовать какое количество людей среди мужчин и женщин работоспособные и безработные.
  3. Исследовать среди каких возрастных групп преобладает безработица.
  4. Подвести итоги исследования.

Мы провели анкетирование среди обучающихся “Сахалинского промышленно-экономического техникума”

В анкетировании участвовали – (группы ОМ-1501; ОД-1501; ОВ-1501; ОС-1401; ОЭ-1301)

На основе исследования анкет мы сделали следующие выводы:

1) Из 88 исследованных человек работают 14 человек (16%); 74 человека (84%) не работают.

2) 54 человека мужского пола (61%) и 34 человека женского пола (39%).

3) Возрастная группа от 16-18 лет 79 человек (90%); от 19-21 лет 9 человек (10%).

4) 79человек проживают в городской местности, а 9 человек в сельской местности.

5) Среди безработных не работают 46 человек (63%) т.к. не позволяет учеба; 14 человек (19%) не могут найти работы; 13 человек (18%) считают нет материальной необходимости.

Таблица 1

Группа

ОМ-1501

17 человек

ОД-1501

22 человека

ОВ-1501

10 человек

ОС-1401

17 человек

ОЭ-1301

22 человека

Всего

  1. Ваш пол:

Мужской

Женский

17

-

1

21

10

-

4

13

22

-

54 ч (61%)

34 ч (39%)

2. Возраст:

16-18 лет

19-21 летЖенский  19-21 ле

17

-

21

1

10

-

14

3

17

5

79 ч (90%)

9 ч (10%)

3.Место проживания:

Городскойжитель

Сельский житель

16

1

22

-

8

2

15

2

18

4

79 ч (90%)

9 ч (10%)

4. Работаете ли Вы в настоящее время?

Работаю

Не работаю

2

15

1

21

-

10

5

12

6

16

14 ч (16%)

74 ч (84%)

  1. Почему Вы не работаете в настоящее время:

Работаю

Не могу найти работу

Нет материальной необходимости

Учеба не позволяет

2

3

1

10

1

3

3

18

-

2

2

6

5

2

4

4

6

4

3

8

14 ч (16%)

14 ч (16%)

13 ч (15%)

46 ч (53%)

Результаты опроса

  1. Ваш пол:

 Мужской

Женский

  1. Возраст

 16-18 лет

 19-21 лет

  1. Место проживания.

 Городской житель

 Сельский житель

  1. Работаете ли Вы в настоящее время?

 Работаю

 Не работаю

  1. Почему Вы не работаете в настоящее время:

 Работаю

 Не могу найти работу

 Нет материальной необходимости

 Учеба не позволяет

По результатам опроса, среди безработных, мужчин оказалось больше в два раза (таблица 1). Судя по ответам на 5 вопрос, можно сказать, что это связано, прежде всего, с тем, что молодые люди просто не могут найти работу, либо им не позволяет учеба.

Рис.1 - безработица среди парней 61% и девушек 39%.

Рис. 2 - безработица по возрастным группам“16-18лет” 90%; “19-21лет”10%.

Распределение опрашиваемых по материальному положению

Судя по ответам на 5 вопрос, основной причиной безработицы среди молодежи является нежелание работать, т.к. получают материальную помощь от родителей.

Больше половины опрашиваемых53%не могут устроиться на работу из-за учебы.

И около 16% не могут устроится на работу.

При этом 15% опрошенных считают в этом нет необходимости.

Вывод: На основании проведенного статистического исследования можно сказать, что большинство безработных – это мужчины. Средний возраст безработных от 16 до 21 лет. Как во время учебы, так и после окончания вуза молодые люди, в большинстве случаев, желают найти работу, но не всем это удается. Большинство уверено, что высокий уровень знаний, полученный в учебном заведении, гарантирует им получение работы, но на самом деле образование не единственный фактор, который учитывают работодатели при приеме на работу. Для работодателя не менее важен опыт работы.

Среди опрошенных многие начали свою трудовую деятельность в период с 18 до 21 года.

То есть обычно во время учебы в университете, колледже или техникуме.

Проблема безработицы и занятости занимает ведущее место в развитии каждого государства. От этого зависит уровень жизни населения и существование людей, живущих за чертой бедности. С безработицей уже на протяжении десятилетия борются во всем мире и разрабатывают различные меры по ее снижению, которые должны помочь решить одну из главных проблем общества. В рыночной экономике практически невозможно полностью устранить безработицу как явление, но необходимо обязательно предпринимать активные меры по ее снижению до приемлемого уровня, который бы обеспечил нормальное функционирование экономики государства и процветание каждого человека.

В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Литература:

  1. Безработица. Плакся В.И.: Учебник. - М.: ИНФА, 2005.
  2. Варшавская Е.Я. и др. Непостоянная занятость: российский вариант// Управление персоналом. – 2008.
  3. Добындо М.Н. Оптимальная занятость, достойный уровень жизни населения – стратегическая цель трансформации экономики// Труд и соц.отношения. 2008.
  4. Российская модель занятости: причинно-следственный анализ. Соколова Т.В. // Человек и труд. – 2003.– №5. – С. 52–55.
  5. Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта; динамика факторов эффективности профессионального обучения и переподготовки безработных. Четвертина Т.Ю. // Вопросы экономики. – 2002.– №11. - С. 59–76.
  6. Рот Алан, Захаров Александр , Миркин Яков , Бернард Ричард , Баренбойм Петр , Борн Бруксли Основы государственного регулирования финансового рынка; Юстицинформ - Москва, 2013.
  7. Факторы преодоления длительной безработицы. Фофанова Н.А // Человек и труд. – 2003.– №5. - с. 29–30.
  8. Формирование рынка труда и занятость населения. Михайлов О.Г. // Российский экономический журнал. – 2004.– №3.-С. 4–11.
  9. Экономические последствия безработицы: оценка потерь. Бреев Б.А, Костенко Т.С, Нанавян А.И // Общество и экономика. – 2002.– №5. – С. 98–112.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle