Библиографическое описание:

Баркова Е. К., Кажарская О. Н. Теоретическая модель эмоциональной компетентности студентов-психологов // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 283-286.



В статье обсуждается проблема исследования эмоциональной компетентности у студентов-психологов. Она весьма актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане и является объектом психофизиологических, педагогических, философских, социальных и других исследований отечественных и зарубежных учёных, что свидетельствует о её междисциплинарности.

В психологии данная проблема относится к числу классических: отдельные аспекты эмоциональной компетентности специалистов рассматривались в контексте исследований мотивационной сферы личности (В. К. Вилюнас, Н. Е. Герасимова, Б. И. Додонов, С. С. Занюк и др.); в связи с эмоциональной регуляцией деятельности (Л. М. Аболин, С. А. Колот, А. Е. Ольшанникова, О. П. Санникова, А. Я. Чебыкин, и др.);при изучении устойчивости психических процессов (Г. М. Андреева, О. В. Государева, П. Б. Зильберман, Г. Мейер, В. А. Семиченко и др.); при исследовании эмоционального интеллекта (Г. М. Андреева, И. Ф. Аршава, Д. Гоулман, Э. Л. Носенко и др.); в контексте профессиональной деятельности (А. В. Запорожец, В. К. Калин, С. Д. Максименко, В. А. Моляко, О. П. Федик и др.); в связи с установками (А. Г. Асмолов, Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангшивили, В. А. Ядов) и саморегуляцией (Ю. И. Лановенко, А. В. Массанов, И. Г. Павлова, К. В. Пилипенко, Е. Н. Рева и др.).

На протяжении XX в. рассматривались предпосылки введения термина «эмоциональная компетентность» в психологическую теорию на постсоветском пространстве. Отмечается вклад Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, О. К. Тихомирова и других ученых в развитие идеи единства аффекта и интеллекта.

Показано, что открытие феномена «Эмоциональная компетентность» явилось результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов, об особенностях их взаимосвязи. К важнейшим достижениям в этом процессе авторы относит обогащение представлений об эмоциях (представления об эмоциях как об одной из подсистем сознания; как о факторе мотивации), расширение представлений об интеллекте (в том числе идея множественности интеллектуальных проявлений, открытие социального интеллекта), а также встречное движение в исследованиях эмоций и интеллекта (идея единства и продуктивного взаимодействия аффективных и когнитивных процессов) другие.

Существенную роль в понимании феномена эмоциональной компетентности внесли следующие ученные: Н. А. Аминов, Ю. М. Блудов, С. А. Изюмова, Е. П. Ильин, В. Д. Небылицин, В. В. Суворова и др.

В работах названных авторов указанный феномен связывается с нейродинамическими факторами, процессами высшей нервной деятельности, темпераментными свойствами, действиями стресс-факторов, общим адаптационным синдромом и т. п.

Ряд психологов (Л. М. Аболин, Б. Х. Варданян, О. В. Дашкевич, Ю. Н. Кулюткин, С. М. Оя, Г. С. Сухобская, В. Э. Чудновский, и др.) рассматривают различные проявление эмоциональной устойчивости, которые, так или иначе, связаны с эмоциональной компетентностью, социальной активностью личности, ее поведением и продуктивностью деятельности, работоспособностью в стрессогенных ситуациях.

В. Э. Чудновский определяет эмоциональную компетентность как «способность человека сохранять в различных условиях социальной нестабильности личностные позиции, владеть определенными механизмами защиты по отношению к воздействиям, чуждым его личностным взглядам, убеждениям и мировоззрению в целом» [6, с. 141].

рассматривая поведение социально активного субъекта, автор выделяет два способа действий: приспособление к ситуации и преобразование обстоятельств. Преобразование обстоятельств имеет отношение к устойчивости личности, так как, «проявляя себя устойчивой личностью, индивид реализует свою социальную активность» [6, с. 143].

Л. М. Аболин определяет эмоциональную компетентность как «свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуют между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели» [1, с. 138].

В зарубежной психологии «Эмоциональную компетентность» рассматривают как синоним понятия «Эмоциональный интеллект» (Сэловей; Мэйер; Гоулмен; Бар — Она; Люсин и др). Д. Гоулмен добавил к выделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, с личностными характеристиками.

В настоящее время компетентностный подход стал парадигмой высшего профессионального образования. В работах В. И. Байденко. В. А. Болотова, В. В. Серикова, И. А. Зимней, Дж. Равена, В. Хутмахера, А. В. Хуторского, В. Д. Шадрикова профессиональные компетентности рассматривались как система профессиональных и личностных способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности выпускника вуза в условиях быстро меняющейся экономики.

Особый интерес представляет изучение эмоциональной компетенции студентов-психологов выпускных курсов как интегративного полисистемного свойства личности, которое характеризуется эмоциональной сбалансированностью.

Обучение в высшем учебном заведении традиционно является важнейшим этапом профессионального становления личности, которое предполагает активное, сознательное утверждение человека в профессиональной позиции на основе усвоения определенной системы знаний, норм, ценностей, соответствующих требованиям будущей профессиональной деятельности. Как показывают некоторые исследования (Л. М. Аболин, И. Ф. Аршава, М. С. Корольчук, В. М. Крайнюк, Г. В. Лошкин, В. А. Моляко, Н. И. Повьякель, О. П. Санникова, А. Я. Чебыкин и др.) установлено, что именно эмоциональная компетентность принадлежит к тем интегративным свойствам личности, которые в определенной степени обеспечивают успешность деятельности, особенно в эмоциогенных условиях.

Таким образом, следует отметить, что в современной психологической литературе нет однозначного толкования понятия эмоциональной компетентности. Представители рассмотренных выше подходов к пониманию эмоциональной компетентности фокусируют внимание на различных сторонах изучаемого феномена, демонстрируют его сложность и многоаспектность. Вместе с тем, несмотря на существенные расхождения во взглядах отдельных исследователей на изучаемую проблему, проанализированные работы позволяют, рассматривать эмоциональную компетентности как группу способностей к саморегуляции и регуляции межличностных отношений путем понимания собственных эмоций и эмоций окружающих, как высокую эмоциональную проницательность.

Мы рассматриваем эмоциональную компетентность как сложное психическое образование, характеризующееся способностями к саморегуляции, самоконтролю и регуляции межличностных отношений путем понимания собственных эмоций, а также распознавание эмоций других людей и установление с ними эффективных отношений. В нашей работе данное теоретическое положение является исходным для последующего эмпирического изучения феномена эмоциональной компетентности.

Для будущего психолога это важная компетентность, являющаяся основой его профессионального содержания.

Обобщая имеющиеся исследования по проблеме эмоциональной компетентности у специалистов можно выделить в модели эмоциональной компетентности психолога профессиональную и личностную составляющие.

Профессиональная составляющая представлена когнитивным и операционным компонентами, а личностная составляющая состоит из мотивационного, интеллектуального, коммуникативного, регулятивного, эмоционально-волевого компонентов.

Модель эмоциональной компетентности психолога представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель эмоциональной компетентности психолога

В структуру модели эмоциональной компетентности психолога входят две подструктуры: профессиональная и личностная готовность.

Профессиональная готовность включает в себя: когнитивный и операциональный компоненты.

− Когнитивный компонент — это система знаний психолога об эмоциях и эмоциональных состояниях личности.

− Операциональный компонент психолога — это комплекс умений и навыков, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности в данной области.

Личностная составляющая эмоциональной компетентности — это система эмоционально положительных личностных свойств и характеристик психолога, которая результативно влияет на профессионально личностную жизнедеятельность. Она включает в себя следующие составляющие: мотивационный, коммуникативный, интеллектуальный, эмоционально-волевой и регулятивный компоненты.

Мотивационный компонент — это совокупность мотивов, адекватных целям и задачам профессионального и личностного развития.

Интеллектуальный компонент — это совокупность умений и навыков, а так же развитие на их основе позитивных личностных характеристик, позволяющих психологу адекватно решать профессиональные задачи и эффективно действовать в нетрадиционных эмоционально сложных ситуациях.

Эмоционально-волевой компонент — это система умений и навыков, а так же развития на их основе личностных характеристик, позволяющих психологу эмоционально грамотно выстраивать взаимоотношения с окружающими и эмоционально правильно реагировать на возникающие трудности в профессиональной деятельности и в личной жизни: создания положительного эмоционального климата в работе с клиентом; понимания причины конфликтов и напряженных ситуаций, гибкого реагирования на возникающие эмоциональные нестандартные ситуации.

Волевой компонент обеспечивается содержанием волевой сферы личности, уровнем развития волевых качеств, волевыми процессами, уровнем самоконтроля и способностью к саморегуляции. К числу наиболее значимых свойств личности психолога обычно относят: самостоятельность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание.

Коммуникативный компонент — совокупность умений и навыков, а так же развитие положительных личностных характеристик, позволяющих психологу эффективно общаться в разных сферах профессиональной деятельности и личной жизни: успешно вступать в контакт с другими людьми, определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегий взаимодействия.

Регулятивный компонент — это система умений и навыков, позволяющих психологу интегративно (комплексно) организовывать свою личную и профессиональную деятельность: целеобразования, планирования, прогнозирования, принятия решения, самоконтроля, самопрограммирования и коррекции.

Выводы:

  1. Уточнено содержание понятия «Эмоциональная компетентность» как сложное психическое образование личности, характеризующееся способностями к саморегуляции, самоконтролю и регуляции межличностных отношений путем понимания собственных эмоций, а также распознавание эмоций других людей и установление на этой основе эффективных отношений.
  2. На основе анализа теоретических исследований разработана модель «Эмоциональной компетенции» психолога, которая содержит профессиональные и личностные составляющие: включающие компоненты эмоциональный, мотивационный, волевой, поведенческий, когнитивный и др.

Литература:

  1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. — Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1987. — 261 с.
  2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман — М.: АСТ, 2008. – 478 с.
  3. Гоулман Д. Деструктивные эмоции // Пер. с англ. О. Г. Белошеев / Д. Гоулман. — М.: ООО «Попурри», 2005. — 672 с.
  4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства /Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2001.
  5. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. — М.: Прогресс, 1979. — 395 с.
  6. Чудновский В. Е. Психологияпрофессий: учеб.пособие для студ. вузов / В. Е. Чудновский, Э. Ф. Зеер. — М.: Академический проект, 2003. — 336с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle