Библиографическое описание:

Жмурова И. Ю., Волкова М. Г. Межполушарная асимметрия мозга и успешность обучения языкам // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 318-321.



Статья посвящена исследованию взаимосвязи между межполушарной асимметрией мозга старшеклассников и успешностью обучения дисциплинам лингвистического цикла.

Ключевые слова: функциональная межполушарная асимметрия, индивидуальный профиль латеральной организации, успешность обучения

Психологические и психофизиологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Особенно важным нам представляется юношеский возраст, так как именно в этот период складывается самосознание, окончательно формируется учебно-профессиональная деятельность. Одной из постоянных психофизиологических характеристик человека является индивидуальный профиль латеральной организации (ИПЛО) или латеральный фенотип. Многочисленные исследования показывают, что ИПЛО необходимо учитывать при решении широкого круга проблем [3, 6].

В последнее время увеличилось количество исследований, посвященных влиянию межполушарной асимметрии на успешность учебной деятельности детей и подростков, вопросам зависимости успешности обучения от индивидуального латерального профиля организации. Влияние ИПЛО на организацию учебного процесса и успешность учебной деятельности интересует достаточно большое количество психологов, физиологов, педагогов и методистов [1, 2].

Данная статья посвящена изучению взаимосвязи между профилями латеральной организации мозга и успешностью обучения дисциплинам лингвистического цикла учеников старших классов в условиях профильной лингвистической школы.

Исследование проводилось в четырех старших классах МБОУ СОШ № 53 с углубленным изучением немецкого языка г. Ростова-на-Дону. В работе приняли участие 68 школьников (23 мальчика и 45 девочек) 10 и 11 классов.

Для определения латерального профиля испытуемым предлагалось ответить на вопросы, определяющие ведущие руку, глаз, ухо и ногу. Для определения ведущей руки использовался опросник Аннет, ведущий глаз определялся с помощью пробы Розенбаха, для определения ведущего уха необходимо было ответить на вопрос: «К какому уху Вы чаще всего прикладываете телефон?» и для определения ведущей ноги необходимо было ответить на вопрос: «Какой ногой Вы чаще ударяете по мячу при игре в футбол?». Ведущее значение в системе «рука — глаз — ухо — нога» придается ведущей руке [7].

В ходе эксперимента были выделены четыре группы в соответствии с типом функциональной межполушарной асимметрии: правый, правосторонний, смешанный и левый. Выяснилось, что наибольшее количество школьников относятся к правостороннему типу, наименьшее — к левому (рис.1).

Рис. 1. Распределение индивидуальных латеральных профилей (%)

Успешность обучения дисциплинам лингвистического цикла исследовалась на основании среднего балла по русскому, немецкому и английскому языкам. Средний балл считался по всем оценкам, полученным обучающимися по соответствующим предметам в течение 2015–2016 учебного года. Самый высокий средний балл успеваемости по русскому языку был выявлен у старшеклассников с правосторонним типом ПЛО, немного ниже показатели школьников смешанного типа. Самый низкий средний балл — у старшеклассников с правым типом.

Результаты успеваемости по немецкому языку в целом выше, чем по русскому и английскому языкам. Это, видимо, обусловлено спецификой школы. Распределение оценок таково: наивысшие баллы у школьников с правосторонним и правым профилями, немного ниже успеваемость учеников смешанного типа и самый низкий — у школьников с левосторонним типом.

Несколько отличается распределение оценок по английскому языку. Лучшие результаты у старшеклассников с правым типом ПЛО, худшие — с левосторонним.

Таким образом, по всем вышеприведенным критериям (за исключением успеваемости по русскому языку), наихудшие результаты показали старшеклассники с левосторонним типом латерального профиля. По русскому языку худшие результаты проявились у старшеклассников с правым типом ПЛО,

Успешность решения лингвистических задач исследовалась с помощью словесного теста Айзенка [5. С.376–482], который состоял из 20 заданий. Каждое задание теста оценивалось в 0,25 балла. Таким образом, максимальный балл за словесный тест равен 5, что позволяет сравнивать его результаты со средним баллом успеваемости по дисциплинам лингвистического цикла. При прохождении словесного теста наиболее высокий результат показали старшеклассники с правосторонним ПЛО. Несколько ниже результаты школьники со смешанным профилем. Наиболее низким является результат обучающихся с левосторонним ПЛО. «Левосторонние» школьники не справились почти с 90 % заданий, их результат достоверно ниже результатов школьников с правосторонним и смешанным типами ПЛО.

Сравнительная диаграмма оценки успешности в изучении дисциплин лингвистического цикла приведена на рис. 2

Рис. 2. Результаты словесного теста и средние баллы успеваемости по дисциплинам лингвистического цикла

Для оценки меры рассеяния было найдено стандартное (среднее квадратичное) отклонение полученных величин [4. С. 28–31]. Наибольшее стандартное отклонение было получено при обработке результатов словесного теста. Оно в среднем превышает стандартное отклонение других оценок более чем в 2 раза. Это говорит о том, что оценка словесного теста является более рассеянной величиной по сравнению с остальными и, следовательно, менее статистически достоверной. Кроме того, для данных оценок был вычислен доверительный интервал (с уровнем доверия 95 %). Соответствующая полоса погрешностей отображена на диаграмме.

Далее была исследована корреляционная зависимость между средними баллами по дисциплинам лингвистического цикла и словесным тестом [4. С. 147–151]. Выяснилось, что, оценка словесного теста практически не коррелирует с оценками дисциплин лингвистического цикла.

У школьников с правосторонним ИПЛО наблюдается корреляционная зависимость между всеми дисциплинами лингвистического цикла: 74 % между оценками по русскому и немецкому языкам, такой же коэффициент между оценками по русскому и английскому языкам, 78 % — между оценками по немецкому и английскому языкам.

Кроме того, у школьников со смешанным профилем прослеживается зависимость между оценками по немецкому и английскому языкам (72 %). Тем не менее, коэффициенты корреляции между оценками по русскому языку и обоим иностранным языкам существенно меньше (49 % для немецкого и 46 % — для английского языков).

Поскольку объем выборки невелик, то, по-видимому, проверка гипотезы о наличии корреляционной зависимости между успеваемостью по всем дисциплинам лингвистического цикла требует дополнительного исследования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что успешность обучения дисциплинам лингвистического цикла связана с латеральным профилем функциональной межполушарной асимметрии мозга и соответствующая функция в основном зависит от деятельности левого полушария. Кроме того, независимо от профиля, результаты успеваемости по немецкому языку выше, чем по русскому и английскому языкам, что обусловлено спецификой профильной школы.

Следует заметить, что независимо от индивидуального профиля латеральной организации хуже всего старшеклассники справились со словесным тестом. Видимо, навыки решения нестандартных задач сформированы недостаточно.

Литература:

  1. Аршавский И. А. Межполушарная асимметрия большого мозга человека и некоторые проблемы педагогики. — М.: Знание, 2002
  2. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург, У-Фактория, 2004. — 300 с.
  3. Еремеева В. Д. Типы латеральности у детей и их связь с успешностью и обучением. // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С. 128–135
  4. Основы математической статистики / под ред. В. С. Иванова. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
  5. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. — М.: Эксмо, 2006. — 608 с.
  6. Сиротюк А. Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007 г
  7. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. — Воронеж: МОДЭК, 2010

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle