Библиографическое описание:

Кобылянская М. С., Матушевская Е. А., Бескоровайная Т. С. Бухгалтерский учет, анализ и контроль как доминанта противодействия деструктивным формам экономического патриотизма в коммерческой среде // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 419-421.



В статье раскрывается модель взаимосвязи методологии бухгалтерского учета, анализа и аудита с новой социально-экономической концепцией «экономический патриотизм». Выделены системные недостатки методологии бухгалтерского учета, провоцирующие искажения существенной информации о предприятии и даны рекомендации об их устранении.

Ключевые слова: экономический патриотизм, бухгалтерский учет, анализ, контроль, коммерческая среда

Постановка проблемы. Не секрет, что для максимизации прибыли многие предприятия согласны проводить PR-компании, выставляющие деятельность компании с лучшей стороны, скрывая непривлекательное лицо правды о деятельности хозяйствующего субъекта. С этой же целью могут быть использованы финансовые, социальные, экологические и другие отчеты о деятельности предприятий, используемые зарубежом как транснациональными корпорациями, так и некоторыми национальными предприятиями всех уровней.

Зарубежные санкции относительно РФ, правительственные программы и особенности менталитета граждан России формируют предпосылки развития патриотизма, составной частью которого является экономический патриотизм. В России патриотическое воспитание граждан закреплено на законодательном уровне [1], что требует разработки не только общих региональных программ, но внедрение в систему образования программ патриотического воспитания, в том числе «экономического патриотизма» молодежи.

Вопросам и проблемам бухгалтерского учета, анализа и контроля уделено достаточно много внимания, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Однако данные науки на сегодняшний день еще не были рассмотрены как составляющая экономического патриотизма в коммерческой среде. Концепции экономического патриотизма в рамках управленческого ресурса посвящены работы: Клиновой М. В. [2], Брагина З. В., Пономаренко Е. В. [3], и др.

Цель статьи — научно обосновать возможности бухгалтерского учета, анализа и контроля по формированию качественной сигнальной системы предприятия, позволяющие минимизировать распространение деструктивных форм экономического патриотизма в коммерческой среде.

Для достижения цели авторы в работе поставили следующие задачи:

  1. Раскрыть элементы концепции «экономический патриотизм»
  2. Выделить системные недостатки методологии бухгалтерского учета, провоцирующие искажения существенной информации о предприятии.
  3. Разработать направления в совершенствовании методологии бухгалтерского учета и анализа, позволяющие минимизировать распространение деструктивных форм экономического патриотизма в коммерческой среде.

Основная часть. Под концепцией «экономического патриотизма» будем понимать философию экономического мышления и поведения личности, основанную на любви к Родине.

Чаще всего выделяют такие формы проявления экономического патриотизма:

 приоритеты потребителей в покупке отечественных продуктов;

 отказ от услуг и продукции транснациональных корпораций;

 запрет на вывоз леса, который в России не находит сбыта [2, с.96];

 внедрение импортозамещения и др.

Указанный подход для целей данного исследования будем считать узким. В широком понимании любовь к Родине охватывает все сферы личности: общество, природу, научно-технический прогресс и его продукты и пр., поэтому важными составляющими экономического патриотизма является гармоничное распределение и использование ресурсов с точки зрения взаимодействия социальной, экономической, экологической и научно-технической эффективностей.

Выделяют конструктивные и деструктивные формы экономического патриотизма.

К деструктивным формам экономического патриотизма исследователи относят интеграцию экономики с привлечением прямых иностранных инвестиций на территории страны. Конструктивный экономический патриотизм подразумевает обратное, а именно создание барьера на пути иностранных инвестиций вопреки экономической целесообразности [3, с.35].

Ориентация государственных программ в будущем на поддержку проектов, основанных и поддерживающих принципы экономического патриотизма может породить развитие форм деструктивного экономического патриотизма в поведении организаций, когда для получения поддержки государства и общества предприятия и будут пытаться использовать «эффект мимикрии».

В научных исследованиях, посвященных методологии бухгалтерского учета настойчиво ставится вопрос о том, что бухгалтерский учет не достигает поставленной перед собой цели по обеспечению пользователей достоверной информацией [5,6]. Основным источником информации для проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности и контроля, как внутреннего, так и внешнего, является бухгалтерская отчетность [7, с. 14]. Следовательно, недостатки в методологии бухгалтерского учета провоцируют невозможность достижения целей в анализе и контроле.

Понимая возможность предприятием «игры в патриотизм» к отчетности предприятия общественность будет выдвигать определенные требования, большинству из которых текущая методология бухгалтерского учета не отвечает (таблица 1).

Таблица 1

Основные виды информационных потребностей пользователей бухгалтерской отчетности предприятий иорганизаций при ориентации их на экономический патриотизм

Вид пользователей отчетности

Потребность винформации при ориентации на экономический патриотизм

Отвечает ли потребностям пользователей текущая методология бухгалтерского учета

Сотрудники предприятия

сведения о прибыльности и стабильности предприятия в целях гарантированного рабочего места и оплаты труда, социальная ответственность фирмы, расходу на социальные программы в том числе внутренние и участие в сохранении природы

Некоторым потребностям отвечают частично (сведения о прибыльности пользователь получит, а о стабильности предприятия данные будут искажены), остальным потребностям не отвечает вообще

Инвесторы

степень выгодности вложений и потенциальный риск потери инвестиций;

при ориентации инвестора на концепцию экономического патриотизма необходима информация о расходах на социальные программы, разработку экологических программ и вложения в развитие науки и технологии

частично (сведения в части финансовой устойчивости предприятия, потенциальный риск потери инвестиций на базе бухгалтерской отчетности достоверно выявить нельзя); остальным потребностям не отвечает вообще

Органы государственной власти

получение выплат в виде налогов;

при ориентации пользователя на концепцию экономического патриотизма необходима информация о расходах на социальные программы, разработку экологических программ и вложения в развитие науки и технологии

По налогам информация есть в налоговой отчетности;

остальным потребностям не отвечает вообще

Аудиторы

правильность предоставляемой информации

частично

Общественность (пресса, различные общественные организации)

оценка вклада предприятия в экономику региона, страны, перспектив занятости населения, вложений в экологические проекты

нет по всем позициям

Как правило, деятельность предприятия в бухгалтерской отчетности разграничивают на операционную, финансовую и инвестиционную. Считаем, что такой объем информации не позволяет в полной мере оценить всесторонне деятельность предприятия при ориентации на экономический патриотизм. Целесообразно виды деятельности разграничить на:

‒ экономическую, что включает в себя операционную, инвестиционную и финансовую;

‒ социальную, которая может быть связана с капитальными и текущими затратами на социальную сферу и ориентирована на внутренние и внешние проекты;

‒ экологическую, которая может быть связана с капитальными и текущими затратами на экологию, а также ориентирована на внутренние и внешние проекты;

‒ научно-техническую, которая может быть связана с капитальными и текущими затратами на научно-технические разработки, а также ориентирована на внутренние и внешние проекты

Такой подход потребует изменение большинства форм финансовой отчетности по статьям: активы, доходы и расходы, денежные потоки.

На уровне государства подобная градация на такие виды деятельности и связанные с ними доходы и расходы будут необходимы для государственного управления, так как разные типы расходов целесообразно облагать налогами по-разному, что соответствует принципу социальной справедливости налогообложения и поддержки приоритетных отраслей экономики и видов деятельности.

Вывод: Экономический патриотизм в коммерческой среде есть и должен быть, однако источники информации, которыми является бухгалтерский учет, анализ и контроль как составляющие процесса управления предприятием не позволяют оценить экономический патриотизм и не представляют желаемую достоверность информации. Следовательно, фактически концепция экономического патриотизма позволит сменить методологию налогообложения в стране. Вопросам экономического патриотизма и налогообложения страны будут посвящены следующие работы авторов.

Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016–2020.html (дата обращения 31.08.2016)
  2. Брагина З. В., Пономаренко Е. В. Экономический патриотизм как управленческий ресурс [Текст] / З. В. Брагина, Е. В. Пономаренко // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2014. — Т. 20, № 4. — С. 94–99.
  3. Клинова М. В. Теория и практика партнерства государства и частного капитала в европейских странах: Автореферат, д.э.н. — М., 2014. — 48 с.
  4. «Экономический патриотизм» и роль государства [Текст] / М. Клинова // Мировая энергетика. — 2008. — N 6 (54). — С. 14–16
  5. Соколов В. Я. Отличия МСФО и традиционной бухгалтерии / В. Я. Соколов // Бухгалтерский учет. — 2010. — N 7. — С. 106–110
  6. Бухгалтерский учет: субъективные суждения и объективные реалии [Текст] / В. Ф. Палий //Бухгалтерский учет. — 2004. — N 9. — С.. 5–10.
  7. Львова Н. А. Финансовая диагностика предприятия / Н. А.Львова; под ред. В. В. Иванова. — Москва: Проспект, 2015. — 304 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle