Библиографическое описание:

Жумабеков А. С., Бекболатов Б. С. Применение таблицы «FILA» и методики «Flipped the classroom» для развития практических навыков на уроках физики // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 114-117.



Результаты проведения международной оценки обучающихся (PISA) стали во многих государствах Европы, равно как в Казахстане, основанием для качественных изменений в парадигме всей системы образования. Следствием таких процессов явилась разработка новых образовательных стандартов. Последние наряду с примерными программами по отдельным предметам призваны способствовать качественным изменениям в процессе обучения.

Во всем мире в качестве целей образования выступают теперь компетенции как результаты обучения. Такая переориентация направлена на повышение уровня получаемого образования и привела к новым подходам к планированию урока, которое является центральным элементом обеспечения качества обучения в целом и основой эффективного проведения отдельного урока. Кроме того, от качества выполненного планирования урока по физике зависит успешность взаимодействия с обучающимися и степень организации их на выполнение поставленных целей и задач.

Для того, чтобы соответствовать выдвигаемым требования к методам, определению предметного содержания и целям обучения физики, и поставленным конкретным задачам, а также последующему достижению запланированного качества обучения в целом, учителю необходимо приобрести соответствующие знания о новых дидактических моделях планирования, сформировать требуемые компетентности — например, в осуществлении планирования с учётом конечного результата или анализа учебной среды. Знать новые подходы к осуществлению выбора центральных элементов планирования урока, умение эффективно комбинировать их в сочетании с мотивацией обучающихся и учитывать факторы, определяющие специфику планирования и его ожидаемый результат — конкретные результаты практической деятельности, языковых задач — трёхъязычие у учащихся.

Как показывает опыт иностранных коллег из Сингапура, основной целью обучения при планировании учебного процесса является создание стимулирующей среды обучения, которая мотивировала бы учащихся к учебе на протяжении всей их жизни, для получения новых знаний и навыков. Сам процесс планирования обучения требует время и подход, реорганизацию учебных планов и обучение. При планировании, необходимо включать в процесс обучения также и ИКТ технологии, для того чтобы студенты развивали компетенцию для самостоятельного и совместного обучения на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий, таким образом учащиеся становятся опытными и ответственными пользователями ИКТ, что является неотъемлемым требованием 21 века.

В будущем мы планируем опробовать метод «Flipped the classroom», что в переводе означает «развернутый класс, или развёрнутый урок», который описывает обратную методику традиционного обучения, где учащиеся в домашних условиях с помощью Интернета, знакомятся с новым материалом, как правило, через видео трансляцию урока в виде лекции, онлайн презентации и инструкции учителя, в то время как на уроках внимание уделяется упражнениям, заданиям или дискуссиям для развития практических навыков у учащихся.

Видео лекции часто рассматриваются в качестве ключевого ингредиента метода «Flipped the classroom», которые дают представления и вводные инструкции нового материала и изучаются студентами на дому. В традиционной методике, при объяснении учителем новой темы в классе, учащиеся запоминают только часть информации сказанного учителем и могут упустить важные моменты, которые могут сыграть свою роль не в пользу ученика. С обратной стороны, с помощью этой методики, учащиеся смогут просматривать видео лекцию, высланную учителем несколько раз.

Таблица 1

Сравнение традиционного обучения иобучения методом «Flipped the classroom»

Традиционное обучение

Метод «Flipped the classroom

Учитель в центре внимания

Ученик в центре внимания

Ученик как пассивный получатель информации

Ученик как активный участник своего обучения

Содержание материала изучается в классе

Содержание материала изучается дома, а в классе развиваются практические навыки

Домашнее задание выполняется дома

Домашнее задание выполняется в классе

Мел и лекция

Применение различных технологий в процессе обучения

С практической точки зрения, для эффективного планирования урока мы подготовили таблицу FILA, которая была по теме: «Электрический ток» в 9 и 8 классах, согласно программе в наших школах. Учащиеся, разбитые на минигруппы, во время изучения новой темы выдвигают гипотезы и предположения, а после переходят к заполнению таблицы (таблица 2).

Факты

Идеи

Вопросы

Объяснения

Движение частиц (электронов) в проводнике происходит при замыкании цепи тока

Замыкание цепи тока является обязательным условием течения зарядов в проводнике

Почему замыкание проводника цепи тока является обязательным условием для возникновения электрического тока?

Движение заряда (электронов) обусловлено направлением частиц с меньшего потенциала (-) к большему потенциалу (+)

Характеристика электрической мощности электроприборов показывает совершаемую работу тока

Чем больше потребляемая электрическая мощность электроприбора, тем больше расходуется электроэнергия, потребляемая прибором, которая зависит от времени его работы

Как сократить расход электроэнергии потребляемой электроприбором?

Для понижения расхода электрической энергии электроприборам необходимо сократить время использования таковых приборов высоких мощностей

Чем больше сопротивление проводника, тем меньшее количества заряда протекает через проводник

Для разных электроприборов, согласно потребляемой ими мощности, используются разные проводники имеющие различное сопротивление

Как можно объяснить тот факт, который говорит о том, что различные проводники имеют различные сопротивления?

Сопротивление проводника зависит от поперечного сечения, его длины и удельного сопротивления

Первый шаг проведения метода FILA — это создание группы. Учащиеся поделились на группы и перешли к самому интересному из шагов — генерации идей (рисунок 1). В течение урока, учащиеся показывали свои знания, пытались изменить условия эксперимента, научились выстраивать чёткую связь и понимание фактов, идей, вопросов и объяснения. Затем каждая группа давала своё объяснение данной проблеме, и из этих ответов получалась истина.

11.jpgP1020002.JPG

Рис. 1. Применение метода FILA на уроках физики

На самом высоком уровне активизации познавательной деятельности учащихся, при котором развивается творческое мышление, необходимо использовать проблемное обучение в физике и частично-поисковые задания с учетом разнообразных форм и средств активизации познавательной деятельности, а именно заполнение таблицы FILA. Ведь данный метод связан с постановкой перед учащимися интеллектуальных проблем, требующих серьезных умственных усилий для своего разрешения и выполнения экспериментальных исследований. Смысл метода «Flipped the classroom» и таблицы «FILA» в классе опирается на активное обучение и взаимодействие ученика как с одноклассниками, так и с учителем. Значимость данных методик на уроках физики состоит в том, что у учащихся развиваются практические навыки.

Литература:

1. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. — М., 2000.

2. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle