Создание компьютерного электронного учебного пособия по онкогинекологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Создание компьютерного электронного учебного пособия по онкогинекологии / А. В. Кох, И. М. Шешуков, С. А. Алтамиров [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 336-340. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33355/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья посвящена вопросам усовершенствования учебного процесса при помощи электронного учебного методического пособия для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры акушерства и гинекологии медицинских вузов. Данное пособие базируется на материалах кафедры акушерства и гинекологии ТюмГМУ и включает в себя материалы учебника по вопросам онкогинекологии, методические разработки кафедры и аудиовизуальный ряд по основным аспектам онкогинекологии, а также тесты для самостоятельной проверки усвоения материала.

Ключевые слова: онкогинекология, акушерство и гинекология, электронное учебное методическое пособие, учебный процесс, электронный учебник, самостоятельная работа студента

Онкогинекология – один из бурно развивающихся разделов науки о сохранении здоровья женщин, что традиционно является одним из приоритетов отечественного здравоохранения [2].

Современная тенденция высшего медицинского образования, заключающаяся в акцентированной подготовке врача общей практики, требует качественного обучения выпускников медицинского вуза, среди прочего по онкогинекологии, а также нейрохирургии [5]. Это тем более важно, так как онкогинекологические заболевания составляют значимую долю смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте [4, 8].

Традиционный способ преподавания заключается в сочетании лекционного курса и циклов практических занятий после подготовки студентов по каждой теме путем работы с учебной литературой [7].

Преподавание онкогинекологии, как быстро развивающейся отрасли, наряду с традиционными способами (лекциями, практическими занятиями, введение больных после практических занятий) необходимо дополнять качественными методическими разработками, учитывающими самые современные подходы к дисциплине. Следует отметить, что государственный образовательный стандарт высшего медицинского образования по основным или специальным типовым программам преподавания дисциплины не всегда успевает за новшествами акушерства и гинекологии вообще, и онкогинекологии в частности. Следовательно, возрастает роль самостоятельной работы студента с использованием современных литературных и аудиовизуальных источников информации.

В условиях преподавания цикла гинекологии, когда студент осваивает всю специальность, не всегда удается к каждой теме занятия подобрать соответствующих профилю занятия больных, их может не оказаться в этот момент в отделении либо их количество не позволяет провести глубокое изучение, организовать микрокурацию силами студентов.

Одним из общих принятых методически проверенных способов организации самостоятельной работы студентов, в том числе вне аудитории, является использование электронных методических учебных пособий в форме электронных учебников, атласов, виртуальных пациентов, методических указаний. Очень важно, что подобные разработки могут динамично реагировать на последние достижения медицинской науки и практики, учитывать специфику преподавания дисциплины на конкретной кафедре в условиях конкретной клинической базы. В разработке подобных электронных методических пособий могут принимать участие студенты, с одной стороны, приобретая новые клинические знания, а с другой — демонстрируя собственные умения и навыки в сфере медицинских технологий [9].

К сожалению, в доступном нам наборе специализированных программ образовательного назначения для студентов медицинских вузов мы не встретили значимого источника по современным аспектам онкогинекологии, методически соответствующим уровню преподавания дисциплины для 4–5 курса основных клинических специальностей медицинского вуза, данное обстоятельство предопределило цель нашей работы.

Цель работы: Разработать электронное учебное методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры акушерства и гинекологии медицинских вузов.

Материалы иметоды: Для разработки электронного учебного методического пособия использовалась среда объектно-ориентированного программирования Delphi 7 [3]. Система управления базами данных(СУБД) в качестве которой использовался широко известный и хорошо зарекомендовавший себя Firebird 2.1. [1], в качестве источника информации для электронного методического пособия использовались материалы кафедры акушерства и гинекологии ТюмГМУ [6, 9], помимо традиционных и текстовых графических материалов использовались видеоролики, демонстрирующие основные виды онкопатологий, основные диагностические приемы ее выявления, способы лечения. Для создания роликов использовалось видеооборудование кафедры, при видеозаписи соблюдалось требования закона «О персональных данных» №-152 ФЗ от 27. 07. 2006.

Обсуждения ирезультаты: Набор учебных материалов, предоставленных кафедрой, обусловил структуру электронного методического пособия:

  1. Материалы учебника по вопросам онкогинекологии постоянно обновляются;
  2. Методические разработки кафедры;
  3. Аудиовизуальный ряд по основным аспектам онкогинекологии.

При открытии программы отображается основное окно, где имеется возможность выбрать нужный для самостоятельного изучения раздел (рис. 1). Разделы представлены в правом верхнем углу основного меню.

Рис. 1. Основное меню электронного учебного методического пособия

При нажатии на раздел «Учебник» отображаются материалы, разделенные по темам занятий с зонами гиперперехода на каждую тему, что делает учебное электронное пособие более интерактивным и комфортным для обучения (рис. 2).

Рис. 2. Разделы учебника электронного учебного методического пособия

При разборе любой темы есть возможность перехода к иллюстративным материалам. Выбор видеоматериалов доступен в основном окне, иллюстративный материал связан с материалами учебника зонами гиперперехода для более глубокого усвоения темы. В видео представлены основные клинические случаи онкопатологии, их диагностика и методы лечения (рис. 3).

Рис. 3. Пример видеоматериалов

При переходе в раздел методических рекомендаций отображается план занятий по темам с зонами гиперперехода на каждое занятие (рис. 4).

Рис. 4. Оглавление раздела «Методические рекомендации»

В конце каждого занятия предлагаются тесты для контроля качества усвоения знаний. Количество тестов составляет до 30 по каждой теме, студентам предлагается четыре варианта ответа, один из которых — правильный. При оценивании ответов учтены требования модульно рейтинговой системы кафедры акушерства и гинекологии ТюмГМУ (от 50–70 %-3 71–85 %-4 свыше 85 %-5).

Выводы: Таким образом, для организации самостоятельной работы по разделу онкогинекологии разработано электронное методическое пособие, включающее основную информацию по диагностике, лечению, профилактики нозологических единиц, изучаемых на 4–5 курсе основных клинических специальностей медицинского вуза. Информация предоставлена в форме сочетания электронного учебника, системы визуализации, методических материалов и системы контроля качества усвоения знаний. Разработанное методическое пособие по онкогинекологии внедрено в практику работы кафедры акушерства и гинекологии ТюмГМУ и планируется его распространение в других вузах страны.

Литература:

  1. Борри Х. Firebird Руководство разработчиков баз данных. Спб.: «БВХ-Петербург», 2006. – 1104 с.: ил.
  2. Бохман Я. В. руководство по онкогинекологии. Москва: Изд-во «Медицина», 2015. – 464 с.: ил.
  3. Дарахвелидзе П. Марков Е. Программирование в Delphi-7 Спб.: «БВХ-Петербург», 2002. – 784 с.: ил.
  4. Кулакова В. И., Савельевой Г. М., Манухина И. Б. Гинекология. Национальное руководство. – Москва: Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 1150 с.: ил.
  5. Орлов С. А., Немков А. Г., Санников А. Г., Свальский А. В. Информационная система поддержки принятия решения «Стандартизация оказания высокотехнологичной помощи в неврологии и нейрохирургии» // Врач и информационные технологии — 2008. № 4. — С. 76–77.
  6. Полякова В. А. Онкогинекология. — Москва: Изд-во «Медицинская книга», 2001. — 192 с.: ил.
  7. Рухлова С. А., Пуминов В.В, Санников А. Г. Место электронных учебных пособий в преподавании специальной клинической дисциплины (на примере офтальмологии) // Врач и информационные технологии. — 2011. — № 3. — C. 62–67.
  8. Савельева Г. М., Сухих Г. Т., Манухин И. Б. Гинекология – Москва: Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2015. – 704 c.:ил.
  9. Санников А., Коленова З. Информатика в медицинском ВУЗе // Высшее образование в России. — 2001. № 4. — С. 96–101.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное учебное методическое пособие, гинекология, материал учебника, медицинский вуз, самостоятельная работа студентов, электронное методическое пособие, аудиовизуальный ряд, высшее медицинское образование, основное меню, основное окно.


Похожие статьи

Современные подходы к методическому обеспечению...

Ключевые слова: анатомия человека, электронное учебное методическое пособие, учебный процесс, электронный учебник, самостоятельная работа студента.

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Учебное пособие и учебник: различия и связи. Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебно-методический комплекс, учебный процесс, самостоятельная учебная работа, Конструктор сайтов, комплекс, студент, учебно-методический комплекс, возможность, неотъемлемая часть...

Использование электронных учебных пособий в учреждениях...

Основные термины (генерируются автоматически): электронное пособие, пособие, усвоенный материал, профессиональное образование, учебный процесс, самостоятельная работа, образовательный процесс, студент, возможность перехода, входная диагностика.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- сетевые электронные учебные издания (электронный учебник)

1. Учебная литература — учебники, учебные пособия, конспекты, лекции, справочники, задачники, каталоги, альбомы.

Сюда входят как традиционные средства обучения так и аудиовизуальные средства...

Самостоятельная работа студентов медицинских...

Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО.

Хусаенова А. А., Амиров А. Ф., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных...

Использование дидактического потенциала виртуальной...

Речь идет об учебно-методическом комплексе, включающем конспекты лекционных занятий, электронные версии учебников и учебных пособий, методические рекомендации по изучению курса, практические и лабораторные занятия.

Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные сети»

Электронное учебное пособиеучебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник.

Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство...

Основные термины (генерируются автоматически): аудиовизуальное средство обучения, высшее образование, средство, учебный процесс, образовательный процесс, учебно-воспитательный процесс, особое значение, особая группа, массовая информация...

Похожие статьи

Современные подходы к методическому обеспечению...

Ключевые слова: анатомия человека, электронное учебное методическое пособие, учебный процесс, электронный учебник, самостоятельная работа студента.

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

Учебное пособие и учебник: различия и связи. Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой.

Электронный учебно-методический комплекс как компонент...

Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебно-методический комплекс, учебный процесс, самостоятельная учебная работа, Конструктор сайтов, комплекс, студент, учебно-методический комплекс, возможность, неотъемлемая часть...

Использование электронных учебных пособий в учреждениях...

Основные термины (генерируются автоматически): электронное пособие, пособие, усвоенный материал, профессиональное образование, учебный процесс, самостоятельная работа, образовательный процесс, студент, возможность перехода, входная диагностика.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества...

- сетевые электронные учебные издания (электронный учебник)

1. Учебная литература — учебники, учебные пособия, конспекты, лекции, справочники, задачники, каталоги, альбомы.

Сюда входят как традиционные средства обучения так и аудиовизуальные средства...

Самостоятельная работа студентов медицинских...

Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО.

Хусаенова А. А., Амиров А. Ф., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных...

Использование дидактического потенциала виртуальной...

Речь идет об учебно-методическом комплексе, включающем конспекты лекционных занятий, электронные версии учебников и учебных пособий, методические рекомендации по изучению курса, практические и лабораторные занятия.

Разработка электронного учебного пособия «Компьютерные сети»

Электронное учебное пособиеучебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник.

Аудиовизуальные технологии как неотъемлемое средство...

Основные термины (генерируются автоматически): аудиовизуальное средство обучения, высшее образование, средство, учебный процесс, образовательный процесс, учебно-воспитательный процесс, особое значение, особая группа, массовая информация...

Задать вопрос