Библиографическое описание:

Фицнер М. М. Вхождение в мир искусства через творчество // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 180-182.



Современное культурное состояние общества, его отношение к детству как самоценному периоду в жизни человека, когда рождается и формируется творческий потенциал личности, обуславливает актуальность развития детского творчества. Сегодня важен поиск оптимальных методов «использования» изобразительного и декоративно-прикладного искусства как инструмента для воспитания ребенка, реализация его права на творчество, самостоятельное выражение присущим ему художественным языком, который изначально принадлежит человеку от рождения, но открывается и приобретает художественную ценность, культурный смысл, с помощью педагога.

Формирование культуры нельзя получить извне, она формируется в процессе познания.

Не зря говорят, что искусство не цель, а путь. Путь учителя и ученика. Знающий человек может передать то таинственное и новое, что заставляет восхищаться. Ведь путь учителя заключается не в учении, а в сопровождении ученика к познанию. Ведь в сотрудничестве ученика и педагога преодолеваются этапы на пути духовного становления личности. И только в творческом сотрудничестве открытия ждут и ученика, и педагога.

Передать свои эмоции и переживания человек может через творчество. Но для каждого оно уникально и своеобразно. Также как нет совершенно одинаковых людей, так нет людей, которые воспринимают искусство одинаково. Детское творчество — это мир открытий, познания и переживания. Уникальность процессов детского творчества заключается в том, что ребенок передает свои мироощущения, мировосприятия и миропонимание. Благодаря творчеству он знакомится с новым и находит себя. Задача учителя помочь детям в этом и создать творческое сотрудничество, где учитель является посредником между познанием и знаниями.

Известно, что в наше время поток научной и иной информации растет как снежный ком. Творческая потребность меняется, со временем преобразовывается во что-то новое, более востребованное. Но главное в подготовке творческой личности состоит не в качестве добытой информации, а в способности ее существенной переработки, основанной на оценке ее позиций конкретного духовного, мировоззренческого и нравственного подхода, присущего каждому ученику.

Существенную важность и значение в формировании ценностных отношений, духовных приоритетов и эстетического сознания личности представляют учреждения дополнительного образования детей и молодежи, которые формируют сегодня новую практику получения знаний, доступных и интересных, отвечающих требованиям времени, национальным традициям культуры и образования. Именно эти учреждения стремятся направить свою деятельность на приобщение учащихся к миру искусства и его восприятию, формируют художественную культуру обучающихся как систему эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений и индивидуальных ценностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусств [1].

Занятия, которые направлены на связь с прошлым. Такого рода занятия немаловажны в познании своей национальности, приобщении к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями [5]. Приобщение детей к народному декоративно-прикладному и изобразительному творчеству возвращает их к многовековым народным истокам и национальным традициям, способствует процессу эстетического воспитания, духовного формирования личности, воспитанию высоких патриотических чувств, становлению гражданина Республики Беларусь. Ощущение себя преемниками духовной традиции, представление о многообразии мира, радостная встреча с искусством как неожиданное открытие, начальные сведения о языке линий и красок, умение работать широко, смело — это далеко не полный перечень тех преимуществ, которые дает ребенку творчество, чья уникальность — в увлекательности обучения, пробуждающего творческие силы души, развивающего вкус, и в конечном итоге, формирующего личность.

Сущность идеи самоценности школьного детства выражается в том, что младший школьный возраст представляет собой период возникновения и становления у ребёнка психических новообразований, в основе которых лежит творческое, деятельное освоение общественно-исторического опыта человечества. Именно в этом возрасте закладывается самоценная фундаментальная база человеческого развития, а не просто предпосылки развития способностей и свойств, характеризующих взрослого человека. При этом, как отмечают учёные, из объекта формирования, точки приложения односторонних педагогических воздействий ребёнок постепенно превращается в субъект собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного начала на основе таких личностных самообразований, как активность, общение и самостоятельность [2, с. 103].

В качестве приоритетных направлений развития личности школьника, его образного мышления на занятиях по творческим дисциплинам, можно назвать следующие: создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и склонностей, психических процессов каждого ребёнка, обеспечивающих формирование творческой личности (восприятие, внимание, ассоциативная память, творческое воображение); формирование навыков продуктивного и образного мышления, а также таких личностных образований, как потребность в общении с искусством, установка на творческие действия, активное познание и эстетическая оценка воспринимаемых явлений в искусстве и жизни, сопереживание художественному образу, самому себе, окружающему миру; воспитание основ эстетического мироотношения, потребности постоянного ощущения красоты; эстетической восприимчивости к явлениям окружающей действительности, чувствительности к восприятию и переживанию гармонии форм, цветовых и звуковых сочетаний природного мира и искусства; эстетических чувств; культуры речи и общения со сверстниками и взрослыми.

Необходимо создать такую обстановку в познании, чтобы ребенок не работал как марионетка, а чтобы стремился познать все сам. Учитель в этом случае должен направлять на достижение цели. Состояние сотрудничества не ставит ограничения во взаимодействии взрослого и ребенка. На этом этапе ребенок не должен ощущать напора учителя, а наоборот он должен ощущать заинтересованность и самого учителя. Ведь в младшем школьном возрасте ученики поглощают полученную информацию как губка. Поэтому очень важно дать информацию хорошо подобранную, чтобы она не только была поглощена, но и привела к творческому началу.

Примером может служить мероприятие, направленное на знакомство с изделиями из глины (кувшины, посуда, игрушки и т. д.).

1-этап: знакомство с изделиями из глины и их историей. Важно подать информацию так, чтобы заинтересовать, побудить желание к изучению.

2-этап: знакомство с оформлением (формой, символикой) и применением изделий. Посуда для пищевых и обрядовых целей. Свистульки — для музыки и игры и т. д.

3-этап: замешивание глины. Учащийся знакомится с материалом. На этом этапе происходит знакомство с материалом, его происхождением и применением.

4- этап: изготовление собственного изделия. Учащимся предлагается создать изделие с собственно изобретенной формой и украшением.

5-этап: украшение и роспись изделия.

Орнамент должен быть национального характера. Не обязательно повторяться. Это поможет усвоить материал не с помощью повторения, копирования, а способом изучения, преобразования.

6-этап: выступление ученика с презентацией своего изделия.

На этом этапе учащийся является главным, он представляет свою идею и модель в своем творческом начале. Он начинает проявлять себя как личность со своим мировосприятием. Учитель — это носитель информации, с которой знакомится малыш, он является помощником в познании нового и неизведанного.

В младшем школьном возрасте в контексте вне ситуативно-познавательного общения с взрослым возникает особого рода «теоретическая» деятельность. Появляются многочисленные детские вопросы, касающиеся разнообразных сфер действительности. Отношение взрослого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде. Главное — научить ребенка думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления, пытливость ума. Достоверность, определенность и немногословность ответов, но, в то же время, их исчерпывающий характер, подтвержденный примерами и наблюдениями, способствует дальнейшему развитию любознательности у школьников [3, с. 144].

Работая такими методами, мы добьёмся той цели воспитания, к которой стремимся. Мы научим воспринимать мир детства таким, какой он есть в современном обществе. Увидеть зарождающиеся способности ребенка, развивать их, создать условия для творчества, проявив при этом изобретательность, а порой и настойчивость — важная задача учителя. Художественно-творческая активность ребенка на этапе детства имеет огромное значение в формировании его как личности, особенно его эмоциональной сферы и эстетических чувств.

Л. Н. Толстой заметил, что мы обманываемся, считая, что с каждым годом движемся навстречу идеалу. На самом деле мы удаляемся от него, потому что именно детство является идеалом нормального человеческого состояния. В совместной творческой деятельности взрослые могут соперничать с детьми в непосредственности восприятия мира, в искренности отношений друг с другом и в наивысшем счастье — познании самого себя [4].

У детей разные способности, склад характера и увлечения. Но именно взрослые могут научить детей активно воспринимать красоту окружающего мира, открыть в детской душе чувство гармонии и творческое начало.

Литература:

  1. Андреюк, Н. Д. Базанова, Н. Г. Каминская, М. А. Объединения по интересам изобразительного и декоративно-прикладного творчества / Н. Д. Андреюк, Н. Г. Базанова, М. А. Каминская. — Минск: Национальный институт образования, 2015.
  2. Никашина, Г. А. Совершенствование организации и содержания педагогического процесса музыкального воспитания детей в условиях современного дошкольного учреждения / Эстетическое образование: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч.практ.конф., (15–16 нояб. 2007 г., г. Брест) / Брестский гос. унт им. А. С. Пушкина; редкол.: М. Э. Чесновский [и др.]. — Минск: Паркус плюс, 2007. — 182 с.
  3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  4. Валаханович, С. А. Преображение творчеством. — Минск: «Беларуская навука», 2003. — 90с.
  5. Интернет портал России (Электронный ресурс) Ответы@mail.ru. — Режим доступа: https://otvet.mail.ru/question/15492839

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle