Роль ТУАК в сохранении памятников культуры в Тверской губернии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 19.08.2016

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Полевая, А. В. Роль ТУАК в сохранении памятников культуры в Тверской губернии / А. В. Полевая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33351/ (дата обращения: 20.04.2024).



Понятие «культурное наследие» при всей вариативности существующих определений до сих пор в научной среде толкуется по-разному. В толковом словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой культурное наследие определяется как явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников [2, с. 30–31]. В широком смысле культурное наследие — это то, что подлежит сохранению в настоящем ради возможности потребления в будущем. Особое развитие теория «культурного наследия» получила в авторских концепциях. Ю. А. Веденин причисляет к наследию не только отдельные архитектурные и историко-мемориальные объекты, археологические памятники; наследием, по его мнению, являются эстетические и духовные ценности, запечатленные в книгах, изделиях прикладного искусства, обычаях и обрядах, традиционные формы хозяйствования и природопользования [1, с. 9].

Согласно другому исследователю К. М. Хоруженко, культурно-историческое наследие является одной из форм закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. Он выделяет следующие компоненты культурно-исторического наследия: язык, идеалы, традиции, обряды, обычаи, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, рукописи, письма, личные архивы; памятники архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого. Культурно-историческое наследие, по его мнению, синтетическое понятие, включающее разнообразнейшие проявления культуры [7, с. 58].

Охрану культурного наследия XIX — начала XX в. трудно представить без научных общественных организаций. Примерами таких организаций на региональном уровне выступили Губернские ученные архивные комиссии. Основной причиной создания комиссии было бесконтрольное уничтожение старых архивных документов, что часто приводило к утрате уникальных исторических документов. Архивные комиссии стали научно-просветительскими обществами и, со временем, значительно расширили круг своих задач. Многие комиссии проводили археологические раскопки, составляли археологические карты, реставрировали архитектурные объекты, собирали этнографические памятники, изучали фольклор. При некоторых архивных комиссиях были открыты музеи, коллекции которых уже в советское время легли в основу региональных краеведческих музеев. На губернские ученые архивные комиссии была возложена обязанность сбора сведений о памятниках древности.

В данном выступлении речь пойдет о Тверской ученной архивной комиссии, которая и типична, и специфична для рассматриваемого периода. На примере ТУАК возможно оценить вклад комиссии в сохранение памятников культуры Тверской губернии.

Открытие ТУАК состоялось 22 июня 1884 года в доме губернатора Тверской губернии, тайного советника, А. Н. Сомова при участии творца и создателя архивных комиссий Николая Васильевича Калачова. Председателем был избран действительный член императорского Московского археологического общества Август Казимирович Жизневский.

Крупным вкладом комиссий в сохранении памятников культуры стала их архивная деятельность по сбору, сохранению исторических источников, приведение их в порядок и научная обработка. В 1885 г.при ТУАК был учрежден Исторический архив и библиотека для «сосредоточения и вечного хранения архивных дел и документов, не требующих для текущего делопроизводства, но более или менее важных в историческом отношении».

Издания ученых архивных комиссий дали толчок к развитию в губерниях целого ряда историко-краеведческих журналов, взявших на себя функции более глубокого ознакомления публики с местными древностями. Примерами могут служить издания «Тверская старина» и «Старицкая старина» — исторические журналы. Редактором журналов был А. Н. Вершинский, а издателем — И.Крылов, оба члены Тверской архивной комиссии.

На заседаниях комиссии выносились на обсуждение конкретные дела и документы с целью определения их значимости для местной истории. Также поднимались вопросы о возобновлении памятника Императрицы Екатерины II, вопрос об устройстве часовни у истоков Волги, был составлен проект реставрации Отрочь монастыря.

На основании Отчетов деятельности комиссии и Журналов заседаний ТУАК можно выделить следующие ценные документы, поступившие в архив комиссии: поступившая от А. М. Петропавловского рукопись «Топографическое описание Кашина 1828 г»., список книги патриарха Никона, дозорные, переписные, метрические книги Бежецка, Кашина, Калязина, Твери и т. д.

В Положение об учреждении комиссии, где оговаривались цели и задачи в п. 7 сказано следующее: «архивные комиссии, независимо от прямой своей обязанности, могут по местным обстоятельствам включать в круг своих занятий разыскание, описание и объяснение памятников старины».

Так и произошло. С течением времени ТУАК выходит за рамки своих, преимущественно архивных функций, и начинает активно занимается археологической и научно-просветительской деятельностью. Именно занятие членами ТУАК археологией и внесло весомый вклад не только в изучение памятников культуры Тверской губернии, но и в их сохранение.

Председатель и члены комиссии занимались поисками древностей в губернии, их изучением и описанием. Все поступающие предметы и документы представлялись на заседаниях ТУАК и после описания передавались в музей, который считался предметом особой гордости комиссии. Он был созданный ещё в 1866 г. В 1872 году музей был передан в ведение А. К. Жизневского и при нём достиг расцвета. После смерти А. К. Жизневского в 1896 г., Тверской музей был передан в ведение комиссии. Благодаря огромной археологической и собирательской деятельности, организованной в губернии членами ТУАК, коллекции музея росли быстрыми темпами. Когда А. К. Жизневский принимал музей, количество экспонатов составляло менее 100, после его смерти в музее хранилось 9016 экспонатов, а в 1919 г. — 14955.

В анализе работы комиссий за 1889 г. подчеркивается, что «рядом с комиссиями стали вырастать музеи как свидетельство тех работ, которые приняли на себя комиссии для сохранения памятников старины». Важнейшим из таких музеев был признан Тверской.

Собрание Тверского музея первоначально формировалось благодаря частным пожертвованиям. Среди активных жертвователей музея — его устроители, жители города, передавшие музею многие предметы из личных коллекций, а также денежные пожертвования. Также непосредственно комиссия постоянно пополняла музей предметами старины (до 200 предметов ежегодно). Огромное количество предметов старины для музея приобрел А. К. Жизневский, много жертвовали в музей последующие председатели ТУАК П. Д. Ахлестышев и И. А. Иванов, члены комиссии почетный житель Кашина купец И. Я. Кункин, тверской архимандрит Дмитрий и многие другие члены ТУАК. Каждого жертвователя и дарителя независимо от ценности переданных им экспонатов, обязательно благодарили, о чем упоминалось на всех заседаниях комиссии, где давалась информация о поступлениях в музей. Также коллекции музея пополнялись при содействии своих агентов и разных скупщиков старины.

Одним из таких агентов являлся тверской мещанин Е. А. Убожков, нанятый А. К. Жизневским, который сыграл большую роль в комплектовании музея памятниками старины. На средства музея и личные деньги управляющего он ездил по уездам губернии и собирал экспонаты для музея. Вещи он покупал у крестьян и обывателей уездных городов[6, с. 12]. Отчеты Убожкова о поездках и приобретениях с большим интересом заслушивались на заседаниях ТУАК. Неоднократно он становился инициатором археологических раскопок, несмотря на свою неграмотность.

На основании Отчетов деятельности комиссии и Журналов заседаний ТУАК можно выделить следующие ценные предметы, поступившие в архив комиссии. Особенно ценно было пополнение коллекции первобытных древностей — каменные и костяные орудия (ножи, пилы, молоты, топоры, наконечники стрел, кинжалы, шила, сребки), а также многочисленные горшечные черепки. Из курганных приобретений можно выделить многочисленные украшения (фибулы, персти, кресты, гривны, бусы, браслеты), предметы быта, монеты. С каждым годом активно пополнялся отдел христианских древностей. Например, в 1889 г. в отдел поступило 151 предмет: иконы, кресты, церковная утварь [3, с. 7–8]. Помимо этого в музее существовали отделы домашней утварь, отдел оружия, нумизматический отдел, отдел рукописей, которые регулярно пополнялись.

Среди наиболее ценных предметов музейного собрания можно выделить: икону святого князя Владимира и преподобных Аркадия Новоторжского и Моисея Угрина, написанная известным русским иконописцем Симоном Ушаковым в 1675 году; царские врата XV века из трех сельских церквей Тверской губернии, надгробная доска с изображением святых благоверных — ржевского князя Владимира и его супруги Агриппины, рукописное Евангелие XV века с миниатюрами, пожертвованное в музей священником В. П. Успенским, епитрахиль XVII века с серебряными дробницами (XIII–XIV века) из Тверского Отроч монастыря, древние надгробные камни с надписями и рисунками из коллекции Ф. Н. Глинки.

В богатой нумизматической коллекции музей находились клады восточных и русских монет, среди оружия и доспехов — железный меч XIV века с тамгой Тамерлана, рукоять от меча из мамонтовой кости, юмшан-кольчуга XIII века с арабскими надписями.

К концу 1890-х годов в музее насчитывалось 18 тысяч экспонатов, в том числе около 9 тысяч предметов старины, свыше 7 тысяч рукописей. Гордостью музея стала археологическая коллекция.

Накануне 1917 года музей был одним из богатейших провинциальных хранилищ древностей — здесь находилось 18 тыс. экспонатов: около 7000 свитков, свыше 900 рукописей, архивы дворянских родов, более 150 старопечатных книг.

Современники заслуженно признавали собрание Тверского музея дореволюционной поры одним из старейших и богатейших провинциальных «древлехранилищ». О статусе музея говорит посещение 4 ноября 1900 г. великого князя Константина Константиновича. Музей произвел на Его высочество благоприятное впечатление и впечатлил своим порядком и обилием предметов, и был назван «богатым» [5, с. 5].

В отчете комиссии за 1895 г. четко прослеживается оценка музейной деятельности комиссии: «Тверской музей, служа пособием к изучению истории Тверского края стараясь своими коллекциями быть вещественной летописью местностей Тверской губернии» [4, с. 16]. То есть члены комиссии осознавали свой вклад в изучение и сохрани истории Тверской губернии, через сохранение вещественных памятников культуры.

Наследие ТУАК — Тверской музей и архив действуют и поныне. Коллекции ценных предметов и документов до сих пор используются для изучения истории Тверского края. Следовательно, ТУАК сыграла важную роль в сохранение памятников культуры в конце XIX — начале XX в. в Тверской губернии.

Литература:

  1. Веденин Ю. А. Современные проблемы сохранения наследия // Культурное и природное наследие в региональной политике. Ставрополь, 1997. С. 4–9.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М., 1999.
  3. Отчет о деятельности комиссии за 1889 г. С. 7–8.
  4. Отчет о деятельности комиссии за 1895 г. С. 16.
  5. Отчет о деятельности комиссии за 1900 г. С.5.
  6. Степанова Ю. В., Жукова Е. Н. Древнерусские погребальные памятники Верхневолжья. Тверь. 2010. С.12.
  7. Хоруженко К. М. Культурология: Энцикл. слов. Ростов н/Д, 1997. С. 58
Основные термины (генерируются автоматически): музей, Тверская губерния, Тверской музей, сохранение памятников культуры, член комиссии, архив комиссии, Журнал заседаний, культурно-историческое наследие, культурное наследие, Тверской край.


Похожие статьи

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Впериод мировой глобализации и информатизации все более растет интерес к культурному наследию — материальным и духовным ценностям, памятникам, историко-культурным территориям и объектам...

Сохранение памятников архитектуры как возрождение...

Культурное наследие является одним из главных способов существования культуры. В течение своей жизни человеку удается освоить лишь малую часть всего культурного наследия, выступая общим достоянием для всего человечества.

Фестиваль национальных культур как форма сохранения...

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наследия.

Проблема реставрации и реконструкции исторических зданий...

Ключевые слова: реставрация, культурное наследие, реконструкция. Реставрация, реконструкция зданий и архитектурных памятников имеют огромное значение в сохранении исторического наследия старинных российских городов.

О сохранении памятников деревянной архитектуры

Для сохранения культурного наследия необходим единый подход к памятникам деревянного зодчества: консервировать на местах с сохранением всех поздних изменений. В соответствии с преобладавшей концепцией реставрации памятников...

Охрана памятников старины на Северном Кавказе в 1920-30-х гг.

Перемены в общественной жизни страны, произошедшие в последнее десятилетие XX в., обусловили изменение отношения к памятникам отечественной истории и культуры и проблемам сохранения историко-культурного наследия в целом.

Современная ситуация вокруг памятников Всемирного наследия...

Сохранение памятников архитектуры как возрождение культурного наследия города Волжского.

Интерьер в русском стиле как часть культурного наследия. Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России.

Музей как средство ориентации личности на...

Воспитательная функция музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у обучающихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию.

Скансены, как перспективный туристский ресурс территории

Самыми яркими направлениям воспроизведения исторического наследия народа являются музеи как способ хранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия, материальной и духовной культуры.

Похожие статьи

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым...

Впериод мировой глобализации и информатизации все более растет интерес к культурному наследию — материальным и духовным ценностям, памятникам, историко-культурным территориям и объектам...

Сохранение памятников архитектуры как возрождение...

Культурное наследие является одним из главных способов существования культуры. В течение своей жизни человеку удается освоить лишь малую часть всего культурного наследия, выступая общим достоянием для всего человечества.

Фестиваль национальных культур как форма сохранения...

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наследия.

Проблема реставрации и реконструкции исторических зданий...

Ключевые слова: реставрация, культурное наследие, реконструкция. Реставрация, реконструкция зданий и архитектурных памятников имеют огромное значение в сохранении исторического наследия старинных российских городов.

О сохранении памятников деревянной архитектуры

Для сохранения культурного наследия необходим единый подход к памятникам деревянного зодчества: консервировать на местах с сохранением всех поздних изменений. В соответствии с преобладавшей концепцией реставрации памятников...

Охрана памятников старины на Северном Кавказе в 1920-30-х гг.

Перемены в общественной жизни страны, произошедшие в последнее десятилетие XX в., обусловили изменение отношения к памятникам отечественной истории и культуры и проблемам сохранения историко-культурного наследия в целом.

Современная ситуация вокруг памятников Всемирного наследия...

Сохранение памятников архитектуры как возрождение культурного наследия города Волжского.

Интерьер в русском стиле как часть культурного наследия. Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России.

Музей как средство ориентации личности на...

Воспитательная функция музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у обучающихся ценностного отношения к культурно-историческому наследию.

Скансены, как перспективный туристский ресурс территории

Самыми яркими направлениям воспроизведения исторического наследия народа являются музеи как способ хранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия, материальной и духовной культуры.

Задать вопрос