Библиографическое описание:

Патрикеева Э. Г., Гаращенкова А. Н. Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 301-305.



В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Ключевые слова: педагогическая оценка, педагогическая отметка, самооценка, учебная мотивация

The article investigates the problem of the teacher's evaluation. Here are the results of empirical study to identify the extent of the psychological impact of educational evaluation on self-esteem and the level of academic motivation of pupils of different age groups.

Кeywords: teacher's evaluation, teaching mark, self-esteem, training motivation

Одной из первоочередных задач образовательнойполитики в Россииявляется создание условий для повышениякачествашкольного образования. Оценочная деятельность педагога — ведущий фактор, влияющий на успеваемость школьников. Оценочная деятельность является одной из самых сложных в работе учителя. При всей сложности оценочных процедур их использование оправдывает цель оценивания — получить педагогическую оценку, которая способствует активному включению ученика в процесс обучения, эффективному осуществлению им учебной деятельности.

Б. Г. Ананьев выделяет три основные функции педагогической оценки: во-первых, это ориентирующая функция, которая проявляется в воздействие оценки на умственную работу ученика, содействие осознанию учеником процесса этой работы и понимание им собственных знаний. Во-вторых, стимулирующая функция, которая связана с побудительным воздействием оценки на аффективно-волевую сферу личности школьника посредствам переживания успеха и неудачи, формирование определенной эмоциональной реакции, которая впоследствии выражается в конкретных действиях и отношениях. В-третьих, это воспитательная функция, связанная с влиянием педагогической оценки на личность школьника в целом, а именно: на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу, самооценку и учебную мотивацию [2, с. 256–258].

Бальным выражением педагогической оценки является педагогическая отметка. Педагогическая отметка, в отличие от других форм педагогической оценки, обладает юридической силой. Аттестат с отметками является единственным документом, при получении которого учащиеся имеют право сдавать экзамены в высшие учебные заведения.

История существования школьных отметок в отечественной и зарубежной системе образования насчитывает не одно десятилетие, но вопрос о приемлемости использования в школе баллов как количественного измерителя уровня знаний и умений учащегося продолжает оставаться дискуссионным [6]. При определённых психолого-педагогических условиях отметка может стать мотивом, который побуждает школьника к учебной деятельности. Этот мотив включает в себя желание получить похвалу от учителя и родителей, завоевать авторитет среди одноклассников, поступить в высшее учебное заведение и т. д. [3, с. 72; 6, с. 695].

Несмотря на общую положительную оценку системы балльного учета успеваемости школьников, ряд психологов и педагогов видят в ней существенные недостатки. Так, Л. С. Выготский утверждает: «Отметка представляет собой настолько постороннюю всему ходу учебного процесса форму оценки, что очень скоро начитает доминировать над собственными интересами обучения, и ученик начинает учиться только ради того, чтобы избежать дурной или получить хорошую отметку» [4, с. 250].

Ш. А. Амонашвили является сторонником безотметочной системы. По его мнению, педагогическая отметка носит авторитарный характер, в ней сосредотачивается вся власть учителя. Ш. А. Амонашвили писал: «При отсутствии отметки у учащихся пропадает страх, на уроке царит атмосфера свободы мысли детей, сотрудничества как с учителем, так и между учащимися, отметка как мотив учения исчезает, и постепенно формируется главный познавательный мотив — всё это создаёт имидж знания» [1, с. 37].

Для изучения влияния педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации учащихся разных возрастных групп в апреле 2016 года на базе МБОУ Ужовская СОШ было проведено эмпирическое исследование. В диагностике принимало участие 52 человека, из которых 25 учащихся 2 класса, 17 учащихся 7 класса и 10 учащихся 11 класса. Из 52 учащихся было 30 девочек и 22 мальчика.

На первом этапе исследования было организовано включённое наблюдение за испытуемыми на уроках у разных педагогов, чтобы отследить, влияние педагогической оценки, выраженной разными педагогами, на личность учащегося. Ученики и учителя не знали, что принимают участие в исследовании, чтобы их поведение оставалось естественным. На втором этапе исследования осуществлялась диагностика особенностей самооценки и учебной мотивации школьников, в ходе которого были сделаны выводы о существенном влиянии педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников всех возрастных групп.

Из 25 учащихся 2 класса на вопрос касательно того, чью оценку их личностных качеств и интеллектуальных способностей они считают наиболее авторитетной, 19 человек ответили, что педагога, 4 человека — родителей и 2 человека — сверстников.

Полученные данные позволили сделать вывод о том, что в младших классах уровень самооценки и учебной мотивации учащихся на 75 % зависит от педагогической оценки (рис. 1).

Рис. 1. Степень воздействия педагогической оценки, родителей и сверстников на уровень самооценки и учебной мотивации учащихся 2-х классов

Те ученики, которых учитель оценивает положительно, обладают высоким уровнем самооценки и учебной мотивации, пользуются авторитетом среди одноклассников. Учащиеся, которые оцениваются педагогом отрицательно, обладают низким уровнем самооценки и учебной мотивации, занимают в классе положение изгоев (таблица 1).

Таблица 1

Результаты диагностики самооценки иуровня учебной мотивации учащихся 2-х классов (в баллах)

Показатели

«Отличники»

«Хорошисты»

«Троечники»

«Двоечники»

Самооценка

65 Высокая самооценка – оптимальная для развития.

61 Высокая самооценка – оптимальная для развития.

47 Средняя самооценка — реалистическая.

43 Низкая самооценка — недооценка себя, неуверенность в себе, т. е. отношение к себе как к никчемному, никому не нужному, что позволяет не прилагать никаких усилий.

Уровень учебной мотивации

18 Очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху.

16 Высокий уровень учебной мотивации.

8 Сниженный уровень учебной мотивации.

5 Низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

Данную закономерность можно объяснить тем, что в среде младших школьников учитель пользуется непререкаемым авторитетом, его слова и мнения считаются абсолютной истиной.

Из 17 учащихся 7 класса для 10 человек наиболее авторитетной является оценка сверстников, для 5 человек — педагогическая оценка и для 2 человек — оценка родителей.

В связи с этим в основной школе (среднее звено) снижается степень воздействия педагогической оценки на уровень самооценки и учебной мотивации школьников с 75 % до 40 % (рис. 2).

Рис. 2. Степень воздействия педагогической оценки на уровень самооценки и учебной мотивации учащихся 7 класса

Данный факт можно объяснить тем, что на самооценку и учебную мотивацию подростков (11–14 лет) большое влияние оказывают сверстники. Однако те учащиеся, которые имеют авторитет среди одноклассников и положительно оцениваются учителем, как правило, имеют высокий уровень самооценки и учебной мотивации и составляют актив класса. Учащиеся, имеющиеся низкий социальный статус среди сверстников и негативные оценки от учителей, имеют неадекватную самооценку (либо заниженную, либо завышенную) и низкую мотивацию к учебной деятельности (таблица 2).

Таблица 2

Результаты диагностики самооценки иуровня учебной мотивации учащихся 7-х классов (в баллах)

Показатели

«Отличники»"

«Хорошисты»

«Троечники»

«Двоечники»

Самооценка

67 Высокая самооценка оптимальная для развития

61 Высокая самооценка оптимальная для развития

50 Средняя самооценка реалистическая

45 Низкая самооценка недооценка себя, неуверенность в себе, т. е. отношение к себе как к никчемному, никому не нужному, что позволяет не прилагать никаких усилий

Уровень учебной мотивации

15 Высокий уровень учебной мотивации

13 Высокий уровень учебной мотивации

7 Сниженный уровень учебной мотивации

4 Низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла

10 учащихся 11 класса дали следующие ответы на поставленный вопрос: 5 человек наиболее авторитетной считают педагогическую оценку, 3 человека — оценку родителей и 2 человека — оценку сверстников.

Из этого следует, что в старших классах степень воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации повышается по сравнению с подростковым возрастом, составляет, по результатам исследования, 47 % и связана с процессом профессионального самоопределения старшеклассников. Авторами предполагается, что в данный период педагогическая оценка рассматривается учащимися как один из ключевых субъективных факторов, оказывающих влияние на разрешение ими проблемы профессионального становления (рис. 3).

Рис. 3. Степень воздействия педагогической оценки на уровень самооценки и учебной мотивации учащихся 11-х классов

Учащиеся, которые положительно оцениваются учителем, имеют высокий уровень самооценки и учебной мотивации, обладают стремлением продолжить обучении в ВУЗе. Противоположная ситуация наблюдается у учащихся, которые оцениваются педагогом отрицательно (таблица 3).

Таблица 3

Результаты диагностики самооценки иуровня учебной мотивации учащихся 10 класса (в баллах)

Показатели

«Отличники»

«Хорошисты»

«Троечники»

«Двоечники»

Самооценка

65 Высокая самооценка оптимальная для развития

63 Высокая самооценка оптимальная для развития

55 Средняя самооценка реалистическая

45 Низкая самооценка недооценка себя, неуверенность в себе, т. е. отношение к себе как к никчемному, никому не нужному, что позволяет не прилагать никаких усилий

Уровень учебной мотивации

17 Очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху

15 Высокий уровень учебной мотивации

8 Сниженный уровень учебной мотивации

5 Низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла

В ходе включенного наблюдения за учащимися и учителями изучалось влияние педагогической оценки на эмоциональную сферу учащихся. На фоне хорошего эмоционального состояния, обусловленного преимущественно положительными оценками, создается позитивный психологический климат, стимулирующий познавательные мотивы учения, развитие трудолюбия [7]. Положительные эмоции от педагогической оценки в начальных классах являются основным стимулом активности учеников в учебной деятельности.

Иная картина наблюдается, если деятельность ученика оценивается педагогом преимущественно отрицательно. Это вызывает чувство неудовлетворенности, создает ситуацию неуспеха, дети теряют веру в свои силы, формируется неуверенность в себе и состояние беспомощности — всё это становится ингибитором познавательной мотивации. Школьники, которых учитель часто осуждает и порицает, стремятся избегать контактов со своими наставником, стараются привлекать к себе как можно меньше внимания, предпочитают пассивные формы работы, становятся безынициативными [5, с. 128].

На основе анализа психологической литературы разработаны рекомендации, которых следует придерживаться учителю в процессе оценивания учеников. Во-первых, педагог должен оценивать учебную деятельность учащихся, но не личность ученика. Например, то, что подросток является приверженцем какой-либо субкультуры, ещё не говорит о том, что он неспособный ученик.

Во-вторых, оценивая школьника, педагог должен контролировать свое эмоциональное состояние. Не должно быть такого, что, когда у учителя хорошее настроение, он ставит положительные отметки, а когда плохое — склонен к отрицательным высказываниям и негативным комментариям в адрес учеников.

В-третьих, педагог обязан тщательно продумывать словесные оценочные суждения, а также контролировать свои интонационные и мимические реакции в процессе озвучивания оценок школьников, тогда даже отрицательная оценка не будет ранить ученика, наносить вред его психологическому здоровью. Оценка, высказанная педагогом, должна создавать условия для успешной деятельности учеников, способствовать продвижению вперёд — это важные показатели педагогического мастерства учителя.

Таким образом, педагогическая оценка выступает как механизм контрольно-диагностической связи между учителем и учеником, главным регулятором учебной деятельности, мощным средством воздействия на личность и поведение школьника. Оценка учителя должна способствовать гармоничному и разностороннему развитию учащихся, повышению уровня их знаний и воспитанности, формированию положительных мотивов учения. Если она не удовлетворяет этим условиям, то такая педагогическая оценка лишается своей ценности. Учителю необходимо уметь прогнозировать положительное и отрицательное влияние оценки на обучающихся, ее воспитательный эффект.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М.: Знание, 1980. — 96 с.
  2. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. — Л.: Наука, 1935. — 386 с.
  3. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Психологический анализ значения отметки как мотива деятельности школьников. — «Известия АПН РСФСР». — 1951. № 36. 72 с.
  4. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития. Избранные исследования. — М.: Педагогика, 1991. — 476 с.
  5. Патрикеева Э. Г. Троицкая И. Ю. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с трудными детьми и подростками // Сборники конференций, НИЦ Социосфера. — 2013. — № 8. — С. 128.
  6. Россова Ю. И. Проблема экологии души в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6–0. — С. 506.
  7. Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Автореф. дис. канд. психол. наук. – Ярославль: ЯрГУ, 2003. — 25 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle