Библиографическое описание:

Петухов Р. Н. Применение технологии «тонкий клиент» на промышленных предприятиях // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 71-74.



В статье представлены описание технологии «тонкий клиент», её преимущества и недостатки в сравнении с обычными рабочими местами на основе персонального компьютера. Представлена характеристика экономической эффективности технологии на промышленных предприятиях

Ключевые слова: технология «тонкий клиент», терминальная архитектура, IT-технологии

Современные IT-технологии и большой объем информации стали неотъемлемой частью функционирования большинства предприятий. Во многих промышленных предприятиях выделяют отдельные IT-службы, и формируют отдельную статью затрат на IT-инфраструктуру в бюджете компании. В настоящее время, компьютер является обязательным элементом для большинства рабочих мест предприятий, на предприятиях с большой численностью персонала обслуживание компьютерной техники влечет за собой большие финансовые и трудовые затраты. Ситуацию усугубляет регулярное обновление программного обеспечения, которое адаптируется под новые, более мощные аппаратные ресурсы, что вынуждает предприятия регулярно обновлять парк компьютерной техники.

Тонкий клиент — это аппаратное устройство-клиент в сетях клиент-серверной или терминальной архитектурой, не имеющее собственных вычислительных мощностей, которое подключено к общему для всех пользователей терминальному серверу и используется для отображения информации.

Рис. 1. Внешний вид тонкого клиента

Технология «тонкий клиент» базируется на трех основных составляющих:

 полное выполнение прикладных задач на терминальном сервере;

 многопользовательская операционная система;

 распределенное отображение пользовательского интерфейса.

В настоящее время сложилось два основных вида построения вычислительных систем по типу архитектуры: централизованный и распределенный. Основным различием архитектур является то, что на распределенной архитектуре большая часть вычислений происходит на устройстве-клиенте и сервер используется только для хранения информации, а на централизованной архитектуре все вычисления производятся на централизованном сервере. Технология «тонкий клиент» подразумевает централизованную архитектуру с подключенными тонкими клиентами. На центральной площадке, как правило, располагается сервер приложений, который может быть связан с сервером баз данных, также на площадке может находиться резервный терминальный сервер для повышения отказоустойчивости и надежности системы. Тонкие клиенты могут быть, не только стационарными и подключаться через LAN, но и мобильными и подключаться через WAN.

Рис. 2. Схема терминальной сети предприятия

Преимущества технологии «тонкий клиент»:

 снижение начальных затрат на приобретение оборудования, вследствие минимальных требований к конфигурации;

 снижение энергопотребления в несколько раз;

 унификация (одинаковый набор ПО для всех пользователей);

 простота администрирования (нет необходимости настраивать каждый компьютер по отдельности);

 масштабируемость;

 безопасность и отказоустойчивость (настройка терминала осуществляется только отделом информационной поддержки, и вся пользовательская информация хранится на сервере на RAID-массиве и регулярно резервируется);

 защита от утечек информации;

 высокое быстродействие, по сравнению с отдельными рабочими станциями;

 простота наращивания вычислительной мощности (сервер легче модернизировать, чем весь парк компьютеров);

 возможность получить доступ к своему рабочему столу с любого терминала, нет привязки к определенному рабочему месту;

 отсутствие проблем при отключении питания;

 ускорение работы корпоративных систем, таких как 1C и т. д.;

 повышенная эргономика.

Как мы видим, технология «тонкий клиент» имеет много преимуществ по сравнению с отдельными рабочими станциями, что привлекает внимание многих руководителей предприятий и IT-служб.

Недостатки технологии «тонкий клиент» в основном связаны с высокими требованиями к серверу и высокой стоимостью серверного оборудования:

 терминалы не предназначены для выполнения тяжелых задач, таких 3D-моделирование, и других задач, которые используют большой сетевой трафик;

 высокая стоимость терминального сервера;

 высокие требования к надежности;

 высокие требования к пропускной способности сетевого канала.

Для оценки финансовой эффективности внедрения технологии «тонкий клиент» можно использовать формулу стоимости владения компьютерной системой, которая включает в себя четыре составляющие: капитальные затраты на приобретение и содержание компьютерной техники и сопутствующего ПО, стоимость технического обслуживания, административные расходы, потери рабочего времени. Целесообразность внедрения технологии на крупных промышленных предприятиях обусловлена: во-первых, большой численностью персонала; во-вторых, во многих производственных цехах агрессивные внешние условия, что снижает срок службы обычных компьютеров из-за наличия в них движущихся частей; в-третьих, низкая нагрузка на IT-службу в случае использования терминальной технологии. В таблице 1 проведен сравнительный расчет стоимости покупки, установки и обслуживания 500 рабочих мест на базе персональных компьютеров и тонких клиентов за 1 год эксплуатации.

Таблица 1

Сравнительная таблица стоимости содержания рабочих мест на базе ПК итонких клиентов

Статья затрат

Затраты для 500 рабочих мест на базе ПК, у.е

Затраты для 500 рабочих мест на базе тонких клиентов, у.е

Персональный компьютер

2250000

-

Монитор

1000000

1000000

Тонкий клиент

-

1000000

Терминальный сервер

160000

Лицензии Windows Server

200000

Лицензии Windows 7

300000

-

Электроэнергия

154050

12340

Ввод в эксплуатацию

140000

61000

Стоимость обслуживания

25000

7500

Итого

3869050

2440840

Эффективность внедрения технологии напрямую зависит от количества рабочих мест, прямая экономия на оборудовании и лицензиях ПО, от 20 % — для 100 рабочих мест, до 30–40 % — для 500 рабочих мест, но основная экономия заключается в снижении затрат на обслуживание. В таблице 2 приведена зависимость процентов снижения затрат от количества рабочих мест и сроков эксплуатации. Разница между первым и третьим годом эксплуатации говорит о том, что высокую долю в затратах занимают эксплуатационные расходы.

Таблица 2

Зависимость эффективности внедрения технологии «тонкий клиент» от количества рабочих мест за 1 и 3 года эксплуатации

Срок эксплуатации

Количество рабочих мест

100

200

500

800

1000

Снижение затрат, %

1 год

30

34

37

36

36

3 года

35

38

40

41

41

Таким образом, постоянное обновление программного обеспечения производителями, ужесточение лицензионной политики в отношении использования ПО, стремление предприятий к повышению эффективности инвестиций в IT-инфраструктуру, будет повышать популярность технологии «тонкий клиент».

Литература:

  1. А. Омельяненко. Технология «тонкий клиент» как инструмент повышения эффективности инвестиций в ИТ-инфраструктуру./ Финансовая газета № 37, 2005 г.
  2. О. Спиряев. Особенности тонких клиентов./ Москва: Bytemag, Платформы и технологии № 10(74), 2004 г.
  3. Тонкие решения для крупных корпораций./Citrix, IT-технологии № 15(48), 2013 г.
  4. Достоинства и недостатки терминальных решений [Электронный ресурс]. URL: http://www.axsystem.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle