Управление профессиональным развитием в современных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.09.2016

Статья просмотрена: 2547 раз

Библиографическое описание:

Зарубина, Т. А. Управление профессиональным развитием в современных организациях / Т. А. Зарубина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 389-392. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33538/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассмотрен вопрос важности профессионального развития в современных организациях. Составлены этапы управления профессиональным развитием персонала в системе управления персоналом организации и выделены основные требования к управлению профессиональным развитием.

Ключевые слова: профессиональное развитие, управление развитием персонала, цель профессионального развития

Тема профессионального развития не нова, но тем не менее не теряет своей актуальности. Ведь недостаточное внимание к профессиональному развитию персонала в современных организациях, зачастую приводит к снижению профессионализма и компетентности персонала, что, в свою очередь, влечет за собой ухудшение результативности и эффективности деятельности персонала и предприятия в целом. Можно сказать, что развитие персонала является важным условием успешной деятельности любой организации. Особенно справедливо данное высказывание на современном этапе, когда научно-технический прогресс ускоряется, происходят быстрые изменения и требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Знания выпускников в начале XX века обесценивались через 30 лет, в конце века — через 10, современные специалисты должны переучиваться через 5 лет.О важности профессионального развития свидетельствует тот факт, что большинство зарубежных предприятий выделяют для этой цели 10 % фонда заработной платы. Ведь именно капиталовложения в персонал организации будут способствовать созданию благоприятного климата в коллективе, мотивировать работника к своему совершенствованию и повышать его приверженность к организации.

На данный момент среди как теоретиков, так и практиков выдвигается множество мнений по поводу того, что же важно учитывать в управлении профессиональным развитием. Например, управление профессиональным развитием в первую очередь должно быть ориентированным на цели развития организации или необходимо учитывать потребности в профессиональном развитии не организации, а персонала и т. д. Я считаю, что некоторые мнения носят более частный характер, т. е. они не универсальны и подходят лишь для некоторых организаций. Я же хотела бы выделить такой аспект, который бы был актуален для большинства компаний.

В управлении профессиональным развитием самое важное быть готовым к изменениям.

В современном мире, когда технические средства коммуникации оказывают огромное влияние на все сферы деятельности человека, в том числе и на профессиональную, когда информация становится прогрессом развития и задает образцы поведения, отражает и формирует общественное мнение, социальные потребности, важно быть готовым идти в ногу с прогрессом. «Философия все чаще рассматривает информацию в качестве третьего базисного компонента бытия наряду с веществом и энергией. На практике информация превращается не просто в мощный ресурс, а в ключевой фактор социального прогресса. Владение информацией отождествляется с обладанием властью» [1, с. 6].

Здесь имеет смысл объяснить понятие «развитие» персонала и его цель. Развитие персонала — это деятельность, включающая систему управленческих технологий, методов и мероприятий, направленная на совершенствования профессионального и личностного потенциала персонала, его социально-психологических компетенций, лидерских качеств с целью повышения эффективности работы компании и повышению личной эффективности. Развитие персонала ориентировано на будущее и взаимосвязано со стратегией развития компании в целом [3, с. 28].

Целью профессионального развития персонала — является обеспечение организации высококвалифицированными и мотивированными работниками для эффективной деятельности и конкурентоспособности предприятия на рынке. А так как сегодня уже стала очевидной исчерпанность существующих моделей передачи опыта и «навязывания готовых рецептов» [2, с. 24], то для подготовки высококвалифицированных и мотивированных работников важно не столько передавать следующим поколениям свои знания, ценности, навыки, сколько подготовить их к умению самостоятельно действовать и принимать решения в условиях постоянных изменений, которых до этого не было в жизни предшествующих поколений.

Также необходимо рассматривать цель развития сотрудников с разных углов зрения. С точки зрения организации развитие сотрудников, это улучшение производственного потенциала коллектива, повышение эффективности (максимизация) результатов использования персонала посредством реализации поставленных организацией целей и улучшение социально-психологического климата. С позиции сотрудников же организации, профессиональное развитие заключается в формировании и постоянном обогащении личностных характеристик, навыков и умений, профессиональных знаний, которые необходимы им для эффективного исполнения своих должностных обязанностей, функций, прав. Значит, профессиональное развитие есть результат взаимодействия потребностей и требований организации с характеристиками и интересами конкретного сотрудника — только тогда этот процесс целенаправлен и будет иметь результат. Формирование и изучение карьерного потенциала работника заключается в определении путей служебного роста работника, удовлетворяющих потребность организации в кадрах в нужное время. Таким образом, мы можем представить этапы управления профессиональным развитием сотрудников, следующим образом (см. рис.1).

Рис. 1. Этапы управления профессиональным развитием персонала в системе управления персоналом организации

Далее попробуем выделить наиболее значимые критерии, требования, которые важны в управлении профессиональным развитием.

Требования к управлению профессиональным развитием:

− Одним из основных требований к управлению профессиональным развитием является наличие целей, которые будут, во-первых, конкретными и специфичными, во-вторых направленными на получение практических навыков и наконец поддающимися оценке, т. е. которые возможно измерить.

− Профессиональное развитие в организации должно представлять собой не однократные мероприятия (которые в конечном итоге на дадут особых результатов), а целостную систему профессионального развития и карьерного роста.

− Подбор способов развития должен осуществляться в зависимости от имеющихся у компании ресурсов, учета возможностей организации, длительности соответствующих мероприятий, состава потенциальных участников, квалификации преподавателей, штатной структуры самой организации, а также целей и задач, которые ставит руководство.

− Профессиональное развитие персонала должно иметь опережающий характер по отношению к развитию организации.

− Профессиональное развитие персонала должно быть взаимосвязано с другими функциональными подсистемами системы управления персоналом организации.

− Стратегия профессионального развития персонала организации, принципы, методы развития, технологии развития, должны обеспечивать не только поддержание соответствующего качественного уровня персонала требованиям организации, а еще и обеспечивать возможность удовлетворения потребностей самих работников в профессиональной самореализации.

− В разработке концепции профессионального развития персонала руководством организации должно учитывать взаимосвязь общей стратегии развития организации и стратегии профессионального развития персонала.

− Концепция профессионального развития должна строится с учетом как внутренних, так и внешних факторов.

− Необходимо развитие профессионального и социального стимулирования персонала к профессиональному развитию.

Литература:

  1. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития / М. Н. Грачев. – М.: Прометей, 2004. — 328 с.
  2. Лисовский В. Т. О чем спорят старшеклассники / В. Т. Лисовский. — М.: Совершенство, 1998. — 411 с.
  3. Самородская Н. Г. Критерии оценки эффективности развития сотрудников // Управление развитием персонала. — 2015. — № 4. – С. 28–31.
  4. Сухорученко О. В. Развитие концепции профессионального развития персонала организации. // «НАУКОВЕДЕНИЕ» — 2013 — № 5. – С. 1–6.
  5. Хоуден Дж. Искусство вовлечения. Как максимально полно раскрыть потенциал своих сотрудников: пер. с англ. / Дж. Хоуден. — М.: Эксмо, 2011. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное развитие, профессиональное развитие персонала, персонал организации, развитие персонала, этап управления, развитие организации, развитие сотрудников, система управления, требование, требование организации.


Ключевые слова

профессиональное развитие, управление развитием персонала, цель профессионального развития

Похожие статьи

Управление развитием персонала как фактор роста...

Развитие персонала организации является комплексной функцией управления персоналом и предполагает, что в процессе развития происходят прямые капиталовложения в работников, направленные на повышение их конкурентоспособности, а следовательно, и...

Планирование, обучение и развитие персонала

 осознание управленческим персоналом важности развития сотрудников; снижение текучести кадров.

Планирование развития персонала в организации. Корпоративное обучение как метод повышения лояльности персонала.

Организация системы развития персонала в компании...

В статье рассмотрены проблемы организации систем развития персонала на примере компании ООО «Морское агентство группы Посейдон». Ключевые слова:персонал, управление персоналом, развитие персонала, обучение персонала, мотивация, деловая карьера.

Развитие службы управления персоналом на предприятии

Система управления персоналом является важнейшей составляющей системы управления компании в целом и является одной их важных функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации.

Китайская практика развития персонала организации

В китайской системе управления развитием персонала можно выделить следующие подсистемы [2]

2) Базовое развитие персонала — регулярное обучение и планирование карьеры сотрудников.

Необходимость повышения квалификации трудового персонала...

Система повышения квалификации трудового персонала, как фактор успешного развития организации включает:  производственно-технические курсы;  курсы целевого назначения

Профессиональные стандарты как основа изменения системы...

Организация системы развития персонала в компании, оказывающей услуги по деловым, корпоративным и частным поездкам. Профессиональные информационные системы в сфере бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Планирование развития персонала в организации

Рассмотреть термин планирование развития персонала; Рассмотреть квалификационные требования к персоналу, к планированию обучения

Дать объяснение, для чего нужно обучение и развитие персонала в организации.

Методы повышения эффективности системы...

Исследование организации системы профессионального развития персонала современных российских банков позволило сделать вывод о том, что.

- карьерная модель, под которой понимается система управления карьерного развития сотрудника.

Похожие статьи

Управление развитием персонала как фактор роста...

Развитие персонала организации является комплексной функцией управления персоналом и предполагает, что в процессе развития происходят прямые капиталовложения в работников, направленные на повышение их конкурентоспособности, а следовательно, и...

Планирование, обучение и развитие персонала

 осознание управленческим персоналом важности развития сотрудников; снижение текучести кадров.

Планирование развития персонала в организации. Корпоративное обучение как метод повышения лояльности персонала.

Организация системы развития персонала в компании...

В статье рассмотрены проблемы организации систем развития персонала на примере компании ООО «Морское агентство группы Посейдон». Ключевые слова:персонал, управление персоналом, развитие персонала, обучение персонала, мотивация, деловая карьера.

Развитие службы управления персоналом на предприятии

Система управления персоналом является важнейшей составляющей системы управления компании в целом и является одной их важных функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации.

Китайская практика развития персонала организации

В китайской системе управления развитием персонала можно выделить следующие подсистемы [2]

2) Базовое развитие персонала — регулярное обучение и планирование карьеры сотрудников.

Необходимость повышения квалификации трудового персонала...

Система повышения квалификации трудового персонала, как фактор успешного развития организации включает:  производственно-технические курсы;  курсы целевого назначения

Профессиональные стандарты как основа изменения системы...

Организация системы развития персонала в компании, оказывающей услуги по деловым, корпоративным и частным поездкам. Профессиональные информационные системы в сфере бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Планирование развития персонала в организации

Рассмотреть термин планирование развития персонала; Рассмотреть квалификационные требования к персоналу, к планированию обучения

Дать объяснение, для чего нужно обучение и развитие персонала в организации.

Методы повышения эффективности системы...

Исследование организации системы профессионального развития персонала современных российских банков позволило сделать вывод о том, что.

- карьерная модель, под которой понимается система управления карьерного развития сотрудника.

Задать вопрос