Библиографическое описание:

Старикова А. Ю. Роль математики для детей раннего возраста // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 165-167.



This article discusses the acquisition of early childhood knowledge and awareness of mathematics in life. The author notes the importance of the development of mathematics not only in the classroom but also in the environment of the child.

Key words: education, early childhood development, mathematics, training

В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место.

Маленькому ребенку после года сложно усидеть на одном месте, и тем более долго сосредоточенно что-то делать. Лишь не многие дети в этом возрасте отличаются усидчивостью. Потому все занятия — игры должны быть максимально яркие, не долгие по времени и мобильные. Дети этого возраста лучше всего воспринимают информацию «на лету» [2].

Нам, как родителям, кажется, что ребенок бегает и не видит ничего вокруг. Однако это совсем не так. Маленький непоседа замечает все малейшие детали в комнате и их изменения, просто для этого ему не надо стоять и рассматривать, ведь у него еще столько дел! Особенность детского восприятия такова, что в его поле попадает очень многое из окружающей среды, причем происходит это в основном неосознанно. Доказательством этого может быть наше искреннее удивление, когда ребенок выдает такие сведения, которые, как нам кажется, он нигде раньше не встречал.

Создание «правильного», стимулирующего восприятие фона, поможет развить у ребенка математические способности. Распечатайте карточки (10х10см.) с красными и черными цифрами (цифра должна быть жирной и яркой) и заламинируйте их. Такие карточки можно развесить в детской комнате по стенам, мебели и шторам. Ничего страшного, если кроха потянется к ним ручками — в этом случае вам стоит назвать цифру. В остальное время, юный математик будет периодически смотреть на картинки, и запоминать образ цифры. Вот уже полпути к освоению счета пройдено!

Не стоит забывать о том, что освоение математики в раннем возрасте начинается с себя. Многие задумываются над обычным на первый взгляд вопросом, как можно изучать математику с ребенка?

Уже с 8 месяцев можно играть с ребенком, изучая себя и окружающих: два глаза, уха, две руки, ноги, один нос и т. д. Ребёнок любит разглядывать и обсуждать себя снова и снова, а вы спрашивайте: «Где у тебя ноги?», он покажет, а вы скажете: «У Кати две ноги!» и можете добавить: «Вот одна и вот вторая». Так просмотрите всё и пересчитайте. Причем, каждый раз говорите по-разному. Так вы начнете изучать счёт от одного до двух [2].

Маленький ребенок осваивает математику не только с помощью игр, но и сказок, стишков. Ведь именно в сказках ребенок закрепляет основные понятия, такие как один — много, большой — маленький, длинный — короткий и т. д.

Народные сказки — отличная тема для занятий математикой. Например, сказка «Про три медведя и Машеньку». Предложите ее ребенку, а заодно вооружитесь карандашами и бумагой. Когда речь заходит о количестве и сравнении (три стула, три тарелки; большой, поменьше, совсем маленький), рисуйте соответствующие кружочки. Наглядный пример — самое красноречивое объяснение!

А в настоящее время современные родители используют очень часто все различные мультимедиа, математические пособия, видео-уроки.

Одно из первых, чем пользуются родители — это пособия для маленьких детей. Самое универсальное пособие для обучения математике — это пальцы. Начните с одной ручки. Пересчитывайте пальчики, прячьте несколько и считайте, сколько осталось. Прячьте все и знакомьтесь с понятием нуля. Отделяйте одни пальчики от других и выясняйте, что пять это один и четыре, два и три. Потом начните добавлять вторую ручку. Один пальчик левой руки пришёл в гости к пальцам правой — и стало шесть пальчиков. Потом к ним пришёл ещё один, и их стало семь и т. д. Или пусть приходят сразу по два-три пальчика, а вы выясняйте, сколько их стало.

Обучающие пособия, как правило, яркие, красочные и короткие. В настоящее время пособия разделено на два вида: традиционные (учебно-методические пособия для родителей, методическое пособие для родителей: краткий курс теории и практики) и современные (мультимедиа, видео-уроки, занятия на CD дисках).

Традиционными пособиями можно назвать не только учебные пособия, но также пособия, которые можно сделать своими руками.

Такие пособия играют большую роль в обучении и воспитании детей. Играя в дидактические пособия, дети познают окружающий мир, развиваются познавательные процессы: внимание, воображение, мышление, формируются представления о форме, цвете и величине, например, «Найди такой же», «Растеряшка», «Собери грибочки», игры с прищепками, игры с мозаикой.

Существует много игр для изучения математики. Например, игра с помощью счетных палочек. Садитесь рядом с ребенком и выкладывайте из палочек различные фигурки: квадрат, треугольник, домик, деревце. Эта игра помогает ребенку выучить геометрические фигуры, познакомиться с цифрами. Можно вырезать из цветного картона круги и квадраты, перемешать их и предложить ребенку отобрать одни квадраты. Эта игра способствует ребенку классифицировать предметы [3].

Современные пособия построены специально для детей раннего возраста: один мультик-занятие посвящен одной теме, например, в течение нескольких минут происходит знакомство с цифрой или мультики учат определять на глаз «больше — меньше» [1]. Недостаток подобных мультиков кроется в чрезмерной любви детей к телеэкрану. Чтобы обучение шло наиболее эффективно и приносило только пользу, оставайтесь рядом с ребенком во время просмотра. Так вы всегда сможете что-то объяснить, и вовремя остановить диск. Наиболее эффективным считается десяти минутный сеанс.

В настоящее время для детей раннего возраста начали создавать и использовать компьютерные презентации. Они направлены на наглядность изучения детьми окружающего мира, которые развивают абстрактное мышление.

Данные презентации можно найти на специальных сайтах, созданных для родителей, а так для воспитателей, например:

  1. http://pochemu4ka.ru/index/0–439 — сайт «Почемучка» — развивающие игры и презентации для детей.
  2. http://game4kid.ru/games/age/1-god — Игры для детей. Данный сайт разделен по разным возрастам. На каждый возраст предлагаются разные сферы деятельности.
  3. http://baby-i-mama.ru/rozvitia/matematuka.php — Все о ребенке от А до Я.

Наши детки познают мир, не только сидя дома, разглядывая наглядные пособия, книги, сказки, игры, но и познают жизнь во время прогулки на улице. Наверное, вам кажется, что о каком развитии и обучении математике может идти речь в раннем возрасте. Скорее всего, мы с вами даже ни разу не задумывались об этом.

А на прогулке каждая палочки, шишечка и камень — уникальны и очень интересны. Если ребенок рассматривает дары природы или занят их собирательством можно изучить порядковый счет. Однако гораздо интереснее для ребенка этого возраста окажется решение первых математических задачек. К тому же, тут не надо скучать на месте, а придется хорошенько подвигаться.

Соберите с ребенком в ведро несколько камушков, палочек, веточек рябины или шишек. Разложите это «богатство» на скамейке и предложите ребенку найти домик для каждого предмета. Как вы понимаете, дальше вам надо будет рассортировать предметы на кучки или разложить по формочкам. Поставьте формочки на большом расстоянии друг от друга, что бы ребенку было, где развернуться. Пусть он поможет найти домик каждому камню и шишке из общей кучи (ограничьтесь 2–3 одинаковыми предметами). Посчитайте вместе количество предметов в каждой кучке.

Вот такая несложная математика для маленьких детей развивает их большие способности. Эта наука не так сложна, как кажется на первый взгляд. Выполняйте все математические задания ежедневно, переходя от ступени к ступени, прививайте ребенка к изучению новых возможностей человеческого мозга. Помогая своему ребенку овладевать этим предметом, помните, что даете ему путевку в жизнь. По итогам этой работы у детей формируются качества, которые имеют непосредственное отношение к психологической готовности к школе.

Итак, развитие детей раннего возраста предполагает знакомство с абстрактными понятиями, математика для детей не обходится без этого. Закрепление абстрактного понятия «один — много» будет происходить долго, вплоть до 3 лет, когда он уже сможет самостоятельно называть, где один, а где много. Но если вы почувствовали, что ребенок в раннем возрасте уже разбирается с этими категориями, то можно перейти к следующим понятиям и к первому счёту. Так же следует помнить о том, что нельзя развивать на первых порах в ребенке что-то одно, развитие происходит во взаимосвязи.

Литература:

  1. Белинова Н. В., Старикова А. Ю. Игровая деятельность как одно из основных условий использования ИКТ в ДОО // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. Волгоград, 2014. с. 11–14.
  2. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. // Под редакцией Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева. 2003 г.
  3. Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. 2007 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle