Библиографическое описание:

Громов Р. М. Понятие административного права // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 193-195.



Ключевые слова: административное право, отрасли права, предмет административного права

На современном этапе развития юридической науки произошел процесс утверждения мнения о отличительных особенностях отраслей права друг от друга, наиболее обсуждаемыми вопросами в науке являются прежде всего предмет и метод правового регулирования. В правовой литературе содержания и структуры предмета административного права имеются самые разные суждения.

Для определения административного права мы обратимся к известному специалисту практической и научной школы А. В. Мелехину, который предложил следующую его трактовку: «Понятие административного права представляет собой независимую, самостоятельную отрасль в правовой системе Российской Федерации. Оно относится к публичному праву. Важность этой отрасли права обусловлена ее предметом. Административное право регулирует наиболее важные, в понимании государства, отношения, которые возникают при взаимодействии, как с самим государством, так и с его различными органами исполнительной власти. Именно в этом обстоятельстве и заключается его публичность». [1, c. 17]

Один из видных исследователей — Д. Н. Бахрах отмечал, «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями» [2, с. 32]

Иное рассуждение по вопросу предмета административного права имеет Ю. М. Козлов — «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

  1. управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
  2. управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
  3. управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
  4. отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий». [3, с. 53]

Таким образом, Ю. М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти.

Б. Н. Габричидзе разграничивает предмет регулирования «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право». [4, с. 22] Ученый в данном труде утверждает, что роль гражданина остается на «вторых ролях», уступая ведущую роль исполнительной власти, однако административно-правовая связь и статус гражданина четко ограничивается его обязанностями перед государством. Одним из часто употребляемых терминов в административном праве является ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями. Контролирующая функция за деятельностью органов государственной власти, звеньями и подразделениями исполнительной власти, а также иными административными структурами.

Включая вышеизложенные аргументы можно обобщить — вопрос предмета административного права, в современных условиях, требуется видоизменить ранее действующий подход к предметным ориентирам административного права с новых демократических позиций.

Административное право при этом фигурирует как одна из важных отраслей правовой системы России, которая регулирует особые отношения в социальном пространстве. Первостепенной особенностью этой правовой отрасли состоит в том, что они появляются, имеют развитие и заканчиваются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

В этих общественных отношениях соответственно следующие определенные государством ориентиры:

  1. прописанная в Конституции РФ политика государства в области соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, с возможностью в дальнейшем обеспечить достойную жизнь и свободное развитие и образование человека;
  2. многообразные задачи, которые реализуются в политике особого вида государственной деятельности, применительно к практической плоскости исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;
  3. подчеркивается главенство публично-правовых интересов в регулятивной сфере общества, прямом соответствии с государственно-правовыми средствами воздействия на общественные связи.

Часто административный род общественных отношений называют управленческими, т. к. они и предметно образуют административно — правовую действительность.

Относительно связей и природы управленческую направленность административного права можно наблюдать, в частности, в отношениях, возникающих во взаимодействиях с негосударственными формированиями — общественными объединениями, [5, с. 97] коммерческими структурами и другими организациями, которые как может показаться не относятся к прямому предмету административного регулирования. Однако, даже внутрипрофсоюзные или внутрипартийные образованные структуры требуют обеспечения самоорганизации во внутреннем регламенте, хоть напрямую и не отождествляют себя с государственными интересами.

Из этого примера видно, что административные методы правового регулирования не безразличны к деятельности негосударственных организаций и формирований. Однако нормы административного права оказывают регулятивное воздействие на них только в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством и необходимо.

Отличительной чертой, регулятивной роли административного права является его особенность — функционирование в системе исполнительной власти.

Выводом данному суждению служит государственно-управленческая деятельность, которая по своему правовому назначению является управленческим, или его еще называют — правом управления.

В системе регулирования административное право, как мы уже говорили выше, в «общественных отношениях исключает принцип равенства участников, объяснение этому дают властные полномочия исполнительных органов, предоставленные им государственной системой». [6, с. 22]

Органы и должностные лица функционирующие в исполнительной системе власти обозначаются специальными субъектами, которые повсеместно участвуют в отношениях, регулируемых административным правом и отношения без их участия не могут относится к предмету административного права.

Однако взаимодействие субъектов, при участии органов исполнительной власти могут совершать похожие действия, характерные и другими отраслям права: гражданско-правовые сделки например. В таком случае следует говорить о уместном взаимодействии отраслей права: гражданском, трудовом, финансовом, земельном и других. Поэтому присутствие субъекта исполнительной власти в общественных отношениях не во всех случаях достаточно для квалификации его в качестве управленческого. «Например, конституционные нормы регламентируют основы взаимоотношений Правительства РФ — высшего звена системы органов исполнительной власти — с Государственной Думой РФ, т. е. с органом законодательной власти. Отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они могут восприниматься в качестве таковых и регулируются нормами конституционного права». [7, с. 53–56]

Таким образом, ученые — исследователи выявили следующие критерии, необходимые для определения предмета административного права:

  1. «сфера государственного управления, охватывающая любые проявления государственно-управленческой деятельности;
  2. наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;
  3. реализация ими распорядительных полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности». [8]

Управление и участие в нем административных инструментов были в истории всегда, существуют и в настоящее время, они, как и семейные, экономические связи, появились намного раньше, чем юридические нормы.

Литература:

  1. Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации: курс лекций / А. В. Мелехин. — М., 2013.
  2. Бахрах Д. Н. Административное право: учебник; 5-е изд. [перераб. и доп.] / Д. Н. Бахрах. — М.: Эксмо, 2010.
  3. Козлов Ю. А. Административное право: учебник; М.: Юристъ, 1999.
  4. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Курс административного права РФ. М., 2012.
  5. Громов Р. М., Морозова О. С. Политико-религиозные аспекты российской государственности в XX-XXI вв.: Монография. Рязань, 2012.
  6. Костькова О. В. Административное право: учебное пособие. М., 2014.
  7. Громов Р. М. Анализ места и функций коммерческих банков в современной кредитной системе России // Вопросы экономики и управления. Казань, 2016. — № 1.
  8. Попов Л. Л. Административное право России. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle