Концепт «любовь» в лирике Пушкина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.09.2016

Статья просмотрена: 4069 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, А. О. Концепт «любовь» в лирике Пушкина / А. О. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 558-560. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33528/ (дата обращения: 20.04.2024).



Концепт ЛЮБОВЬ занимает ведущее место в концептосфере А. С. Пушкина наряду с концептами СВОБОДА, ДРУЖБА, ГАРМОНИЯ и др.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в лирике. Чувство любви понимается в стихах A. C. Пушкина, с одной стороны, как переживание определенного набора чувств в обобщенном понятии, а с другой — как осознание и последующая демонстрация внутреннего мира влюбленного лирического героя, образ которого автобиографичен. Задача данной статьи — наметить некоторые вехи когнитивно-дискурсивного анализа творчества Пушкина.

В «Словаре языка А. С. Пушкина» слово «любовь» определяется как «интимное чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею». В древней мифологии и поэзии — космическая сила. В платонизме любовь — эрос — сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь — любовь, свободная от чувственного влечения.

Традиционно считается, что сущность поэта ярче всего проявляется в любовной лирике. Рассмотрим, как представлена любовь в поэтической картине мира А. С. Пушкина.

Тема любви к женщине (любовь-эрос) звучит во многих стихотворениях и представлена многогранно: любовь — чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления, любовь как мимолетное влечение, любовь человека, умудренного жизнью, любовь и чувства, сопутствующие ей (радость, печаль, грусть, ревность и т. д.).

Шедеврами пушкинской любовной лирики является немало стихотворений. Среди них «Признание» («Я вас люблю — хоть я бешусь...»).

Следующие строки из этого стихотворения характеризуют поэта как натуру возвышенную, глубоко чувствующую и любящую:

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, — я зеваю:

При вас мне грустно, — я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

В этом стихотворении Пушкин сравнивает любовь с болезнью — то же сравнение мы находим в стихотворении «Выздоровление»:

Тебя ль я видел, милый друг?

Или неверное то было сновиденье,

Мечтанье смутное, и пламенный недуг

Обманом волновал мое воображенье?

Наиболее емко пушкинское суждение о любви как болезни выражено в четвертой — и заключительной — строке стихотворения «Надпись на стене больницы»: «Болезнь любви неизлечима!».

Таким образом, в данных примерах реализуется когнитивная метафора любовь-болезнь.

К ней присоединяется любовь как цепь мученья, грустный плен, огонь мучительных желаний, отрава наших дней, труд и стыд напрасный, ужас,яд, сердечная рана — все это репрезентирует фрейм «несчастная любовь».

Заметим, что для А. С. Пушкина любовь знаменовала собой явление чистого и незамутненного сознания. Это чувство всегда предшествовало любви как таковой и служило своего рода знаком перед ее появлением:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты...

Только пробужденная душа способна любить, способна чувствовать и видеть красоту. А душа утомленная стирает память о прекрасных встречах:

Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

Любовная лирика поэта, как отмечают многие критики и читатели, пронизана музыкальностью. Многие произведения звучат как романсы и симфонии. Сегодня часть их них положена на музыку: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне» и многие другие.

Для поэта любовь — это «чудное мгновенье», «часы надежд и наслаждений»:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

Любовь — это музыка, выражение, признание в любви — это реализация фрейма «счастливая любовь»:

Кляну речей любовный шепот,

Стихов таинственный напев,

И ласки легковерных дев,

И слезы их, и поздний ропот.

***

Но кто любви не жертвовал собою?

Вы, чувствами свободные певцы!

Пред милыми смирялись вы душою,

Вы пели страсть — и гордою рукою

Красавицам несли свои венцы.

В другом стихотворении — «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» — есть строки, которые можно считать эпиграфом ко всей жизни Пушкина: «...И сердце вновь горит и любит — оттого, // Что не любить оно не может».

Особой проникновенностью отличается стихотворение «Я вас любил…». В этой лирической миниатюре заключены общечеловеческие духовные ценности. Читая строки «Я вас любил...», мы не обнаруживаем в них ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Но, говоря словами В. Г. Белинского, «в нем та же трогающая душу гуманность, та же артистическая прелесть, что и в других интимных стихотворениях поэта».

Эта простота позволяет в своеобразной манере изложения раскрыть самые различные чувства.

«Я вас любил» — выражение повторяется троекратно и, сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые оттенки:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

В этой части стихотворения подчеркиваются благородство, ненавязчивость лирического героя. Чувства его не остыли, но он не хочет тревожить и печалить объект своей любви.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим...

Автор указывает на силу любви, многогранность сопутствующих чувству переживаний: безнадежность, робость, ревность.

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Этими словами Пушкин утверждает, что настоящая любовь — это пожелание быть счастливой и любимой даже другим.

Примечательно, что у Пушкина часто реализуется когнитивная метафора любовь-огонь: «Не угасал мой пламень страстный», «И сердце вновь горит и любит».

Тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни, как романтическая, опустошающая страсть (это любовь-эрос). В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине (любовь-филиа). И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства (любовь-агапе).

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, любовь, Болезнь любви, душ, когнитивная метафора, стихотворение, чувство, чудное мгновенье.


Похожие статьи

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Автор: Коротина Любовь Дмитриевна.

Чувства находятся в глубине души человека, являются более устойчивыми и не зависят от ситуаций по сравнению с эмоциями.

Стихотворение богато метафорами.

Метафора в когнитивной лингвистике | Статья в журнале...

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, исследование метафоры, метафора на языке, метафора в мыслях

Рассмотрим следующие довольно приземлённые высказывания, которые часто используются, чтобы говорить о любви и отношениях (Гиббс, 1994)

«Любовь» в контексте метафорического моделирования

Предметом нашего изучения являются когнитивные метафорические модели чувств и эмоций

Эмоциональная ситуация «любви» метафорически интерпретируется через обращение к образам разнообразных движений.

Концепт «любовь» в лирике Пушкина.

Любовь — неотъемлемая часть бытия человека: опыт...

Предметом нашего исследования являются когнитивные метафорические модели чувств и эмоций

Объект, на который направлено чувство любви (человек противоположного пола, члены семьи)

Душа девять дён ходит, а в сорок дён определят, куда — в рай или в ад (Верш.).

Стилистические особенности и философская проблематика...

Стилистические особенности и философская проблематика в стихотворении А. С. Пушкина «Подражание Корану».

Кладез — символ того, что принято называть «дарами божьими»: то, ради чего стоит жить, в чем человек может черпать жизненные силы (вера, труд, любовь).

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции...

Пушкин, развернутая метафора, стихотворение, восклицательный знак, седое время, жизненный путь человека, жизнь человека, строфа, время, телега.

Творческая история лирических произведений через призму писем...

Пушкин употребил в дело символику и религиозный пафос Востока, отвечавший мыслям и чувствам, которые были в душе самого поэта, тем, еще не

Их подражательность помогала тому, что привычные метафоры приобретали обновленный

Я помню чудное мгновенье.

Концепт Love в художественной литературе (на материале...)

В рамках данного исследования любовь понимается, как глубокое, интимное чувство, сердечная склонность.

В то же самое время один и тот же семантический признак, лежащий в основании базовой когнитивной метафоры, может порождать ее различные вербализации...

Понятийный слой концепта «поэт» в лирике И. А. Чернухина...

При этом, «Поэт» не должен никому показывать свои эмоции и чувства.

Верность своим моральным установкам, твердость духа, горячая любовь к Родине — отличительные черты «Поэта» — героя стихотворений И. А. Чернухина.

Похожие статьи

Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств...

Автор: Коротина Любовь Дмитриевна.

Чувства находятся в глубине души человека, являются более устойчивыми и не зависят от ситуаций по сравнению с эмоциями.

Стихотворение богато метафорами.

Метафора в когнитивной лингвистике | Статья в журнале...

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, исследование метафоры, метафора на языке, метафора в мыслях

Рассмотрим следующие довольно приземлённые высказывания, которые часто используются, чтобы говорить о любви и отношениях (Гиббс, 1994)

«Любовь» в контексте метафорического моделирования

Предметом нашего изучения являются когнитивные метафорические модели чувств и эмоций

Эмоциональная ситуация «любви» метафорически интерпретируется через обращение к образам разнообразных движений.

Концепт «любовь» в лирике Пушкина.

Любовь — неотъемлемая часть бытия человека: опыт...

Предметом нашего исследования являются когнитивные метафорические модели чувств и эмоций

Объект, на который направлено чувство любви (человек противоположного пола, члены семьи)

Душа девять дён ходит, а в сорок дён определят, куда — в рай или в ад (Верш.).

Стилистические особенности и философская проблематика...

Стилистические особенности и философская проблематика в стихотворении А. С. Пушкина «Подражание Корану».

Кладез — символ того, что принято называть «дарами божьими»: то, ради чего стоит жить, в чем человек может черпать жизненные силы (вера, труд, любовь).

Стилистические фигуры, тропы и их стилистические функции...

Пушкин, развернутая метафора, стихотворение, восклицательный знак, седое время, жизненный путь человека, жизнь человека, строфа, время, телега.

Творческая история лирических произведений через призму писем...

Пушкин употребил в дело символику и религиозный пафос Востока, отвечавший мыслям и чувствам, которые были в душе самого поэта, тем, еще не

Их подражательность помогала тому, что привычные метафоры приобретали обновленный

Я помню чудное мгновенье.

Концепт Love в художественной литературе (на материале...)

В рамках данного исследования любовь понимается, как глубокое, интимное чувство, сердечная склонность.

В то же самое время один и тот же семантический признак, лежащий в основании базовой когнитивной метафоры, может порождать ее различные вербализации...

Понятийный слой концепта «поэт» в лирике И. А. Чернухина...

При этом, «Поэт» не должен никому показывать свои эмоции и чувства.

Верность своим моральным установкам, твердость духа, горячая любовь к Родине — отличительные черты «Поэта» — героя стихотворений И. А. Чернухина.

Задать вопрос