Библиографическое описание:

Касымова Д. М. Улучшение взаимодействия образовательных учреждений и предприятий с целью трудоустройства выпускников // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 406-409.



Отношение к образованию у человечества менялось на протяжении столетий, в основном образование рассматривалось с плоскости интеллектуально-культурной. Одновременно с тем как менялся весь мир, менялось отношение к образованию. Постепенно образование из элитного стало всеобщим. Декларация Прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году провозгласила право на образование в качестве одного из основных прав человека. Сейчас образование выполняет не только социально-культурную роль, но является и компонентом рынка, осуществляя экономические функции.

Система образования, готовя квалифицированных специалистов для рынка труда, создает прирост общественного продукта, тем самым влияя на экономический рост страны. Следовательно, чем качественнее образование получат студенты, тем больше оно будет использоваться ими на рабочих местах. Считается, что хорошие университеты те, чьи выпускники способны быстро адаптироваться на меняющемся рынке труда, генерировать новые знания и внести положительные изменения в деятельность предприятия.

В Узбекистане с первых дней независимости одной из приоритетных задач стало реформирование системы образования. Была принята Национальная программа по подготовке кадров, которая стала стратегическим документом системы образования, определяющим основные направления ее реформирования. Произошла реорганизация в системе высшего образования страны, в том числе и в областных центрах — институты были трансформированы в университеты, некоторые факультеты упразднены в связи с ненужностью, и наоборот появились новые специальности. За период независимости количество вузов выросло с 42 до 68. Были созданы новые высшие учебные заведения, такие как, Ташкентский финансовый институт, Ташкентский химико-технологический институт, Ташкентский архитектурно строительный институт, Университет мировой экономики и дипломатии, Исламский университет и т. д. Для талантливой молодежи при поддержке президента стали один за другим открываться зарубежные вузы. К 2014 году в Узбекистане функционировало уже семь представительств иностранных вузов: Филиал Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова (Россия), Международный Вестминстерский университет в Ташкенте (Великобритания), Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова (Россия), Филиал Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина в городе Ташкенте (Россия), Сингапурский институт развития менеджмента в Ташкенте (Сингапур-Великобритания), Туринский политехнический университет в Ташкенте (Италия) и Университет Инха в Ташкенте (Южная Корея).

Главным достижением реформ стало сохранение бесплатности и общедоступности общего среднего образования, введение обязательного бесплатного 12-летнего общего среднего и среднего специального, профессионального образования [1, с. 12]. Кроме того, Узбекистан ввёл единую тестовую систему для поступления в вузы [2], а высшая школа страны перешла на двухступенчатую систему: бакалавр — магистр [3].

Проблемы на рынке труда.

В современном мире работодатель предъявляет более жесткие требования к работникам, вследствие чего высшее образование воспринимается, как императивная необходимость, но недостаточное условие для получения рабочего места. Несмотря на масштабные позитивные изменения в системе образования, существует слабая взаимосвязь в партнерских отношениях между образовательными учреждениями и предприятиями рынка труда. Данная слабая взаимосвязь впоследствии выражается в проблеме трудоустройства выпускников. И одной из причин данной проблемы является несоответствие знаний, полученных в образовательных учреждениях и знаний, требуемых работодателями. К примеру, согласно социологическому опросу, проведенному среди предпринимателей, выяснилось, что полностью устраивает уровень подготовки выпускников отечественных высших и средних специальных учреждений по экономическим специальностям — только 18,2 % респондентов, по техническим специальностям — 18,6 %, в области юридического образования — 17 %, информационных технологий — 28,9 % [4].

Одним из преимуществ старой системы образования было государственное распределение на работу выпускников вузов. Несмотря на то, что жители столицы неохотно ехали на периферию, плюсы распределения заключались в том, что студенты были обеспечены работой и даже в самых отдаленных районах республики работали квалифицированные кадры.

В настоящее время ситуация на рынке труда молодых специалистов абсолютно обратная: основная масса выпускников должна самостоятельно трудоустроится. В тоже время выпускники из-за отсутствия трудового стажа, из-за недостатка практических знаний или из-за невостребованности полученной профессии не могут найти работу. Социологический опрос, проведенный среди выпускников вузов, которые не работают по своей специальности, узнавал причину этого. Большая часть респондентов (41 %) просто не смогла найти работу, 28 % «разочаровались в своей специальности, 18 % считают свою специальность не интересной» и 13 % «учились ради диплома, так как специальность не нравилась с самого начала» [5, с. 56]. Если аккумулировать, последние три ответа вместе, то получается 59 %, сделали не правильный выбор профессии, вследствие чего они разочаровались, считают свою специальность не интересной. Следовательно, существует также проблема в профессиональной ориентации абитуриентов. Одновременно с этим, работодатели недовольны качеством профессиональных навыков у молодых специалистов. Согласно еще одному опросу, проведенному среди узбекских работодателей более чем одна треть фирм (35 %) отметила, что низкие профессиональные навыки сотрудников являют собой «серьезное» или «очень серьезное» препятствие, сдерживающее рост развития бизнеса [6, с. 28]. Это еще раз подтверждает об не эффективном взаимодействии вузов и организаций на рынке труда.

Рынок труда в стране специфичен. С одной стороны переизбыток рабочих, обладающих только базовыми навыками, с другой стороны недостаток специалистов с высшим образованием [6, с. 27]. В Узбекистане на 10000 населения в 2013–2014 учебном году приходилось 85 студентов. Среди стран СНГ у Узбекистана самый низкий показатель по охвату населения высшим образованием. В Беларуси данный показатель в тот же учебный год равнялся 417 студентам, в России — 393, в Казахстане — 307, в Армении — 285, в Азербайджане — 160 [7, с. 20].

Можно утверждать, что профессиональные знания определенной части выпускников не соответствуют требованиям современного работодателя. Одна из причин этого кроется в том, что изучаемые учебные дисциплины высших и средних специальных учреждений не успевают соответствовать быстро меняющимся технологиям предприятий и производств. Наряду с этим из-за отсутствия прочного партнерства между вузами, профессиональными колледжами и предприятиями, каждый в этом звене работает отдельно, стремясь только к своим целям. Значит, если развивать сотрудничество между работодателями и учебными заведениями, можно решить проблемы и соединить интересы обоих субъектов рынка труда, предприятия получат квалифицированные кадры, а вузы — положительный имидж и высокий рейтинг, за счет востребованности выпускников.

Пути решения.

В первую очередь необходимо рассмотреть позитивные примеры партнерства между образовательными профессиональными учреждениями и предприятиями. Среди некоторых профессиональных колледжей наблюдаются устойчивые партнерские взаимоотношения. В частности, Асакинский автомобильно-строительный профессиональный колледж, заключил договор о сотрудничестве с асакинским автозаводом «GM Uzbekistan», в результате чего выпускники трудоустраиваются на данном предприятии [8].

Многие вузы Узбекистана сотрудничают с предприятиями, заключая хозяйственные договора на выполнение научно-исследовательских работ. К примеру, Ташкентский государственный технический университет на хоздоговорной основе работает совместно с такими предприятиями, как НХК «Узбекнефтегаз», ОАО «Шуртангаз», ПО «Узхимпром», ОАО «Узбекуголь», ГАК «Узбекэнерго», ХК «Узсельхозмашхолдинг», ОАО Алмалыкско горно-металлургический комбинат, Навоийский горно-металлургический комбинат, АК «Узтрансгаз» и т. д. [9]. Периодически партнерство вузов с предприятиями дает позитивные результаты для всего общества. Так, ученые Ташкентского химико-технологического института создали технологию получения бумаги и целлюлозы на основе переработки стеблей топинамбура. Свое изобретение они презентовали на ежегодной Республиканской ярмарке инновационных идей, технологий и проектов с целью поиска партнеров [10, с. 11]. В итоге изобретение в промышленном масштабе было внедрено в открытом акционерном обществе «Наманган когози», производящее бумагу.

Для улучшения профессиональных знаний каждое учебное заведение вырабатывает свою методику: одни приглашают читать лекции профессионалов-практиков, другие внедряют интерактивные методы преподавания, третьи включают в программу разбор case-study (конкретные бизнес-ситуации). Например, в Ташкентском Педиатрическом медицинском институте применяются новые педагогические технологии («Трехступенчатое интервью», «Кластер», «Дебаты»). В частности, «Трёхступенчатое интервью», одно из любимых интерактивных занятий студентов, во время которого переносят ситуацию из врачебного кабинета в аудиторию института. Три студента, изображая врача-больного-эксперта, разбирают сложный диагноз, одновременно обучаясь коммуникабельности, терпимости, взаимопониманию.

Для установления постоянных партнерских отношений с работодателями Международный Вестминстерский университет в Ташкенте (МВУТ) принимает ряд мер. В университете был открыт Карьерный центр, который оказывает помощь выпускникам и студентам в поиске работы и летней стажировки, в консультативной поддержке по вопросам трудоустройства. В связи с тем, что вуз славится доброй репутацией, работодатели в поисках лучших кандидатов часто сами звонят и предлагают рабочие места в своих организациях. Кроме того, ежегодно в рамках Дня карьеры, работодатели становятся гостями университета, где они беседуют с выпускниками, проводят мастер классы и рассказывают о возможностях работы в их организациях.

Рассмотренные примеры свидетельствуют о том, что учебные заведения стремятся построить партнерские взаимовыгодные отношения с будущими работодателями своих студентов. Но все начинания образовательные учреждения делают добровольно и самостоятельно. Вместе с тем, необходимо на государственном уровне укрепить партнерские связи между учреждениями профессионального образования и предприятиями рынка труда. Выделим несколько рекомендаций необходимых для совершенствования партнерства:

− создание на уровне государства механизма, который будет давать право перспективным и успешным предприятиям рекомендовать темы дипломных научных работ студентам, а также рекомендовать учебные дисциплины;

− проведение регулярных исследований и прогнозов потребностей работодателей и тенденций рынка труда вузами, с правом дальнейшего изменения учебных программ;

− внедрение новых педагогических технологий и методов обучения, в программы вузов и колледжей, которые будут учить студентов умению самостоятельно обучаться и изучать нововведения;

− проведение профессиональной ориентации на последних курсах в системе среднего образования (профессиональный колледж и академический лицей) с помощью психологов и специалистов рынка труда;

− формирование при каждом вузе и колледже отделов по распределению выпускников, главной задачей которых должно стать трудоустройство выпускников согласно полученной специальности, с помощью проведения Ярмарок труда и налаживания контактов и связей с работодателями;

− предоставление налоговых льгот предприятиям активно участвующим в учебном процессе, а также инвестирующим в материально-техническое обновление вузов и профессиональных колледжей;

− необходимость принятия законодательного акта, в котором будет прописано обязательное участие крупных и успешных предприятий в кооперации с профилирующими вузами: это могут быть различные виды взаимодействия. Подготовка студентов под заказ, выполнение исследовательских заданий для компаний, по изучению рынка, конструкторские и инновационные разработки для решения конкретных проблем со стороны вузов и профессиональных колледжей. А со стороны компаний это может быть производственная практика, стажировка во время каникул, проведение мастер классов, лекций и принятие на работу выпускников.

Резюмируя, необходимо отметить, что в республике в некоторых вузах постепенно налаживается партнерство с предприятиями, но данный процесс происходит не повсеместно. Для того чтобы цепочка вуз-предприятие начала полноценно функционировать, все участники процесса должны быть в этом заинтересованы, а со стороны государства целесообразно оказывать координационную и нормативно — законодательную поддержку.

Литература:

  1. Национальный отчет по среднесрочной оценке достижений целей по образованию для всех. Министерство Народного образования РУз. Ташкент 2007. c. 12.
  2. Постановление Каб. Мина РУз № 61 от 05.02.93. О тестовом отборе абитуриентов для вузов Республики Узбекистан. URL: http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=559447, (дата обращения 21.08.2016).
  3. Закон «Об образовании» РУз № 464-I от 29.08.97. URL: http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=559447, (дата обращения 21.08.2016).
  4. Социологическое исследование «Предприниматели Узбекистана: проблемы, мнения, социальный портрет», Центр экономических исследований, Ташкент 2006.
  5. Касымова Д. М. Молодежь на рынке труда Узбекистана. Экономика образования. № 2 (75), Москва 2013, с. 56.
  6. Узбекистан. Модернизация системы высшего образования. Июнь 2014 г. Документ Всемирного банка. Отдел по работе со странами Центральной Азии. с. 27–28.
  7. Система образования Республики Беларусь в цифрах. Аналитическое издание. Министерство образования Республики Беларусь. Минск 2016. с.20.
  8. Якубов С. Вчера — ученик, сегодня — специалист. Шарк. Народное слово. Ташкент. 02.02.2011.
  9. Общая информация. Сайт Ташкентского государственного технического университета.URL: http://www.tdtu.uz/index.php/ru/obshchaya-informatsiya, (дата обращения 15.08.2016).
  10. Ходиев Б. Ю., Касимов М. С., Производство конкурентоспособной продукции на основе безотходной технологии из топинамбура в Республике Узбекистан. Научный электронный журнал. Экономические и инновационные технологии. Ташкент 2012. № 4. с.11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle