Библиографическое описание:

Кох А. В., Шешуков И. М., Алтамиров С. А., Сурков М. А., Пономарев В. В., Кунаев Е. В., Дацкевич А. Е., Слободчиков В. В. Современные подходы к методическому обеспечению преподавания анатомии человека в медицинском вузе // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 340-343.



Статья посвящена вопросам усовершенствования учебного процесса по дисциплине «Анатомия человека» при помощи электронного учебного методического пособия для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры нормальной анатомии медицинских вузов. Данное пособие включает в себя материалы учебника по вопросам анатомии, методические разработки, графические изображения, а также 3D-анимации.

Ключевые слова: анатомия человека, электронное учебное методическое пособие, учебный процесс, электронный учебник, самостоятельная работа студента

В структуре высшего медицинского образования дисциплина «анатомия человека» имеет фундаментальное значение для формирования системы медицинских знаний и в тоже время очень важна в прикладном плане для всех медицинских специальностей, прежде всего хирургического профиля. Как любой базовый предмет, анатомия достаточно сложна, поскольку совмещает в себе большое количество материала, включая терминологию на новом для студента латинском языке, большой объём графической и другой визуальной информации. Изучение анатомии человека требует развитого пространственного мышления, умение рисовать и воспринимать различные образы.

В последние годы одним из ставших общепринятых, проверенных способов организации работы студентов, в том числе вне аудитории, является использование электронных методических учебных пособий в форме электронных учебников, атласов, виртуальных пациентов, методических указаний [5]. В разработке подобных электронных методических пособий могут принимать участие студенты, с одной стороны, приобретая новые медицинские знания, а с другой — демонстрируя собственные умения и навыки в сфере медицинских информационных технологий [3, 8].

Создание подобного учебного электронного пособия особенно важно для освоения дисциплины «Анатомия человека» в связи с тем, что большинство существующих пособий рассчитано в большей степени на формирование общего представления о строении тела человека и не раскрывают всех необходимых аспектов, которые важны именно для будущих врачей. В них зачастую отсутствуют латинские обозначения анатомических образований, а также не рассматриваются вопросы, связанные с анатомическими особенностями черепа и ротовой полости для студентов стоматологического факультета. Данное обстоятельство предопределило цель нашей работы.

Цель работы: Разработать электронное учебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры «Нормальной анатомии» медицинских вузов.

Материалы иметоды: Для разработки электронного учебного методического пособия использовалась среда объектно-ориентированного программирования Delphi 7 [2]. В качестве СУБД использовался широко известный и хорошо зарекомендовавший себя Firebird2.1. [1]. В качестве источника информации для электронного методического пособия использовались общепринятые учебники по анатомии человека [6]. Помимо традиционных текстовых и графических материалов использовались 3D-анимации, демонстрирующие основные виды и расположения органов, прикрепление мышц и т. д.

Результаты иобсуждение: Структура данного пособия представляет собой:

  1. постоянно обновляющиеся материалы учебника по вопросам нормальной анатомии человека;
  2. графические изображения атласа;
  3. 3d-анимации.

При запуске программы отображается главное меню (рис. 1), в котором пользователю доступно 9 основных разделов. В каждый раздел можно перейти с помощью гиперперехода при нажатии на рисунок с изображением раздела (остеология, артрология, миология, спланхнология, сердечно сосудистая система, нервная система, анализаторы).

Рис. 1. Основное меню электронного учебного методического пособия

В разделе о программе, отображается информация об авторах и разработчиках компьютерного электронного учебного пособия по анатомии человека (рис. 2).

Рис. 2. Раздел «О программе»

После перехода в нужный раздел пользователю необходимо выбрать тему для изучения материала, после выбора будут доступны зоны гиперперехода подразделов данной темы, текст учебника по «Анатомии человека», графические изображения атласа [9] и 3d-анимации. Зоны гиперпереходов позволяют переходить от одной теме к другой (рис. 3). В нижней части интерфейса расположены значки с другими разделами, для удобного перехода между ними.

Рис. 3. Темы учебника электронного учебного методического пособия

В учебнике доступны зоны гиперперехода к оглавлению и подразделам темы, для того, чтобы пользователю не приходилось перелистывать весь раздел самому, в поисках нужной информации (рис. 4).

Рис. 4. Учебник электронного учебного методического пособия

В планах авторского коллектива создание версии учебно-методического пособия для мобильных устройств, с целью более удобной организации самостоятельной работы. Такого рода ИС могут стать частью интегрированной рабочей среды на АРМ врача, или использоваться изолировано [4, 7].

Выводы: Таким образом, для самостоятельного усвоения предмета «Нормальная анатомия человека», создано компьютерное электронное учебное пособие, включающее материалы электронного учебника, графические изображения, 3d-анимации. Разработанное методическое пособие по анатомии человека внедрено в практику работы кафедры нормальной анатомии ТюмГМУ и планируется его распространение в других вузах страны.

Литература:

  1. Борри Х. Firebird Руководство разработчиков баз данных. Спб.: «БВХ-Петербург», 2006. – 1104 с.: ил.
  2. Дарахвелидзе П. Марков Е. Программирование в Delphi-7 Спб.: «БВХ-Петербург», 2002. – 784 с.: ил.
  3. Зарубина Т. В. О перспективах развития ИТ — образования врачей // Врач и информационные технологии. — 2008. № 5. — С. 68–70.
  4. Немков А. Г., Санников А. Г., Левитина Е. В. Информационные экспертные системы в образовательном процессе // Медицинское образование и профессиональное развитие. — 2012.№ 3. — С. 90–91.
  5. Орлов С. А., Немков А. Г., Санников А. Г., Свальковский А. В. Информационная система поддержки принятия решения «Стандартизация оказания высокотехнологичной помощи в неврологии и нейрохирургии» // Врач и информационные технологии – 2008. №4. – С. 76-77.
  6. Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. Спб.: «СПбМАПО», 2014. – 720, с.: илл
  7. Санников А. Г. Формирование интегрированной рабочей среды на АРМ врача // Врач и информационные технологии. — 2006. № 4. — С. 115.
  8. Санников А., Коленова З. Информатика в медицинском ВУЗе // Высшее образование в России. — 2001. № 4. — С.96–101.
  9. Синельников Р. Д., Синельников Я. Р., Синельников А. Я. Атлас анатомии человека. – Москва: Изд-во «Новая Волна, Умеренков», 2015. – 344 с.: ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle