Библиографическое описание:

Залуцкая Г. Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 12-16.



В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия конкурентоспособности на рынке труда. Даются определения видов исследовательских работ, краткая историческая справка развития проблемно-поискового метода. Приводится последовательность проведения исследования и принципы, на которых должно основываться развитие исследовательских навыков у студентов. Делается вывод, что развитие вышеозначенных умений возможно только при обеспечении ряда условий, способствующих успешному формированию исследовательских умений будущего специалиста.

Ключевые слова: исследовательские умения, модернизация профессионального образования, конкурентоспособность выпускников.

Одной из основных проблем российской экономики продолжает оставаться проблема кадрового потенциала. Отражением этого факта является продолжающийся процесс модернизация российского образования. Модернизация профессионального образования предполагает принципиальное изменение традиционных подходов к системе подготовки специалистов со средним специальным образованием [6, 9].

Сегодня главной целью среднего профессионального образования является создание условий для формирования творчески активной, социально адаптированной, конкурентоспособной личности.

Конкурентоспособность выпускников учреждений профессионального образования зависит от степени соответствия их профессионально-квалификационных характеристик к требованиям современного рынка труда [2, 8].

К сожалению, современный выпускник-специалист этим требованиям не всегда отвечает. Это связанно с определенным консерватизмом педагогических кадров, да и попросту их нехваткой, с ощутимым дефицитом современного оборудования в образовательных учреждениях, фондов, соответствующих требованиям времени, а главной проблемой считаю отсутствие реальной связи с работодателем, незнание его запроса. В результате молодые специалисты могут приступить к практической работе на предприятии лишь после дополнительного обучения, что вызывает у работодателей вполне объяснимое недовольство. Эти процессы автоматически снижают шансы на получение работы по сравнению со специалистами с более высоким уровнем квалификации, опытом работы по специальности.

Профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в будущем [6, 10].

Согласно Федеральному Государственному стандарту среднего профессионального образования будущие специалисты должны быть готовы самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности [1]. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения студентов в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.

Исследовательская компетентность современного специалиста включает способность к анализу явлений и систем, опыт использования технологий принятия решения, в том числе по вопросам необходимости новых разработок или выбора и использования наиболее подходящих решений из существующих, а также обоснованного выбора оптимальных путей, а также навыки проверки надежности сконструированных информационных ресурсов и деятельности по повышению эффективности их эксплуатации.

Таким образом, формирование исследовательских умений студентов как одного из условий успешной подготовки будущих специалистов является актуальным и способствует реализации требований ФГОС СПО.

Исследования важны не только для познания новой области, но и как метод обучения в системе профессионального образования. Еще в 1960-е годы в теории познания берет свое начало специальное направление — теория научного поиска [3, 43], которая рассматривает процесс познания с позиций творческой деятельности конкретного субъекта. Внимание философов привлекает построение научного исследования, его логика, они выделяют основные категории процесса научного поиска — проблему, факт, систему.

Эмпирическое исследование, в основе которого лежит проблема, отражающая то или иное противоречие действительности, побуждает исследователя к творческой поисковой деятельности: строятся различные предположения, выдвигаются научные гипотезы, определяются способы их проверки — различные виды экспериментов. Итогом проделанной работы становятся новые факты, которые исследователь анализирует, осмысляет, сопоставляет с устоявшимися теориями. Исследование как творческая на всех этапах деятельность интенсивно развивает мышление того, кто ею занимается [5, 17].

В 60—70-е годы XX в. дидакты начинают поиск новых методов обучения в связи с возрастающей потребностью общества в развитии у учащихся активного творческого мышления. Поиск приводит их к созданию проблемного метода-обучения, что наиболее ярко представлено в монографическом исследовании М. И. Махмутова.

Проблеме исследовательских работ посвящено ряд исследований М.А Данилова, Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистого, М. М. Поташника, Г.И. Щукиной и др. Так по мнению П.И. Пидкасистого, показателем определения степени развития исследовательской деятельности у педагогов является постепенное изменение их учебной работы: от элементарного воспроизведения прочитанного до зарождения прочного интереса к изучаемым явлениям, предметам, к самому процессу познания и потребности к новым знаниям.

В ходе выполнения исследований решается двоякая задача: приобретаются умения и навыки изучения специальной литературы, проведение исследования и, в то же время знания по педагогике, методике, психологии, основам учебно-исследовательской деятельности приобретают конкретное наполнение, закрепляются в ходе непосредственной работы с детьми. В результате обеспечивается повышение уровня методической подготовки будущих педагогов.

Исследовательские работы (тексты), которые являются результатом исследовательской деятельности студентов, должны соответствовать некоторым требованиям. Они должны отражать современный уровень и перспективы развития отрасли науки, в рамках которой проводится исследование. Это требование обеспечивается через изучение и критический сопоставительный анализ научной литературы по выбранному направлению или теме. В результате делается краткая характеристика проблемы, выясняется состояние её решения на текущий момент.

Вот некоторые виды исследовательских работ:

Аннотация– краткая характеристика текста, книги, статьи, рукописи, раскрывающая содержание, где фиксируются основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора.

Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.

Квалификационная работа – научно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей науки; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы.

Курсовая работа– самостоятельное теоретическое или экспериментальное исследование отдельных частей учебного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы.

Конспект– краткая запись содержания чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы.

План – компактно отражает последовательность изложения материала (типы планов см. приложение).

Тезис – краткое изложение какого-нибудь положения, идеи, а также одной из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

Рефератрассматривается как одна из форм отчета о результатах исследовательской деятельности педагогов-практиков. В отличие от конспекта, который является сокращенным вариантом изложения текста другого автора, реферат – это новый авторский текст, новый по изложению, систематизации материала, по авторской позиции, по сравнительному анализу, но не обязательно новый по идеям.

В литературе встречаются термины «научно-исследовательская работа» и «учебно-исследовательская работа», которые толкуются по-разному. Так, под научно-исследовательской работой понимают такую деятельность студента, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. Под учебно-исследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой [5, 17]. Таким образом, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов взаимодополняют друг друга. Из приведенных определений видно, что существенным различием между ними является степень самостоятельности выполнения исследовательского задания студентом и новизна результата.

Начинать овладение технологией проведения исследований можно с первого курса в ходе занятий по всем учебным дисциплинам (как теоретических, так и практических).

Для достижения результата исследования применима следующая последовательность:

  1. Актуализация проблемы (найти проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
  6. Определение последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
  9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
  10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Вовлеченность студента в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.

При выполнении исследовательских заданий формируются: информационная, деятельностно-творческая, учебно-познавательная, коммуникативная, исследовательские компетенции. Развивается способность самостоятельно осуществлять отбор и анализ литературы, организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки, умения задавать вопросы к фактам, отыскивать причины явлений, умение представлять результаты своего исследования.

Все выше сказанное и определило цель моей работы, как преподавателя, которая заключается в изучении самого вопроса – исследовательская деятельность обучающихся и создании условий, способствующих, формирование исследовательских умений будущих специалистов средствами преподаваемых дисциплин.

Достижение цели возможно при реализации следующих задач:

- Создание системы действий в условиях учебного занятия, способствующей успешному формированию исследовательских умений будущего специалиста;

- Развитие способности к анализу и проектированию своей профессиональной деятельности, стремления к творческой самореализации;

- Воспитание таких качеств личности, как ответственность, самостоятельность, склонность к нестандартному мышлению, необходимых будущему специалисту.

В основу моей работы положены следующие теоретико-методологические положения:

- теории использования исследовательского метода в обучении известных дидактов и методистов (Н.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленко, М.И. Махмутов);

- проблемного обучения (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов).

В своей практической деятельности склоняюсь к позиции, что исследовательская деятельность – это не только работа над заданной проблемой и написание студентами исследовательской работы в виде курсовой или выпускной работы, а пользуясь словами С. Л. Рубинштейна, учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником».

Развитие навыков исследовательской работы необходимо базировать на следующих принципах [5, 18]:

- интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости по математике

- непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

- межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Процесс формирования исследовательских умений студентов стараюсь осуществлять по следующим этапам [4]:

Подготовительный этап направлен на выявление уровней сформированности исследовательских умений и мотивации к исследовательской деятельности у студентов за счет использования таких методов как наблюдение за студентами на лекциях, практических занятиях, тестирование, дискуссионные беседы со студентами.

Исследовательская работа студентов на данном этапе включает проведение несложных исследований в рамках предмета. Для этого на практических занятиях предлагаются задания по выбору субъекта и объекта исследования, выбрать период исследования. В результате, студенты приобретают один из важных навыков исследования – умение видеть явление, создавать виртуальную модель данных, находить источники информации.

Операционно-деятельностный этап. На данном этапе формируются операционно-гностические умения (находить и формулировать проблему и противоречия в экономической деятельности субъекта хозяйствования, ставить цели и задачи исследования, находить и формулировать предмет и объект исследования) и конструктивно-проектировочные умения (планировать ход исследовательской работы, осуществлять отбор теоретических методов исследования в соответствии с поставленной целью и исследовательскими задачами).

На занятиях предлагаю студентам задания по разработке целей, задач и плана предстоящего исследования, задания по выбору методологии. Выполнение данных заданий способствует формированию конструктивно-проектировочных умений и подготовке студентов к выполнению курсовой, выпускной работы, в контексте специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

На практических занятиях студенты выполняют работу по исследованию, как отдельных элементов целого явления, так и по изучению целого явления с рассмотрением его структуры и причин его формирования в таком, а не ином виде. Такая деятельность позволяет развивать творческую самостоятельность, умение анализировать противоречия, оценивать и корректировать конечные и промежуточные результаты., прогнозировать течение событий в определенной перспективе

Принципиально важно, чтобы деятельность, организуемая в учебном процессе, давала возможность переживания успешности. Наблюдение за профессиональным и личностным ростом обучающихся приводит к выводу: исследовательская деятельность должна организовываться на основании мотивов общественной значимости. Решение данной задачи реализуется в процессе защиты выполненных практических заданий, курсовых проектов, через выступление учащихся на ежегодной студенческой конференции, где они демонстрируют умения пропагандировать и отстаивать ак­туальность проблемы, пути ее решения, аргументированность выводов, собственные исследовательские позиции.

В ходе выполнения курсовой работы и подготовки выпускной квалификационной работы студенты учатся моделировать познавательные и профессиональные задачи, анализировать полученные результаты, накапливать диагностические методики, проектировать и осуществлять процесс анализа с использованием исследовательских методов, осознают ценность и важность исследовательской деятельности в своей профессиональной подготовке. Отдельно следует упомянуть значение и важность в формировании исследовательских навыков такой деятельности как практическое обучение. Производственная практика позволяет не только стабилизировать эти умения, но и внести необходимую коррекцию. Преддипломная практика позволяет определить степень готовности выпускников к использованию исследовательских подходов в профессиональной деятельности, степень проявления творчества и самостоятельности, способности к анализу и оценочной деятельности

Рефлексивный этап формирования исследовательских умений у студентов предполагает осознание действий, выполненных на каждом этапе, выявление ошибок и причин, ставших помехой для достижения цели, соотнесение полученных результатов в процессе формирования исследовательских умений с запланированным результатом.

Результаты работы по формированию исследовательских навыков появляются через защиту курсовых и дипломных работ обучающимися. Выполнение выпускной квалификационной работы показывает степень сформированности исследовательских умений: владение студентами методикой работы с источниками информации, обобщения и систематизации материала, анализа и оценки полученных результатов.

Таким образом, рассмотренная система включения студентов в исследовательскую деятельность позволяет подготовить будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
  2. Анисимов. Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования // Среднее профессиональное образование. – 2002. – № 4 – с. 8.
  3. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2005. – с. 128.
  4. Грибанова О. С. Исследовательская работа студентов //Специалист. – 2005.
  5. Клименко И. Ф., Кислицына О. А., Сумина Г. П., Федченко Н. П. Формирование у студннтов навыков исследовательской деятельности. // Специалист. – 1998. – № 10. – с. 17-18.
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Народное образование, 2002, №6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle