Библиографическое описание:

Хен А. Э. Новые позиции Республики Узбекистан на мировом текстильном рынке // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 485-489.



Данная статья раскрывает решения ряда вопросов развития легкой и текстильной промышленности Узбекистана, анализирует экспортные, качественные и технические показатели промышленности за последние восемь лет, включая первое полугодие текущего года. Делается вывод, что текущая стратегия развития решает ряд не только экономических вопросов, но и социальных, и политических.

Ключевые слова: текстильная промышленность, модернизация, текстильная продукция, экспорт, инвестирование

Легкая промышленность Республики Узбекистан имеет богатую историю, ведь еще во времена Великого шелкового пути роскошные и благородные узбекские ткани — атлас, бекасам, банорас и другие вывозились в страны Европы и Азии, где пользовались большим спросом и популярностью.

Ситуация резко изменилась во времена Союза, поскольку хлопковое волокно из Узбекистана стало вывозиться как сырье в другие республики. Таким образом, наша страна стала терять огромную прибыль, фактически лишаться производственной базы для переработки собственного хлопкового волокна

Переломным моментом в возрождении индустрии стало обретение Узбекистаном государственной независимости, которая позволила не только продавать за рубеж сырье, но и готовую продукцию, производимую из этого сырья, и за счет этого, во-первых увеличился валовой внутренний продукт нашего государства и в результате этого возросла прибыль, во-вторых, в стране, у себя на Родине начали создаваться новые рабочие места, тем самым решалась проблема безработицы. Стали строиться предприятия, оснащенные современной, высокой технологией, передовым оборудованием и станками, выпускающие готовую продукцию, то как показывали расчеты, мы получили возможность увеличить чистую прибыль от хлопковолокна и пополнить казну валютой за счет экспорта, сделав нашу жизнь более благополучной и процветающей. Одним словом, развитие быстрыми темпами легкой промышленности, в частности, предприятий по переработке хлопоковолокна, являются нашими приоритетными стратегическими целями.

Планомерная переориентация отечественного экспорта с сырья на готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью позволила сформировать новую стратегию развития легкой промышленности, нацеленную на перспективное будущее. Для ее реализации требовалось обозначить круг основных задач, которые необходимо было решать в кратчайшие сроки. Ведь в начале 90-х годов предприятия легкой промышленности были в основном оснащены морально и физически изношенным оборудованием, не способным производить экспорториентированную продукцию. Технологическое оборудование, установленное на этих предприятиях и в целом условия труда, не отвечали современным требованиям. В производстве было задействовано 973,3 тыс. веретен и перерабатывалось менее 10 процентов хлопкового волокна, заготавливаемого в Республике. Экспорт продукции не превышал 7,7 млн. долларов США. В целом, регион рассматривался как сырьевая база, где не получили развитие отрасли по выпуску готовой продукции (швейная и трикотажная отрасли).

Решению всех этих вопросов способствовало формирование целенаправленной системной государственной политики, в которой особый акцент был сделан на уникальные для Узбекистана факторы, которые давали производителям ряд важных преимуществ. Это наличие необходимой законодательной базы и сырьевых ресурсов, в том числе хлопковое волокно и шелк, благоприятные условия для ведения бизнеса и широкий пакет льгот и преференций для инвесторов, политическая и макроэкономическая стабильность в целом, служащей гарантом безопасности капиталовложений. Можно сказать, что за 25 лет государственной независимости нашей страны легкая промышленность Узбекистана и ее система управления прошли долгий путь совершенствования и развития. Были достигнуты значительные результаты и приняты необходимые меры по расширению присутствия текстильной продукции Узбекистана на мировом текстильном рынке. Благодаря проделанной работе за прошедшие годы объем внутренней переработки хлопкового волокна с 7 процентов в 1991 году увеличился до 50 процентов в прошлом году от общего объема производства [2].

Кроме того, легкая промышленность Узбекистана за прошедшие 25 лет стала одним из лидеров в области экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Свои первые экспортные поставки предприятия отрасли начали осуществлять в 1994 году. Тогда объем экспорта текстильной и швейно-трикотажной продукции составлял всего около 7 миллионов долларов. Так, если в 1994–1996 годах на экспорт поставлялись только суровые ткани и хлопчатобумажная пряжа, то в 2003 году ассортимент пополнился новыми видами продукции: махровые полотенца, трикотажное полотно, ковры и ковровые изделия, швейно-трикотажные изделия. Настойчивая политика увеличения экспортного потенциала легкой промышленности дала ощутимые результаты: экспорт отрасли в 2003 году превысил 212 млн. долл.; в отрасли возросло количество технически оснащенных предприятий, лидирующих по показателям производительности труда, прибыльности, качеству выпускаемой продукции и широте ее ассортимента. К 2006 году экспортные показатели превысили 400,0 млн. долл., а к 2010 году — достигли 650 млн. долларов [5]. Таким образом, с 1994 по 2010 годы экспорт продукции увеличился в 7,8 раза.

Сегодня индустрия представлена широким экспортным ассортиментом — от пряжи до готовых швейных и трикотажных изделий, а предприятия АО «Узбекенгилсаноат» продолжают активно наращивать свое присутствие на зарубежных рынках. Подтверждением тому служит рост экспортных показателей за 2015 год, которые превысили 1 миллиард долларов, а количество предприятий-экспортеров входящих в состав АО «Узбекенгилсаноат» превысило 260. В структуру их экспорта были включены новые виды текстильной продукции: бамбуковая, модальная и смесовая пряжи, жаккардовое и рингельное полотно, готовые швейно-трикотажные изделия новых видов, моделей, рисунков и переплетений. По итогам прошлого года доля товаров с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта достигла 32,2 процента и продолжает неуклонно расти. Динамично растут экспортные показатели и в 2016 году. В первом квартале предприятия текстильной отрасли Узбекистана экспортировали продукцию на 206,1 миллиона долларов [4]. Это больше на 6,2 %, чем за аналогичный период прошлого года.

На сегодняшний день по миру насчитывается около 40 торговых домов текстильных предприятий Узбекистана, их создание послужило увеличению экспортных поставок отечественной продукции, за счет чего появилась возможность налаживания прямых контактов. Это позволяет узбекским производителям вести эффективную политику в поиске иностранных партнеров и наращивании объемов экспорта. Если раньше наши текстильщики сидели и ждали, когда к ним придут заказчики, то в течение последних нескольких лет предприятия активизировались, к чему их подстегнул кризис. Об этом говорят и показатели темпов роста экспорта. Причем не столько в физических объемах, сколько в стоимостном выражении. И это притом, что в условиях мирового кризиса цены на основные виды продукции и сырье резко упали. Все это позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее.

В целом предприятия легкой промышленности Узбекистана произвели в 2015 году продукции по 188 видам товаров легкой промышленности и освоили 75 новых видов.В линейку экспорта были включены новые виды текстильной продукции: жаккардовое и рингельное полотно, бамбуковая, модальная и смесовая пряжи, а также новые виды и модели готовых швейно-трикотажных изделий, однако в первую очередь спросом пользуется одежда с национальными элементами. В 2015 году в рамках инвестиционной программы в эту отрасль привлечено 187,3 млн долларов, что на 2,7 % больше в сравнении с показателями предыдущего года. В эксплуатацию ввели 33 предприятия и создали более 12 тысяч рабочих мест.

Доля товаров с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта достигает 40 %. Для диверсификации внешних рынков сбыта и расширения номенклатуры экспорта продукции предприятия приняли участие в работе международных специализированных выставок-ярмарок в Китае, России, Казахстане, Белоруссии, Латвии, Южной Корее, Германии и других странах. Сейчас отечественную текстильную продукцию поставляют в 55 государств. Также освоены новые товарные рынки — Колумбия, Бразилия, Сальвадор, Пакистан, Грузия, Хорватия, Нигерия и другие.

Важно подчеркнуть, что крупными импортерами продукции легкой промышленности Узбекистана являются Китай, Россия, Казахстан, Турция, государства Европейского союза. В целом же отечественная текстильная и швейно-трикотажная продукция поставляется в более чем 50 стран мира. В прошлом году были освоены новые рынки сбыта — Лихтенштейн, Мавритания, Пакистан, Грузия, Хорватия, Нигерия и другие [3]. В целях диверсификации внешних рынков сбыта, расширения номенклатуры экспорта продукции предприятиями общество принимают активное участие на Международных выставках-ярмарках в Германии, Республике Корея, Китае, России, Беларуси, Латвии, Турции и других странах.

Неудивительно, что сегодня отрасль стала занимать одно из ведущих мест в отечественном реальном секторе экономики. Оснащение предприятий отрасли современным оборудованием способствует увеличению объема производства продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. К примеру, в 2013 году качество хлопка составляло 95,1 %, в 2014 году — 97,1 %, а в прошлом — 98 % [5]. Также реализуется ряд мер по увеличению выхода качественного хлопка-волокна высокого сорта и производству продукции, отвечающей мировым стандартам. К примеру, тепловые генераторы хлопкоочистительных предприятий заменены на современные, работающие на газе и жидком топливе, а маломощное очистительное оборудование — на линии «ХК», «УХК» с высокой производительностью. В результате на местах дневная производительность с 35–45 тонн увеличилась до 50–55 тонн.

Узбекистан, предоставляя на экспорт только часть сырья, остальное оставляет на внутреннюю переработку, что позволяет создавать дополнительные рабочие места и динамично развивать легкую промышленность. Поэтому на сегодняшний день экономика Узбекистана получает значительное количество иностранных инвестиций, поскольку в стране создан благоприятный инвестиционный климат, есть возможность производить продукцию с высокой добавленной стоимостью и экспортировать ее за рубеж.

Еще одна интересная особенность — максимальное стремление отечественных предприятий производить уже не полуфабрикаты и ткани, а готовую продукцию. Так, объем производства и государственных закупок хлопка-сырца в Узбекистане к 2020 году будет поэтапно сокращен с 3,35 миллиона в 2015 году до 3 миллионов тонн [1]. Глава государства назвал этот вопрос принципиально важным для «качественных структурных преобразований в сельском хозяйстве и развития экономики страны в целом». С одной стороны это полностью обеспечит потребности, прежде всего текстильной и легкой промышленности, в сырье с учетом его глубокой переработки, с другой — сохранит твердые позиции нашей страны как поставщика хлопкового волокна и его производных на мировые рынки

Для поддержки этих стремлений, а также широкого продвижения продукции отечественной легкой промышленности на международные рынки. В составе АО «Узбекенгилсаноат» эффективно работает дизайн-центр, специализирующийся на разработке востребованных современных моделей одежды с учетом национальных традиций и климатических условий.

Несмотря на достижение высоких производственных и экспортных показателей отечественной легкой промышленности есть куда стремиться. До 2020 года Узбекистан планирует реализовать более 80 проектов в сфере легкой промышленности общей стоимостью свыше одного миллиарда долларов, увеличить объемы внутренней переработки хлопка-волокна с 44 % в прошлом году до 70 %. Для этого разработана Программа развития текстильной и легкой промышленности на 2015–2020 годы, осуществление которой позволит повысить экспортный потенциал текстильной промышленности страны более чем в 1,8 раза.

Выводы

Как уже было отмечено, текстильная промышленность Узбекистана ставит высокие цели по ее развитию, тем не менее, их достижение требует выполнение следующего:

  1. Оснащение передовой технологией и техникой требует значительных вложений, однако, большинство отечественных текстильных предприятий для его осуществления нуждается в иностранных инвестициях, поэтому для их увеличения государство должно обеспечивать стабильную взаимовыгодную инвестиционную политику.
  2. Как уже было отмечено, текстильная промышленность занимает особое место в экономике Узбекистана, таким образом, она значительно влияет на бюджет государства, а значит, как можно быстрее следует сокращать экспорт хлопковолокна и увеличивать его переработку и доведение до готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.
  3. На сегодняшний день очень ярко прослеживается тенденция узбекских тканей по всему миру, примером тому служат наряды зарубежных звёзд, пошитых из атласа, таким образом, Узбекистан должен более продвинуто работать в сфере дизайна, ведь именно от него зависят уровень продаж и доходность отрасли.

Литература:

  1. Указ Президента Республики Узбекистан от 4.03.15 Программа мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации экономики на 2015–2019 годы / Концепция развития легкой промышленности Республики Узбекистан на 2015–2020 годы, разработанная ГАК «Узбекенгилсаноат» совместно с Министерством экономики, Министерством внешних экономических связей, инвестиции и торговли Узбекистана
  2. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год
  3. Muminova N. Segmental analysis of the market potential of the textile industry of Uzbekistan. «European Journal of Economics and Management Sciences». Vienna, Austria
  4. legprom.uz
  5. uzpaxta.uz

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle