Библиографическое описание:

Реут М. Н. Развитие личности учащегося посредством проектной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 161-163.



Наше дело — воспитать Личность...

Как же организовать работу, чтобы на каждом уроке на тебя смотрели не тоскливо пустые глаза учеников, а горящие, беспокойные, полные мысли и переживаний? Наверное, такой вопрос задаёт себе каждый учитель. В последнее время много говорится о том, каким должно быть современное обучение. Я думаю, что направляющая линия современного образования — это развитие личности ученика, развитие тех его способностей, которые нужны ему самому и обществу.

Целью моей работы является: формирование интеллектуально и духовно высокоразвитой, критически и творчески мыслящей личности, способной самореализоваться в жизни.

Задачи, которые я ставлю перед собой

  1. формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся;
  2. стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний;
  3. развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;
  4. Воспитание общественно-активной творческой личности.

Новизна заключается в использовании комплексного подхода, интеграции разных видов деятельности при создании проектов на уроках и во внеурочное время. Это способствует развитию интереса ребёнка к учебным предметам, самореализации личности учащегося, развитию его интеллектуальных, творческих способностей, волевых качеств, умения успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру.

Типы проектов, которые мы разрабатываем с ребятами:

− практико-ориентированные (создание таблиц, схем, карточек);

− игровые или ролевые (инсценировки, постановка спектаклей);

− творческие (составление ребусов, кроссвордов);

− информационные (создание презентаций-экскурсий).

Формы классной и внеклассной работы по созданию проектов:

  1. индивидуальные:

− схемы, алгоритмы;

− кроссворды;

− ребусы;

− иллюстрации;

− презентации;

− творческие работы;

− исследовательские работы.

  1. групповые:

− инсценирование;

− спектакли.

Основные этапы работы над проектом традиционны:

  1. проблематизация (знакомство с новым материалом на уроке);
  2. целеполагание;
  3. планирование работы;
  4. реализация проекта (самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, медиаресурсами);
  5. презентация, защита работы.

Во время проведения химического КВН нужно было рассказать о превращениях веществ. Ребята составили и обыграли сказку. На неделе химии агитбригада выступила перед учащимися школы с программой «Планета – наш дом», в которой рассказала о влиянии промышленных предприятий нашего города на экологическое состояние окружающей среды. На наше мероприятие были приглашены представители крупных промышленных предприятий города Тимашевска и ребята, опираясь на проведенные исследования обратились к ним с предложением реконструировать очистные сооружения своих предприятий. Особое внимание уделялось фабрике «Нестле».

Чтобы увлечь учащихся 8-ых классов новым предметом, я предлагаю им поработать с кроссвордами и составить их самим. Это хорошо помогает при изучении химических терминов. Кроме кроссвордов ребята составляют книжки-малышки (при изучении химических элементов, в которых собраны интересные факты о химических элементах). После прохождения отдельных тем ребята составляют кроссворды, составление кроссвордов помогает ребятам более полно усвоить пройденный материал. После изучения темы «Химическая связь» ребята выполняют творческую работу в виде схемы образования химической связи, что помогает школьнику лучше разобраться с данным материалом. При изучении сложных тем каких как «Составление формул неорганических веществ» заранее предлагаю ребятам предлагаю ребятам составить схемы-карточки, что позволяет учащимся лучше усвоить сложный материал. Учащиеся старших классов после изучения тем готовясь к ГИА и ЕГЭ не только решают тестовые задания, но и сами составляют разноуровневые тесты с соблюдением структуры КИМов в их тестовых заданиях есть части 1 и 2. Ребята на уроке обмениваются этими тестами решают их, проверяют друг у друга и а кабинете пополняется банк заданий по ГИА и ЕГЭ.

На уроках при изучении конкретных тем, использую методы проблемного обучения, исследовательской деятельности, развиваю у учащихся самостоятельность в поиске знаний.

При изучении химии большое внимание уделяю урокам-исследованиям. На которых, прежде всего, учу ребят анализировать материал, проявлять творческую активность в его усвоении.

В процессе изучения химии в 9–11 классах мной разработаны и проводятся такие уроки- исследования как, например, «Биохимия почв»: в ходе проведения работы учащиеся не только знакомятся с химическим составом почв, но и делают выводы о соотношении организмов (дождевых червей) и качестве почв, токсичности элементов, сами дают рекомендации по природоохранным мероприятиям.

При изучении раздела «Химия в быту» проводятся уроки, в ходе которых, школьники учатся применять на практике полученные знания по химии для решения бытовых проблем: Например, определение качества продуктов питания: мясных консервов, фруктовых соков, меда, шоколада.

При изучении курса «Органическая химия» проводятся уроки, целью которых является показать пагубное влияние органических веществ на живые организмы. Например, урок «Природные источники углеводородов и их переработка», в ходе изучения этой темы происходит знакомство с нефтью и нефтепродуктами. Необходимо рассмотреть не только их положительную роль в жизни человека, но и отрицательное влияние в качестве загрязнителей. Школьники в ходе исследовательской работы самостоятельно приходят к выводу о пагубном влиянии нефти и нефтепродуктов на живые организмы.

При изучении курса: «Основы общей химии» знакомясь с темой «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов» раскрывается роль периодического закона применительно к биологическим процессам, протекающим в природе, единстве и целостности окружающего мира.

Изучение темы «Металлы» связано с раскрытием двойственного влияния ионов металлов на природу в зависимости от концентрации в окружающей среде. Коррозия металлов рассматривается как результат и фактор загрязнения окружающей среды.

В ходе исследовательской работы: «Оксиды неметаллов» эти соединения рассматриваются как загрязнители природной среды. Происходит знакомство с понятием «кислотные дожди», их природой, ущербом, который они наносят природе и объектам окружающей среды: металлическим конструкциям, бетонным сооружениям. Учащиеся приходят к выводу, что экономически более выгодно предотвратить загрязнение, чем восстанавливать разрушенное.

Проектно- исследовательская работа во внеурочное время построена по плану:

  1. Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме. Определение цели исследования и путей её решения. Например, оценить экологическое состояние реки Кирпили.
  2. Исследовательский этап: изучение предлагаемой проблемы на практике, он включает в себя социальный опросов, работу с дополнительной литературой, планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента. Например, определить цвет, запах, pH, температуру воды, а также исследовать химический состав воды.
  3. Заключительный этап. Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение на школьных и районных конференциях.

Таким образом, исследовательская работа активизирует все виды деятельности учащихся, способствуют развитию их личности и формированию логического мышления, затрагивает чувства учащихся, заставляет мыслить самостоятельно, и что немаловажно, возрастает интерес к предмету.

С 2007 года в нашей школе мной организованно научное общество «Наше время», задачами которого являются:

  1. Вовлечение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся.
  2. Обучение учащихся работе с научной литературой.
  3. Оказание помощи в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
  4. Организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований.
  5. Рецензирование научных работ.
  6. Участие в научно-практических, исследовательских конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.

Преобладающая форма деятельности — исследовательская работа, которая ведётся по следующим направлениям:

− «Наш дом — планета Земля».

− «Состояние биосферы. Загрязнение окружающей среды».

− «Антропогенное воздействие на атмосферу и его последствия».

− «Изменение состава атмосферы нашей планеты».

За время деятельности научного общества «Наше время» учащимися были разработаны и защищены более 30 научно-исследовательских проектов, 20 из них стали победителями и призерами на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Использование данной методической системы в урочной и внеурочной деятельности способствует — развитию самостоятельности, творческих способностей ребёнка, помогает формировать духовно-нравственную личность; организует детей во внеурочное время.

Развитие личности учащегося посредством проектной деятельности даёт замечательные результаты:

  1. Ростом качества знаний и успеваемости по предмету;
  2. Увеличение количества учащихся, выбирающих химию для итоговой аттестации, положительная динамика качества знаний по экзаменационным оценкам и среднему баллу;
  3. Рост качества творческих и научно-исследовательских работ учащихся;
  4. Динамика участия в предметных олимпиадах;
  5. Повышение воспитательного процесса учебной деятельности.

В завершение подчеркну, что стратегия учителя, создающего развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и совершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle