Библиографическое описание:

Чупракова О. В., Куликова А. В. Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 68-71.



Толерантность представляет собой весьма сложное понятие. В широком смысле слова «толерантность» — это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям [1]. Сегодня понятие «толерантность» употребляется достаточно широко. Повышенный интерес к толерантности обусловлен ее научной междисциплинарностью и потребностями социальной практики, которая активно развивается в условиях политической модернизации и порождает новые социальные процессы и события, способствующие как возрастанию толерантности, так и одновременно провоцирующие различные по своему характеру проявления интолерантности.

В своих исследованиях В. А. Липатов указывает на то, что в состав дифференцированного понимания психологической феноменологии толерантности входят:

 естественная (натуральная) толерантность — открытость, любознательность, доверчивость (толерантность типа «А»);

 моральная толерантность — терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью (толерантность типа «Б»);

 нравственная толерантность — принятие, доверие (толерантность типа «В»).

Толерантность типа «А» — это естественное и безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу. Такая толерантность имеет место в жизни маленького ребенка, у которого процесс становления личности (процесс персонализации) еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта. Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам — он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности. Он готов требовать удовлетворения своих базовых потребностей плачем — тем инструментом, что ему доступен. Родители учат ребенка терпению.

Толерантность типа «Б» является производной процесса персонализации в возрастном аспекте. Толерантная личность стремится сдерживаться, используя механизмы психологических защит (рационализации, проекции). Толерантность типа «Б» по сути дела есть квазитолерантность — неподлинная, частичная, видимая, условная.

Толерантность типа «В» построена на принятии человеком, как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию, такое взаимодействие предполагает, как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств.

Понятие «толерантность» активно используется в психологии развития личности, где оно рассматривается как личностное образование, включающее в себя:

— адекватную самооценку;

— знание себя и признание других;

— способность к рефлексии;

— отсутствие тревожности;

— ответственность за свои поступки;

— чувство юмора;

— самообладание;

— терпение;

— отсутствие стереотипов и предрассудков;

— умение выражать свое несогласие и аргументировать отказ от сотрудничества [6].

Подростковый период — это период развития между детством и взрослой жизнью, который имеет биологическое начало и определяемое культурой завершение. Можно заключить, что хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер.

В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения. Например, Л. С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14–18 лет и два кризиса (кризис 13 и 17 лет) [3]. Согласно периодизации Э. Эриксона, подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет, в то время как Л. Ф. Обухова отмечает, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие — от 11 до 20 лет.

Некоторые исследователи делят подростковый возраст на младший и старший.

По мнению Л. И. Божович, периодизация предполагает разделение этого возраста на две фазы:

Ι фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрослых, появляется целеполагание как центральное новообразование;

ΙΙ фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни, появляется новая жизненная перспектива, как центральное новообразование возраста [2].

Социальная ситуация развития переходного возраста включает в себя целый ряд автономных взаимосвязанных процессов (сдвиги, происходящие в организме, завершение физического и полового созревания; изменения в содержании деятельности, общественном положении и структуре социальных ролей; перемены в структуре общения; развитие психических процессов и способностей, включая интеллект и эмоции; сдвиги в мотивационной сфере и ценностных ориентациях), стимулирующих рост самосознания.

Для подростков особое значение приобретает понятие «группового статуса», важными характеристиками которого являются их престиж и авторитет среди окружающих.

Как утверждает С. Ю. Головин, социометрический статус — это показатель социально-психических свойств личности как объекта коммуникации в группе, фиксирующий позицию и величину престижа человека в его общении с другими [5].

Однако, Л. И. Божович указала на еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода подростков — самоопределение. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда подросток стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и завершает последний этап онтогенетического развития личности ребенка [2].

Мотивационно-волевая и эмоционально-личностная сферы психики претерпевают значительные изменения, меняются социальные отношения, развивается особая субъективная реальность — самосознание (рефлексия).

Важным для подростков является приобретение навыков общения как со сверстниками, так и со взрослыми, поэтому этот возраст является сенситивным для развития социальной толерантности.

Система ценностей подростков, основанная на дуализме добра и зла, жестка и бинарна, но именно ее они пытаются наложить на окружающий мир. В подростковом возрасте обнаруживается своего рода «зазор» между толерантностью типа «А» и толерантностью типа «Б»: подростки уже не способны к тому типу принятия, которое было характерно для детей и еще не способны к тому терпению, которое характерно для взрослых.

Этническая толерантность подростков развивается на основе позитивного уровня сформированности этнической идентичности, предполагающей наличие позитивного образа собственной этнической группы и позитивных ценностных отношений к представителям других этнических групп. Позитивная этническая идентичность выражается в виде позитивного «мы-образа», включающего этнические особенности, чувство сплоченности, эмоциональную приверженность группе и общую удовлетворенность ее представителей своей этнической принадлежностью.

Формирование этнической толерантности в подростковом возрасте включает в себя следующие этапы:

 отождествление себя как члена общества;

 обособление от других;

 принятие константности этнических признаков;

 включение в свою Я-концепцию общие характеристики своих групп;

 актуализация когнитивного оценивания сверстников — представителей других этнических групп;

 принятие усвоенных норм и стереотипов собственной этнической группы в качестве внутренних регуляторов поведения;

 появление позитивного образа собственной этнической группы;

 интеграция позитивного образа собственной этнической группы и позитивного образа чужой этнической группы;

 активное воспроизводство системы межэтнических отношений.

Достижение подростком сформированной этнической толерантности зависит от социальной ситуации развития, которая, будучи полиэтнической, дает ему больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует формированию межэтнического понимания и коммуникативных навыков.

Н. Л. Сомова выделяет следующие психологические предпосылки развития толерантного сознания:

  1. Потенциал для развития самосознания и сформированная эго-идентичность. Толерантная личность обладает значительным разрывом между «Я-идеальным» и «Я-реальным» в отличие от интолерантной (совпадение «Я-идеальное» с «Я-реальное»).
  2. Принятие на себя ответственности за происходящие события.
  3. Потребность в личной независимости. Обнаружено, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. Такие люди стремятся к личной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам. У интолерантных людей сильно выражено стремление принадлежать к тем или иным социальным группировкам.
  4. Способность к эмпатии. Толерантной личности присуще ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека, воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого, структурирование мира по его образцу. Развитие эмпатии предполагает наличие комплекса умений, связанных с неосуждающим пониманием эмоциональных и мотивационных состояний других людей, принятием их обычаев и образа жизни. Интолерантные личности в меньшей степени социально чувствительны и менее адекватны в оценках других людей.
  5. Открытость новому опыту. Толерантные люди легко воспринимают все новое, проявляют гибкость и готовность к изменениям, склонны к творчеству. Интолерантные личности настороженно относятся к неопределенности, проявляют повышенное стремление к упорядоченности и приветствуют авторитаризм как максимальное проявление социального порядка.

Исследования Н. В. Вязовец, В. А. Лавровой показывают, что в подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения [4]. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над «чужими».

В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения по отношению к членам других этнических групп до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей. Вероятность, что формирование этнической идентичности подростка пойдет по типу гипоидентичности также существует.

Необходимыми условиями формирования толерантности являются важнейшие институты социализации — институт образования и воспитания, а также институт семьи. Кроме того, неотъемлемыми условиями формирования толерантности в современном обществе являются средства массовой информации и искусство.

В подростковом возрасте эмоции бинарны, в них часто отсутствует палитра оттенков. В подростковом периоде происходит формирование идентичности, подросток осваивает доступный ему репертуар социальных ролей, а также происходит становление ценностной сферы личности.

В Кинель-Черкасском филиале ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» обучается более 500 студентов, среди которых 90 — студенты с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Анализ возрастного состава обучаемых показал, что доминирующее положение занимают следующие возрастные категории: до 20 лет — 38,8 %; 21–35 лет– 50,3 %; более 40 лет — 10,9 %. В ходе выявления причин потери зрения было установлено, что 249 (75,5 %) студентов имеют врожденные, 81 (24,5 %) — приобретенные в результате ДТП, болезней гриппа, опухоль головного мозга, беременности, производственных травм и др. [7].

Как показывает анализ исследований ученых (В. З. Кантор, Л. А. Колывановой, М. Е. Литвак, Т. М. Носовой, В. П. Соломина), в процессе обучения студенты с нарушением зрения испытывают ряд проблем: адаптация в период обучения, экзистенциальные проблемы (проблема смысла жизни, самоопределения, индивидуализации, самоактивности, свободы выбора и др.), поэтому в ходе образовательного процесса используются здоровьесберегающие технологии, личностный подход к студенту, мотивация на успех, формирование навыков общения с окружающими людьми [8].

Кроме этого, процесс адаптации студентов с особыми образовательными потребностями, осуществляется благодаря толерантному отношению к ним зрячих сокурсников.

Так, важным компонентом в реализации взаимодействия слепых и слабовидящих студентов со зрячими обучающимися является:

— участие в общественно-значимых мероприятиях («День здоровья», «Свежий ветер», «Скажи наркотикам — НЕТ!», «Я выбираю — здоровье!», «День медицинского работника», «День инвалидов», «День защиты детей», «День молодежи»);

— осуществление волонтерской деятельности студентами ΙΙ и ΙΙΙ курсов на базах ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» и ГБОУ школы № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы, направленной на пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркомании и СПИДа среди подростков;

— выступление в ежегодных региональных и российских конкурсах профессионального мастерства по отдельным видам массажа;

— участие в спортивных параолимпийских играх по дзюдо, сумо, голболу;

— содействие в разработке социальных проектов и программ по реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество, способствующих их «безбарьерному» взаимодействию с социальной средой.

Кроме того, студенты с нарушением зрения ежегодно принимают участие в акции «За жизнь без барьеров», проводимой Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области совместно с общественными организациями инвалидов на территории губернии, основная цель которой заключается в предоставлении возможности людям с инвалидностью проявить свои способности, получить образование, найти работу, выйти за пределы домашних стен, встретить единомышленников и друзей, начать новую полноценную жизнь в обществе.

Таким образом, социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения способствуют не только развитию комфортной образовательной среды, но и социокультурной адаптации студентов с инвалидностью и не имеющих таковую.

Литература:

  1. Апресян Р. Г. Толерантность: уточнение понятий [Электронный ресурс] / Р. Г. Апресян — Режим доступа: http:// www.nrc.nnov.ru//
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии: учеб. для вузов / Л. С. Выготский. — М., 2007. — 354 с.
  4. Вязовец Н. В., Лаврова В. А. Проблема психологической толерантности в системе школьного образования // Журнал прикладной психологии. -2003. — № 3. — с. 12–19.
  5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / Под ред. С. Ю. Головина. — М.: АСТ, Харвест, 2008. — 800 с.
  6. Ищенко Ю. А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль, 2000. — № 4.
  7. Колыванова Л. А., Носова Т. М., Караханян Л. В. Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения. Молодой ученый. 2015. № 6–4 (86). С. 27–30.
  8. Колыванова Л. А., Носова Т. М. Инклюзивное биоэкологическое образование в аспекте модернизации профессиональной подготовки студентов колледжа. В сборнике:Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применениесборник статей IV Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА. Самара, 2014. С. 98–104.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle