Библиографическое описание:

Загоскина Е. Н. Воздействие исполнительского мастерства концертмейстера на творческое и эмоциональное развитие учащихся на уроках хореографии в ДШИ // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 117-119.



Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине 19 века, когда большое количество камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы.

Со временем эта универсальность была утрачена, в связи с всё большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определёнными исполнителями.

Концертмейстер — это самая распространённая профессия в художественно — эстетическом творчестве. Он нужен везде: и на концертной сцене, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще в классе концертмейстерского мастерства. Без него не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, музыкальные и педагогические училища и вузы.

Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Почти все выдающиеся композитора занимались аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Шуберта с Фогелем, Мусоргского с Леоновой, Рахманинова с Шаляпиным.

В обширном поле деятельности концертмейстера работа в детской школе искусств занимает почётное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребёнка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Работа концертмейстера в связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому в классе с детьми работают два педагога — хореограф и концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит оттого, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит её содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить её в танцевальных движениях. Музыка и танец в своём гармоническом единстве — прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Занятия хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, переходы от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы учащиеся привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление занятия должно прививать обучающимся осознанное отношение к музыкальному произведению: умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

Вслушиваясь в музыку, ребёнок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познаёт их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки.

Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Он должен сделать достоянием танцоров музыку, которую создали великие композиторы: Глинка, Чайковский, Глиэр, Штраус, Прокофьев, Щедрин и другие. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их. не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.

В процессе обучения осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:

− развитие музыкального восприятия метроритма;

− ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;

− согласовывать характер движения с характером музыки;

− развитие воображения, художественно — творческих способностей;

− повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать её;

− расширение музыкального кругозора детей.

В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему приходиться работать с детьми разного возраста, с педагогами разных танцевальных направлений. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом учащихся, репертуаром данной танцевальной направленности не просто. Путь один — постоянное совершенствование, серьёзный творческий подход к работе.

В обязанности концертмейстера на уроках хореографии входит:

− репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий;

− постоянное расширение музыкального багажа знаний о природе танца, его характерных особенностей;

− знакомство с новыми методиками «движений под музыку».

Результативная работа возможна только в сотрудничестве педагога — хореографа и концертмейстера. И здесь можно сказать о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личные качества концертмейстера и педагога. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринуждённости, взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнёром. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности. И во многом эта результативность зависит от грамотно подобранной концертмейстером музыки.

Музыкальное развитие осуществляется при помощи определённых методов и приёмов. Первоисточником получения знаний является сама музыка, только она пробуждает музыкальные чувства человека. Вначале идёт работа по накоплению слушания музыки. Вторым источником получения знаний является слово педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных музыкальных произведений. Третьим источником является музыкально-танцевальная деятельность самих детей.

В процессе занятий и в паузах между ними концертмейстер знакомит детей с новыми музыкальными произведениями, накапливает их слушательский опыт. У концертмейстера нет специальных уроков, но всегда есть небольшие паузы, которые можно заполнить музыкой, привлечь внимание детей. Развивая детское воображение, восприятие, фантазию, полезно применять метод прослушивания фрагмента или целого произведения классической музыки с последующей краткой беседой. Этот метод не новый, но он оправдывает себя. Результат этой работы всегда положительный: движения детей постепенно становятся более выразительными, то есть происходит сближение музыкально-слуховых форм восприятия со зрительно-двигательными. Дети учатся контролировать свои движения и делать их гармоничными.

В плане музыкального восприятия концертмейстер имеет возможность научить детей выделять в музыке главное и передавать движением различный интонационный смысл. Это можно делать на любых этапах занятия: и в упражнениях, и в танцевальных этюдах.

Главная музыкальная мысль, заложенная в произведении — это мелодия, основа музыки. А важнейший элемент музыки — это ритм. Темп, как скорость в основе своей и в музыке и в танце един. Все эти характеристики дети должны знать, понимать, определить. Мелодия, гармония, ритм, темп в совокупности составляют язык музыки и концертмейстер учит детей понимать его. Тонкое чувство восприятия музыки развивается у детей во время органичного соединения движения и музыкальной формы. Концертмейстер учит выполнению «команд»: начало мелодии — начало движения, конец мелодии — окончание движения. Воспитывается умение укладываться в музыкальную форму.

Работа концертмейстера заключает в себе творческую и педагогическую деятельность. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ хореографического искусства, особенностей игры на инструменте, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на музыкальном инструменте. Деятельность концертмейстера требует от него применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики — в их взаимосвязях.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объём внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств требует от него особого универсализма и мобильности. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая, за редким исключением, не приносит внешнего успеха — аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остаётся «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. Концертмейстер — это призвание, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. Таким образом, концертмейстер имеет значимое влияние на творческое и эмоциональное развитие детей и приобщении их к миру искусства.

Литература:

  1. Бекина С. И., Ломова Т. П. Музыка и движение. — М.: Музыка, 1984. — 180 с.
  2. Воротной М. В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в Вузе. — СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 1999, № 2, с. 66–70.
  3. Крючков Н. Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. — М.: Музыка, 1961. — 201 с.
  4. Кубанцева Е. И. Концертмейстерство — музыкально-творческая деятельность. — М.: Музыка, 2001, с. 38–40.
  5. Люблинский А. П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. — Л.: Музыка, 1972. — 81 с.
  6. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. — М.: Музыка,1996. — 207 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle