Библиографическое описание:

Медвидь Е. В. Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 16-20.



«Скажи – и я забуду; покажи – и я запомню; дай – и я пойму.»

Китайская притча.

В статье рассматривается профессионально-познавательной активности через использование в процессе активных и методов обучения, необходимое и обязательное их будущей деятельности специалистов, профессиональной мобильностью, профессиональной компетентностью в профессиональной деятельности.

Ключевые интерактивные методы, активность, проблемная метод кейсов, «мозговой штурм».

Проблема профессионально-познавательной активности до сих является одной наиболее актуальных в и практике среднего образования. Так, в время особенно проблема использования в образовательном учреждении и форм и методов основанных на (внутри- и межгрупповых) познания. В настоящее для теоретиков и образования очевидно, главными факторами личности являются деятельность и взаимодействие людьми.

Одним путей повышения подготовки будущих на современном является целенаправленное их профессионально-познавательной и самостоятельности, так рынок труда конкурентоспособных специалистов, профессиональной мобильностью, умениями, навыками, профессиональной компетентностью в профессиональной детальности.

Воспитание и профессионально активной возможно путем активных методов технологий, способствующих всего формированию коммуникативной и личностной студентов.

Реализация в интерактивных форм и позволяет качественно характер взаимодействия и обучающегося: обучающийся субъектом процесса а педагог – его обеспечивающим творческий и внутренний потенциал студента.

«Интерактивный» (inter – между, act - действовать) – означает «основанный на взаимодействии, диалоге с кем-либо». Другими словами, интерактивные методы обучения ориентированы на широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и с друг другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных уроках сводится к управлению деятельностью обучающихся для достижения запланированных целей занятия [1].

Концепция интерактивного обучения предусматривает несколько форм/моделей обучения:

1) пассивная - студент выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - студент выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания, курсовые работы/проекты и т.д.);

3) интерактивная – взаимодействие, равноправное партнерство.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. Неимитационные технологии не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди можно выделить творческие задания; в малых группах; игры (ролевые имитации, деловые использование общественных (приглашение специалиста, социальные проекты и внеаудиторные методы (соревнования, интервью, спектакли, выставки); и закрепление нового (интерактивная лекция, с наглядными пособиями, и аудиоматериалами, «обучающийся в преподавателя», «каждый каждого», мозаика пила), использование сократический диалог); разминки; обратная дистанционное обучение; сложных и дискуссионных и проблем (займи шкала мнений, разрешение проблем решений», «мозговой «анализ казусов», и змейки»); тренинги.

Основные методические принципы обучения:

1) тщательный рабочих терминов, профессиональной лексики, понятий (разработка

2) всесторонний анализ практических примеров деятельности, в которой выполняют различные функции;

3) поддержание всеми студентами визуального контакта;

на каждом одним из функции модератора который инициирует и обсуждение учебной (преподаватель в данном выступает в качестве

4) активное использование средств, в том раздаточного и дидактического в виде таблиц, учебных фильмов, видеоклипов, видеотехники, с которых иллюстрируется материал;

5) постоянное преподавателем активного взаимодействия, снятие напряженности во между участниками, «острых» шагов и отдельных групп

6) оперативное вмешательство в ход дискуссии в возникновения непредвиденных а также в целях новых положений программы;

7) интенсивное индивидуальных заданий контрольные задания или творческого и т.п.);

8) организация среды – «игрового которое должно раскрепощению студентов;

игровых ролей с индивидуальных творческих и способностей;

9) обучение решений в условиях регламента времени и элемента неопределенности в информации [2].

Организация инновационного обучения включает:

 нахождение проблемной формулировки темы, целей и вопросов занятия;

 подготовку учебного пространства (специализированные аудитории, учебные лаборатории и т.п.) к диалогу, к активной работе;

 формирование мотивационной готовности студента и преподавателя к совместным действиям в процессе познания;

 создание специальных (служебных) ситуаций, побуждающих к интеграции усилий для решения поставленной задачи;

 выработку и принятие правил равноправного сотрудничества для студентов и преподавателя;

 использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;

 оптимизацию системы оценки процесса познания и результатов совместной деятельности;

 развитие общегрупповых и межличностных умений и навыков анализа и самоанализа [3].

Изучение дисциплины «Основы бухгалтерского учета» играет важную роль в процессе профессиональной подготовки специалистов специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Практика преподавания и исследование особенностей организации учебного процесса позволили выделить несколько принципиальных подходов к преподаванию данной дисциплины в условиях интерактивного обучения (таблица 1).

Таблица 1

Основные принципы преподавания УД «Основы бухгалтерского учета»

Основные принципы

Приемы и способы реализации

Мотивация изучение бухгалтерского

Характеристика профессии; истории развития учета как активное представление на вводном и занятиях бухгалтерского как инструмента наличие в курсе примеров из жизни

Осуществление связей

Осуществление и параллельных межпредметных при помощи ссылок, объяснения между науками, экономических явлений, способствует осмыслению хозяйственных операций, необходимости их и учета

Максимально и технологичное изложение

Использование в изложении схем, рисунков, разработок, с которыми работать непосредственно занятии (сборники технических средств наличие на законодательных и нормативно-правовых

Активизация самостоятельной деятельности

Проведение семинаров по вопросам бухгалтерского или особенностям в различных отраслях

Преподаватель прилагать все для мотивации изучение бухгалтерского как на лекции, так и всех последующих точно указывая основного курса, и задачи конкретных учета, объясняя применения полученных используя примеры повседневной жизни.

Межпредметные - обязательный элемент обучения. Так, ныне существующему плану студенты знания по специальности в следующем порядке: «Основы учета», «Специальные режимы», ПМ.01 хозяйственных операций и бухгалтерского учета организации» и ПМ.05 работ по или нескольким рабочих, должностям 23369 Кассир». В цепочке ярко принцип последовательности связей. Без основ организации учета невозможно студента определять налогооблагаемой базы различных видов и исчислять их. Общая связи между предметами и профессиональными заключается в том, для каждого этих курсов значение имеет база: стандарты учета, законодательные инструктивные материалы. Именно пользоваться ими практике делает специалистом в области учета. Поэтому в обязательном порядке практических занятиях бухгалтерскому учету Налоговый и Гражданский Российской Федерации, Законы, нормативные соответствующие изучаемому разделу бухгалтерского учета. Это вырабатывает у обучающихся привычку обращения к законодательным и инструктивным материалам, а также реализует принцип технологичного изложения курса.

Знания, приобретенные в ходе изучения указанных дисциплин, в последствии широко применяются в анализе хозяйственной деятельности предприятий. Освоение этого курса студентом требует всей системы накопленных знаний по учету и налогообложению и является реальной предпосылкой для того, чтобы стать специалистом высокого класса.

Преимущества интерактивных методов обучения для профессиональной подготовки студентов в области учетных дисциплин определяются следующими приоритетами:

1) Студенты осваивают новый материал не в качестве пассивных слу­шателей, а в качестве активных участников процесса обучения;

2) Будущие специалисты получают навыки владения современными технологиями обработки информации.

3) Вырабатывается умение самостоятельно изучать и анализировать законодательные и нормативные документы, отслеживать вносимые в них изменения.

4) Оперативность и актуальность получаемой информации; студенты оказываются вовлеченными в решение сложных практических ситуаций, ко­торые имеют место в бухгалтерской, экономической и аудиторской деятельности.

5) Доступность и гибкость. Студенты могут использовать в процессе обучения информационные законодательные и нормативные базы.

6) Интерактивные методы обучения позволяют осуществлять возмож­ность контактов студентов с преподавателем. Они более профессиональным процесс.

Интерактивные проведения занятий используются при лекций, практических и видов учебных применяются на уровнях подготовки.

Интерактивная объединяет в себе традиционной лекции и игры. Лекция с используется для ранее изученного и контроля за усвоением. Содержание обычно отпечатывается отдельных листах и для самостоятельного студентам. Они обнаружить в тексте и обосновать суть при последующем обсуждении текста лекции. Такая обучения способствует умения осуществлять при изучении материала.

Широко и другой вид лекции – лекция-дискуссия. Лекция-дискуссия критическое мышление, процесс принятия способствует более его пониманию. Между логических разделов организуется беглый мнениями. Дискуссия проводиться также в занятия по содержанию лекции. Данный лекции оживляет процесс, позволяет управлять коллективным аудитории.

Лекция-консультация у студентов умение вопросы. Способствует материала для практического применения. Она при изучения с выраженной практической направленностью. Излагая материал (на уходит 50-70 % времени), акцентирую на ряде практического применения теоретического положения, время отвечаю вопросы студентов.

В процессе потребность взаимодействия возникает когда преподаватель просто требует воспроизведения содержания материалов лекции, а побуждает анализировать: свойства, отношения, противоречий, давать обобщать сказанное, его с другими т.е. делать что в психологии решением задач. Опыт что работа с активизирует мышление углубляет знания, интерес к предмету.

Активизация деятельности студентов свое наиболее выражение в проблемном преподавании. Сущность преподавания заключается в управляемой организации процесса, при обучаемые не воспринимают, фиксируют и знаки в готовом но и совместно с или самостоятельно в проблемной ситуации систему логико-познавательных задач на основе имеющихся знаний, навыков и умений. Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительному повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения.

В ходе проблемного обучения преподавателя должно волновать не только то, о чем будет говорить он, но и то, что при этом будут делать студенты. Преподаватель побуждает их к активной мыслительной деятельности логикой построения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем и вопросов.

В процессе обучения активно использую интенсивные интерактивные формы преподавания, которые включают в себя деловые, учебные ситуации, тесты и упражнения, групповое решение практических примеров и задач. Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. В процессе игры студенты учатся принимать единое решение, работать в коллективе, слушать окружающих и быть услышанными.

В своей преподавательской деятельности я использую такие деловые игры, как:

1. «Документооборот». Целью игры является погружение участников в содержание специального бухгалтерского учета, а развитие у них навыков.

2. «Лабиринт». Данная направлена на знаний по «Основы бухгалтерского и «Организация работы кассира». Только знания по дисциплинам помогут найти выход лабиринта.

3. Практический «Составление баланса». Сквозная по «Основам учета» направленная закрепление теоретического данной дисциплины и другие.

Одним методов моделирования деятельности является кейс-метод. Кейс – это метод при котором и преподаватели участвуют в обсуждении деловых и задач. Студентам проанализировать реальную ситуацию, описание одновременно отражает только какую-либо проблему, но и определенный комплекс который необходим решения данной ситуации. На взгляд, обучение с кейс-метода помогает умение решать задачи с учетом условий. Дает сформировать такие характеристики, как к проведению анализа, четко формулировать и свою позицию.

Учетные подвержены постоянным изменениям. Эти вызваны реформированием учета, введением законодательных актов в учета и налогообложения, необходимо обучать тому, как себя в новых условиях. Использование при изучении «Организация работы позволяет сочетать и практическое обучение.

Свою по подготовке по кейс-методу в следующей последовательности.

1. Определяю дисциплины, по можно провести в данной форме.

2. Формулирую кейса, пакет методические указания выполнению кейса.

3. Подбираю информационных документов (бланки первичной отчетности, приказы и другие).

4. Разрабатываю оценки знаний и умений.

Для базовых теоретических и более глубокого темы студентам проработать учебную нормативные документы, бланки необходимых для выполнения заданий.

Таким при преподавании дисциплин, в том и бухгалтерского учёта, педагогическое взаимодействие альтернативой традиционному воздействию.

На вышеизложенного можно вывод, что преподавателю целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования.

Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях как среднего, так и начального, и высшего профессионального образования для формирования компетенций. А в своей концептуальной основе – при проектировании инновационных педагогических технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров.

Литература:

  1. Бим-БадБ.М. Педагогическийэнциклопедическийсловарь. — М., 2002. - С. 107
  2. Митина, Н.А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы [Текст] / Н.А. Митина, Т.Т. Нуржанова // Молодой ученый. – 2013. – №1. – С. 345-349
  3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М.:ACADEMA, 2001. – 512 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle