Работа с одарёнными детьми младшего школьного возраста во внеурочное время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.09.2016

Статья просмотрена: 535 раз

Библиографическое описание:

Коломыйцова, И. Н. Работа с одарёнными детьми младшего школьного возраста во внеурочное время / И. Н. Коломыйцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33467/ (дата обращения: 20.04.2024).



Заявленная тема, я считаю, звучит крайне актуально, ведь в Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения его качества и доступности. В ФГОС нового поколения поддержка «талантливого ребенка», сохранения здоровья каждого ребёнка провозглашаются главными государственными задачами. Работать с одаренными детьми нужно, так как от педагогов во многом зависят успехи и неудачи одарённых школьников. Я считаю, что далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы, в частности учителя,- поддержать ребёнка и развить его способности.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Что же такое одарённость? Каков одарённый ребёнок? Давайте обратимся к «Рабочей концепции одарённости» под редакцией Богоявленской Д. Б.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей — «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [1]

Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений при воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — «любознательность», а последняя — в устойчивое психическое образование — «познавательную потребность».

Современные гуманистические образовательные технологии исходят из признания самооценки и уникальности. Одарённые же дети представляют собой особую категорию учащихся, нуждающихся в специальных условиях организации обучения и развития, так как они характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, высокой концентрацией внимания и отличной памятью. [2, с.42]

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

В нашей школе в 2010 г. было создано научное общество «Эрудит». Структура научного общества следующая: Гуманитарная кафедра, Естественнонаучная кафедра, кафедра начальных классов. «Знания становятся желанным достояниям маленького человека, когда он — средство достижения творческих, трудовых целей»,- писал В. Сухомлинский. Именно в научном обществе ученики находят ответы сами на все вопросы и выдвинутые гипотезы. Целью нашей работы является создание для творческой самореализации учащихся, формирование личности, которая владеет навыками научно- исследовательской и экспериментальной деятельности.

Я вместе с детьми приступила к исследованиям. Нами были выбраны 2 темы: «Изучение транспортного загрязнения окружающей среды» и «Наш парк: знаем, помним, гордимся» Перед началом мы наметили план изысканий, определили цели, задачи, ход и методы работы. Например, актуальность проблемы загрязнения воздуха обусловлена возросшим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы загрязнения окружающей среды выхлопными газами. Новизна этой проблемы заключается в том, что впервые были проведены исследования на территории улицы Гагарина и улицы Кирова. Вооружившись карандашом, блокнотом, калькулятором и фотоаппаратом, дети вели подсчёт количества авто транспорта за 1 час по намеченным улицам утром и вечером в 3 дней. Ученики вели себя очень активно, им нравилась эта работа. Они добывали в библиотеке знания о вреде выхлопных газов, искали в книгах какие меры по борьбе с токсичными выхлопами, предлагают учёные мира и нашей страны. Ребята нашли сведения в Интернете о вреде «лежачих полицейских, а также о влиянии выхлопных газов на умственные способности скворцов. Был предложен маршрут разгрузки улицы Гагарина.

Другая работа требовала большей базы исследований, чем предыдущая, была введена работа с краеведческим материалом. Мы обратились к архивным материалам газеты «Звезда». Это был рассказ Д. Попова за 17 февраля 2001г. и рассказ В. Проскурякова за 13 ноября 1984 г. Также была личная встреча с В. Л. Проскуряковым, где он нам более подробно рассказал об истории создания парка. Определить вид деревьев и кустарников с помощью Атласа — определителя нам помог биолог, научный сотрудник ФГУ «Заповедник Белогорье» А. Ю. Соколов. Самому ребёнку подготовиться к защите экспериментально- исследовательской работы очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. На публике теряются даже очень хорошо подготовленные дети. Очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы детей. Поэтому мы вместе с детьми подготовили текст доклада для выступления и средства наглядного сопровождения.

Результаты работы оказались следующими: на школьной конференции «Юные исследователи» наши творческие проекты заняли 1 и 2 места. Ребята выступали на классных часах перед детьми из других классов. Второй этап — это участие в районной конференции, где эти работы заняли 1 и 3 место, и наконец, мы участвовали во Всероссийской заочной конференции «Юный исследователь», где работа «Наш парк: знаем, помним, гордимся» стала лауреатом II степени. Далее мы участвовали не только в школьных и районных конференциях, но и стали чаще выходить на всероссийский уровень. Ученики с работами «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» и «Городской парк: изучаем, бережём» стали лауреатами III степени Российского заочного конкурса «Юные исследователи» в 2014 г. Другой ученик с работой «Бобровский краеведческий музей: помним, храним» стал лауреатом I степени этого конкурса в 2015 году. А на очной конференции «Юный исследователь», проходившей в рамках X Российского Рождественского Фестиваля ученик с работой «Бобровский краеведческий музей: помним, храним» стал лауреатом I степени в 2015 году. В 2016 г. ученик с работой «Возвращение к истокам» стал лауреатом I степени Всероссийского заочного конкурса «Юный исследователь».

Я считаю, что это и есть результат работы с одаренными детьми.

Литература:

  1. «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Богоявленской Д. Б.
  2. Биржева М. А. Проектирование в работе с одарёнными детьми младшего школьного возраста // Начальная школа. — 2007. — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): работа, научное общество, одаренный ребенок, ребенок, III, Бобровский краеведческий музей, лауреат, окружающая среда, результат работы, ученик.


Похожие статьи

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале...

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить...

Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале...

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь. Конфуций. Одарённые дети — уникальная составляющая, очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества.

Развитие одарённости через исследовательскую деятельность

Выявлению и развитию одарённых детей служит любая исследовательская работа.

Поэтому одной из основных задач подпрограммы является формирование устойчивых навыков научноисследовательской работы.

Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих.

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

‒ повысить квалификацию педагогов и подготовить их, к работе с одаренными детьми; ‒ обеспечить научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

Сегодня — это перспектива в работе с одаренными детьми.Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных

– выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду.

Самостоятельная работа как условие развития творческой...

В ходе работы сформированы навыки самостоятельной работы одаренных учащихся, навыки работы над художественным текстом, у них развиты навыки творческой активности и

В отличие от других факторов социальная среда влияют на развитие ребенка двояко.

Организация работы с одаренными детьми в условиях...

Таким образом, организация работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Соответственно перед педагогами встает проблема выявления и организации работы с одарёнными детьми?

Работа с одарёнными детьми — требование современности

В настоящее время для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Похожие статьи

Система работы с одаренными детьми | Статья в журнале...

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить...

Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале...

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь. Конфуций. Одарённые дети — уникальная составляющая, очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества.

Развитие одарённости через исследовательскую деятельность

Выявлению и развитию одарённых детей служит любая исследовательская работа.

Поэтому одной из основных задач подпрограммы является формирование устойчивых навыков научноисследовательской работы.

Проектная деятельность как метод работы с одаренными детьми

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих.

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

‒ повысить квалификацию педагогов и подготовить их, к работе с одаренными детьми; ‒ обеспечить научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

Сегодня — это перспектива в работе с одаренными детьми.Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных

– выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду.

Самостоятельная работа как условие развития творческой...

В ходе работы сформированы навыки самостоятельной работы одаренных учащихся, навыки работы над художественным текстом, у них развиты навыки творческой активности и

В отличие от других факторов социальная среда влияют на развитие ребенка двояко.

Организация работы с одаренными детьми в условиях...

Таким образом, организация работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Соответственно перед педагогами встает проблема выявления и организации работы с одарёнными детьми?

Работа с одарёнными детьми — требование современности

В настоящее время для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Задать вопрос