Библиографическое описание:

Платонова М. С. Психологическая стабильность молодежи — гарант защиты от экстремизма // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 305-308.



The article considers the problems of increasing among young people with extremist tendencies. Presents the results of the study in the form of a questionnaire survey. The main purpose of the study was to measure the psychological stability among the youth of the Republic of Khakassia, as well as obtaining quantitative characteristics of respondents ' information about extremism as a social phenomenon.

Key words: extremism, youth, psychological stability, xenophobia, aggressiveness

Проблема экстремизма, в молодежной среде — явление чрезвычайное, зачастую влекущие за собой серьезные последствия для государства, общества и личности. Проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Экстремизм в молодежной среде стал в нашей стране массовым явлением [4].

В Федеральном Законе «О противодействии экстремистской деятельности» № 114 — ФЗ от 25 июля 2002 г. экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как:

− деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

  1. насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  2. подрыв безопасности Российской Федерации;
  3. захват или присвоение властных полномочий;
  4. создание незаконных вооруженных формирований;
  5. осуществление террористической деятельности;
  6. возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
  7. унижение национального достоинства;
  8. осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  9. пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
  10. пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  11. публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
  12. финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий [5].

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма — это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения [3].

Как указывают отдельные авторы, «в ценностной структуре сознания и поведения молодежи появляется все больше угрожающих личности элементов (криминализация сознания, экстремизм, агрессивность и др.). Социальное самочувствие большинства молодых людей может быть описано в терминах «разочарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «растерянность», «апатия», «агрессивность», «злость», «экстремизм» и т. п». [1].

В этой связи некоторые авторы предлагают и обосновывают решение проблемы формирования культуры ненасильственного типа в российском обществе и молодежной среде. В первую очередь необходимо выделить такое направление деятельности, как психолого-педагогические исследования современного состояния проблемы, что необходимо для подбора особых мер воздействия на факторы, условия, способствующие возникновению и распространению ксенофобных и экстремистских идей, взглядов и установок, а также сложившихся практик экстремистской деятельности [2].

Профилактика терроризма и экстремизма должна проводиться и в образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

Вместе с тем, анализ существующих программ по противодействию идеологии экстремизма позволяет констатировать односторонность подходов к решению проблемы, недостаточную разработанность системы превентивных мер, интегрирующих сегменты государственно-правового регулирования, развития культуры и образования, оптимизации функционирования СМИ, совершенствования социально-культурной деятельности.

Поэтому с целью измерить психологическую стабильность среди молодежи Республики Хакасия, а также получения количественных характеристик информированности респондентов об экстремизме как общественном явлении, о существовании и деятельности организаций экстремистского толка и выявить их отношение к экстремизму, нами было проведено исследование в виде анкетного опроса.

Анкета состоит из вопросов открытого и закрытого типа. Объем выборки составил 120 человек. Все они учащиеся Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.

Исследование показало, что значительное большинство респондентов утверждают, что знают значение слова «экстремизм», 54 % из них определили экстремизм, как приверженность националистическим, шовинистским, расовым взглядам, заметно меньше количество респондентов (11,4 %) считают, что экстремизм это ни что иное, как непосредственное участие в разжигании межнациональной, межрелигиозной и иной розни и наконец, 21,6 % опрошенных не смогли дать правильное определение этому понятию, и посчитали, что оно произошло от слова «экстрим», совершение опасных для жизни человека действий с целью получения эмоционального удовлетворения. И почти 100 % опрошенных признали, что необходимо открыто обсуждать тему экстремизма в нашем обществе. В целом эти данные говорят о высоком уровне информированности студентов в области, поставленной проблемы.

На вопрос о том являетесь ли вы по своим взглядам экстремистом, более 80 % студентов ответили категорически отрицательно, и только 1 человек из всей выборки отнес себя, по своим взглядам близко к экстремистским.

Далее респондентам было предложено выделить основные причины его распространенности среди молодежи. И как оказалось, 38 % опрошенных видят причину, связанную с особенностями молодого возраста и с их стремлением изменить мир, 35 % связывают это с низким уровнем интеллекта, 25 % респондентов считают, что это происходит вследствие подверженности чужому влиянию, мнению.

При этом 74 % студентов считают нужным проведение предупреждающих мероприятий против экстремизма.

Ответы респондентов на поставленный вопрос о механизмах борьбы с проявлениями экстремизма в молодежной среде (не более 3 вариантов) выявили следующую картину:

  1. работа с проявлениями экстремизма должна осуществиться через развитие молодежного движения, работу спортивных, культурных и иных учреждений (75 %);
  2. через правовое и духовно-нравственное воспитание молодежи (48 %);
  3. с помощью активной деятельности администрации города по трудоустройству молодежи, ее социальной защищенности (27 %);
  4. через выработку новой государственной идеологической политики (8 %);
  5. через активную работу правоохранительных и судебных органов (2 %).

Так же был задан открытый вопрос о необходимых мероприятиях в студенческой среде для предупреждения экстремизма, который показал, что основными приемлемыми формами для большинства, являются: беседы, конференции, лекции с привлечением работников правоохранительных органов, публикации, буклеты, тренинги, направленные на повышение толерантности.

Анализ последующих ответов позволяет сделать вывод, что большинство опрошенных достаточно терпимы к другим конфессиям (вероисповедание), нациям, социальным меньшинствам, другим людям (55 %). Однако 40 % респондентов не имеют социальных противоречий, пока не затронуты их личные интересы.

Стоит так же отметить, что 56 % студентов не являются приверженцами, какой-либо идеологии и категорически исключают такой вариант, однако 41 % не исключает возможности принятия идеологии при определенных обстоятельствах. Что может сигнализировать о высокой психологической лабильности и неустойчивости в молодежной среде.

Анализ мнений респондентов по поводу имеет ли оправдание терроризм, и иная террористическая деятельность дал достаточно оптимистический результат, практически все 100 % респондентов категорически осуждают терроризм и считают, что он не имеет, ни каких оправданий.

Так же обнадеживающим оказалось и то, что 98 % студентов готовы сообщить в органы правопорядка о готовящимся или совершенном преступление, если им вдруг станет известен такой факт.

В целом же, можно отметить достаточно высокую психологическую стабильность среди молодежи Республики Хакасия, условий для разжигания национальной розни нет. Тем не менее, факторы, влияющие на формирование экстремистских установок у молодежи города, существуют, что может приводить к ситуативным вспышкам экстремизма. В связи с этим необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на пропаганду толерантности и критики экстремизма, а так же регулярные мониторинги в виде анкетных опросов, для того, чтобы не пропустить возможный всплеск экстремистских настроений.

Предупреждение молодёжного экстремизма должно быть связано с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания молодыми людьми друг друга и самих себя. Необходимо внедрение инновационных методов профилактической работы, которые должны содержать косвенные, «мягкие» формы включения молодёжи в позитивную деятельность.

Литература:

  1. Афанасьева Р. М. Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в молодежной среде // Власть. – 2007. – № 5. – 0,7 п. л.
  2. Афанасьева Р. М. Молодежь и проблема экстремизма в современной России // Труды МГУУ Правительства Москвы. Вып. № 10. – М., 2007. – 1, 1 п. л.
  3. Дробижева Л., Паин Э. Политический терроризм и экстремизм // Век толерантности. — М., 2003.
  4. Кузьмин А. В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2012. 22 с.
  5. Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114 — ФЗ от 25 июля 2002 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle