Библиографическое описание:

Загоскина Е. Н. Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 119-121.



Уже давно определены основные цели современной общеобразовательной школы, важнейшими из которых признаны проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе. Личностно-ориентированное образование — это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированный подход есть современная методологическая ориентация в труде педагога, основанная на взаимосвязи психолого-педагогических идей, понятий, методов и направленная на оказание помощи в самопознании, саморазвитии и самореализации творческого потенциала учащегося, сама форма индивидуального обучения в детской музыкальной школе и детской школе искусств создаёт благоприятные условия для использования личностно — ориентированного подхода в практике педагога-музыканта.

Ведущими идеями личностно — ориентированного обучения являются:

− развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребёнка;

− учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребёнка, направленная на преобразование социально — значимых образцов усвоения заданных в обучении;

− субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;

− усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально-значимые ценности.

Таблица 1

Основные отличия личностно-ориентированного обучения от традиционной дидактической системы

Традиционное обучение

Личностно-ориентированное обучение

Образование — это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщённого, объективированного, общественного опыта. То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности.

Образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания т предметной деятельности.

Образное понимание обучаемого: «человек — глина» не имеет изначальной сущности и является материалом для педагогической работы.

Образное понимание обучаемого: «человек — семя» имеет генетическую программу развития, осуществляется развитие потенциальных качеств.

Центральной фигурой процесса обучения выступает учитель.

В центе процесса обучения — ученик.

Обучение: преподавание + учение. Учитель передаёт знания, умения и навыки ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят.

Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов.

Ведущая деятельность процесса обучения — преподавание.

Ведущая деятельность процесса обучения — деятельность познания.

В процессе обучения уравниваются субъектные различия детей, для всех детей даётся единая планка — стандарт.

В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей, акцентируется внимание на индивидуальности учащихся.

Общественные интересы ставятся выше личных.

Признаётся высшая самоценность личности ребёнка.

Учитель и ученик являются основными источниками знания, а учитель ещё и контролирующим субъектом познания.

Роль учителя — организация образовательной среды, в которой ученик самостоятельно образовывается, опираясь на собственный потенциал.

Реализация личностно-ориентированного обучения возможна при использовании личностно-ориентированных педагогических технологий и переосмысления профессиональных позиций педагога.

Можно выделить несколько позиций, которые должен учитывать педагог при разработке личностно-ориентированного урока:

  1. Опора на субъектный опыт.

Основной замысел личностно — ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально -значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания. При организации урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъективном опыте учащихся. Надо продумать, что следует сделать, чтобы обсудить детские версии не в жёстко — оценочной ситуации правильно — неправильно, а в равноправном диалоге.

  1. Знание психофизических особенностей.

Подбор дидактического материала к личностно — ориентированному уроку требует от учителя не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Конечно вид и форма материала, возможности их представления учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом.

  1. В роли равноправных партнёров.

Это требует от учителя учёта не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Поэтому при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчинённые учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учётом их оптимального личностного взаимодействия.

Принципы личностно-ориентированного подхода в работе преподавателя детской школы искусств:

  1. Принцип индивидуализации.

Задача преподавателя — создание психолого-педагогических условий для развития учащихся с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей. На основе типовой учебной программы составляется адаптированная программа, учитывающая способности, уровень подготовки и темпы развития каждого учащегося. Есть программы, рассчитанные на слабого ученика, ученика одарённого, программы, предполагающие особую направленность обучения — «любительское музицирование», программы, учитывающие возрастные особенности и цели их развития на данном этапе — «программа раннего эстетического развития», программы обучения по определённым предметам — «специальное фортепиано», «аккомпанемент», «ансамблевое исполнительство». В начале каждого полугодия педагог составляет индивидуальный репертуарный план для каждого учащегося, предполагающий перспективу развития ученика с учётом оценки его образовательного уровня на данном этапе, психологических особенностей приоритетных интересов.

  1. Принцип субъектности.

Предполагает формирование субъективного опыта каждого через включение учащихся в разнообразную деятельность, через развитие самоанализа, через осознание себя, своих интересов, мировосприятия, мироощущения. Основным видом учебной в классе фортепиано является игра на инструменте. Это сольное исполнительство, игра в фортепианном ансамбле и в ансамбле с другим инструментом или вокалистом, иллюстрация тематических вечеров или подготовка различных проектов. Участие в различных мероприятиях даёт ребёнку возможность осознать себя, свои интересы, пристрастия, возможность проанализировать своё выступление, его сильные и слабые стороны.

  1. Принцип выбора.

Создавая на уроке проблемную ситуацию, педагог ставит учащегося перед выбором — какое произведение взять для разучивания, трактовку какого исполнителя предпочесть, редакцией какого автора пользоваться в своей работе, в каком концерте ученик захочет принять участие, какая подготовка должна предшествовать его выступлению на сцене. Решение этих вопросов не только будит творческий потенциал ребёнка, но и выводит его на новый образовательный уровень, заставляя самостоятельно или с помощью учителя работать над приобретением новых знаний, умений и навыков.

  1. Принцип успеха и творчества.

Любая деятельность учащегося должна носить творческий характер и приводить к успеху. Поэтому так важно не только выучивание нотного текста, но и выражение собственного отношения исполнителя к данному произведению, его понимание внутреннего содержания пьесы, понимание музыкального языка и замысла композитора. В создании ситуации успеха важную роль играет правильный выбор репертуара. Преподаватель должен умело соотнести интересы и пожелания ребёнка с объективной оценкой уровня развития его способностей и приобретённых навыков на данном этапе развития.

  1. Принцип веры в потенциал человека.

Для реализации этого принципа важно осуществление развития учащегося с опорой на его положительные качества, отказ от чрезмерного авторитарного контроля и наказаний. Совсем не обязательно сделать каждого ученика концертирующим пианистом, это и невозможно. Важнее всесторонне развить его способности, привить ему любовь к музыка, к искусству, воспитать потребность в творческом самовыражении и необходимости в самосовершенствовании.

Всё это свидетельствует о том, что личностно — ориентированное обучение играет важную роль в системе музыкального образования, которое должно быть направлено на развитие личности учащегося, раскрытие его возможностей, талантов.

Развитие ученика как личности идёт не только путём овладения им нормативной деятельности, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Основным результатом учения должно стать формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Литература:

  1. Клиберг Л. Проблемы теории обучения. — М.: Педагогика, 1984, с. 25.
  2. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2001. — 727 с.
  3. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  4. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Педагогика, 1996. — 96 с.
  5. Якиманская И. С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979. — 144 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle