Библиографическое описание:

Дубровина Е. А. Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 9-12.



В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества образовательного процесса.

В постоянно меняющемся мире основным конечным итогом новой образовательной стратегии должно стать не просто обучение студентов предметным знаниям, умениям, навыкам, но и набор заявленных государством ключевых компетенций.

Компетенция — готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Это готовность действовать в ситуации неопределенности. [1, с 32].

На сегодняшний день существуют разные классификации компетенций в сфере среднего профессионального образования, из которых выделяются две группы: общие (универсальные, общекультурные) и профессиональные.

Компетенции — от лат. competentia — соответствовать, подходить — совокупность полномочий, прав и обязанностей.

В других источниках подчеркивается, что знания, умения и навыки определяют компетентность личности, а способность мобилизовать эти знания, умения, опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации обуславливают ее компетенцию.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

На основе классификации, предложенной А. В. Хуторским, попробуем рассмотреть исследовательскую компетенцию, как сложную систему (совокупность) разных составляющих ключевых компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции, формируемые в ходе исследовательской деятельности, включают в себя способность обучающегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Общекультурные компетенции определяются кругом вопросов, в которых обучающийся должен быть хорошо осведомлен, и опытом деятельности, которым студент должен обладать. Здесь же можно отметить опыт освоения научной картины мира.

Учебно-познавательные компетенции — совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Здесь определяется уровень знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки исследовательской деятельности.

Информационные компетенции включают в себя умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативные компетенции предполагают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими, навыки коллективной работы с учетом различных социальных ролей.

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом деятельности в социально-трудовой и гражданско-общественной сферах.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств.

На основании определения образовательной компетенции А. В. Хуторского, мы можем предложить определение исследовательской компетенции. Исследовательская компетенция — это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Таким образом, исследовательская компетентность — личностное качество, которое формируется в процессе исследовательской деятельности, выражается в способности ее организации и в способности к творческой деятельности.

В условиях информатизации общества важную роль играют информационные технологии. Одной из основных задач курса информатики выступает формирование у обучающегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации.

Для решения этой задачи необходимо создание на занятиях информатики таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность студентов. Преподаватель стимулирует обучающегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует его познавательные интересы.

В обучении информатики на занятиях и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую студенту как можно более полно раскрыть свои способности. С этой целью очень полезно использовать творческие задания по информатике.

Можно выделить следующую классификацию творческих заданий по информатике, которые могут использоваться, в том числе, и в качестве домашних (см. Таблица 1) [3, с.46]:

Таблица 1

Классификация творческих заданий по информатике

ПО СОДЕРЖАНИЮ

1.

Занимательные задачи (задачи-рассказы, задачи-парадоксы и т. д.)

2.

Интегрированные задачи (требующие знаний по нескольким темам, дисциплинам)

3.

Творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных знаний)

4.

Задачи, допускающие несколько способов решения

ПО ВЫПОЛНЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.

Составление задач самими обучающимися

2.

Конструирование обратных задач

3.

Проведение познавательных игр.

4.

Написание рефератов, докладов

5.

Разработка презентаций по теме

6.

Подготовка проектов (создание обучающимися нового готового продукта)

7.

Написание творческих сочинений.

Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использование на занятиях познавательных игр. Игру традиционно применяют в обучении как средство возбуждения интереса к учебе. Основы таких игр составляют термины информатики. Это дает возможность закреплять лексику, популяризировать предмет. Игры заставляют обучающихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память.

Для организации игр не требуется много времени на учебном занятии, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания.

Познавательная игра это вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Её цель — стимулирование познавательного интереса и активности. Г. Д. Ушинский писал: «…игра для ребенка – это сама жизнь, сама действительность, которую ребенок сам конструирует». Познавательные игры создают игровую ситуацию для развития творческой стороны интеллекта и широко применяются в обучении, как школьников, так и студентов.

К познавательным играм относятся ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулирует интерес студентов к изучаемой дисциплине.

Например, возможно использование шуточного стихотворения необычного содержания, которое можно зачитать перед началом изучения двоичной системы счисления.

Ей было 1100 лет.

Она в 101 класс ходила.

В портфеле по 100 книг носила.

Всё это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

К формулировке заданий по переводу чисел из одной системы счисления в другую, можно также подойти творчески:

1. Какие десятичные числа закодированы последовательностями рожиц:

а) 

б) ?

2. Вычислите выражение: 

При изучении темы «Информация» для формирования у студентов навыков передачи как можно большего количества информации при лексически бедном алфавите и для развития мышления и воображения, можно предложить следующее задание: В книге И.Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» одно из героинь» — Эллочка Щукина (глава XII «Людоедочка Эллочка») — могла для общения использовать чуть более тридцати слов. «Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка»; «хамите», «хо-хо», «знаменито», «мрачный», «мрак», «жуть», «парниша», «не учите меня жить», «как ребенка», «кр-р-расота», «толстый и красивый», «поедим на извозчике», «поедем в таксо», «у вас вся спина белая», «подумаешь, «уля», «ого!». Используя лексикон Эллочки и любые жесты, опишите кабинет, вступите в диалог с соседом, объясните продавцу магазина, что хотите купить.

Студентам очень нравиться работать с анаграммами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.

Игра «Слова»

Студентам раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия.

1. Путем перестановки букв нужно составить слово, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

2. Объясните смысл этого слова.

Игра «Что лишнее?»

Данная игра формирует у студентов устную речь и умения классифицировать объекты.

1. Путем перестановки букв нужно составить слово, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

2. Определите, какое слово лишнее.

Пример:

ТОРИМНО, РУТАЛАКИВА, ПТЕРИНР, ТОПЕРЛТ

Монитор, клавиатура, принтер, плоттер.

Клавиатура — устройство ввода, все остальное — устройства вывода.

Решать поставленную задачу усвоения предметной терминологии также помогает работа с ребусами и кроссвордами. Она состоит из двух частей: решения и составления. Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов по информатике. Появившиеся таким образом термины запоминаются, как правило, лучше.

Еще одно полезное занятие на любом этапе обучения — это решение (подготовка) кроссвордов. Кроссворды расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение (составление) тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

На занятиях возможны и короткие проверочные работы в виде решения кроссвордов. Удобно использовать решение (подготовку) кроссвордов в качестве творческих домашних работ.

Использование творческих заданий позволяет сделать каждое занятие увлекательным и неповторимым, существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность студентов, а, следовательно, и исследовательскую компетентность.

Литература:

  1. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007
  2. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
  3. Шамсутдинова Т. М. Развитие творческого мышления на уроках информатики //Информатика и образование. — 2001. — № 5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle