Библиографическое описание:

Сидорова А. В. Опыт организации образовательного процесса при изучении дисциплины «Сестринский уход в хирургии» // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 52-55.



Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности будущих специалистов, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсальных умений для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности.

Особое внимание уделяется формированию у будущих медицинских работников способности самостоятельно мыслить; применять полученные знания на практике; тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия; эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах; быть открытыми для новых профессиональных взаимоотношений. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Поиск новых образовательных технологий связан не только с появлением в образовательных учреждениях современной техники для работы с учебной и научной информацией (компьютеры, мультимедийная, аудио- и видеотехника), но и необходимостью эффективно и целесообразно её использовать.

Так, для подготовки конкурентоспособного на рынке труда медицинского работника, в Кинель-Черкасском филиале ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» при устном изложении учебного материала используются вербальные, технические и наглядные методы обучения студентов.

Среди словесных методов обучения важное место занимают лекции. В данном образовательном профессиональном учреждении они проводятся с использованием ТСО и представляют собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающего целостность и законченность его восприятия студентами. Лекции дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области медицины, концентрируют внимание студентов на наиболее сложных изучаемых вопросах, стимулируют их активную познавательную деятельность и способствуют формированию критического мышления.

Кроме этого, при проведении практических занятий используются технологии индивидуально-бригадного обучения (ТИБО) и бригадно-индивидуального обучения (БИТО). Организация учебного процесса при использовании этих технологий похожи, отличие заключается в соотношении индивидуальной и бригадной работы в учебном процессе. Данные технологии способствуют развитию индивидуальных умений и навыков студентов, учитывают их индивидуально-личностные характеристики, включая способности и образовательные потребности, основанные на целевых установках. Они предусматривают использование возможностей коллективной (бригадной) деятельности для оказания помощи каждому студенту в успешном освоении учебного материала, выполнении манипуляций, решении ситуационных задач и т. д.

Технология индивидуально-бригадного обучения складывается из следующих компонентов:

 организационный момент (обоснование темы занятия преподавателем, формирование мотивации);

 актуализация и контроль опорных знаний;

 индивидуальная работа студентов или работа в малых группах;

 контроль и закрепление знаний и умений.

В нашем медицинском колледже для изучения дисциплины «Сестринский уход в хирургии» создана модель мини-отделения, включающая 4 основные зоны:

 чистая перевязочная;

 инструментальная;

 предоперационная;

 операционная.

При проведении практических занятий со студентами медицинских специальностей (34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело) наиболее продуктивна работа в малых группах. Студенты выбирают лидера группы, совместно выясняют вопросы, разрешают затруднения, которые возникли в результате самостоятельной деятельности.

В ходе обучения студентов дисциплине «Сестринский уход в хирургии» применяются следующие технологии:

обучение всотрудничестве, применяемое с целью обучения студентов работать в команде и всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Учебная группа разбивается на малые группы по 2–3 человека. Основными принципами работы в группе выступают: индивидуальная ответственность студентов за решение данного задания, где каждый из них имеет равные возможности в достижении успеха. В ходе решения задания происходит обмен результатами с другими подгруппами и вырабатывается общее решение.

В ходе совместной работы достигается усвоение нового материала. Преподаватель организует самостоятельную познавательную деятельность студентов, в ходе работы осуществляет наблюдение за их активностью и контролирует успешность выполнения задания. В заключении вырабатывается один вариант решения, подводятся итоги, объявляются результаты, отмечается уровень активности каждого студента.

симуляционная технология, являющаяся ведущей в создании условий для развития у студентов широкого спектра компетенций без риска нанесения вреда пациенту. Симуляция (отлат. «simulatio» — видимость, притворство) [3] в медицинском образовании — это технология обучения и оценки практических умений и навыков, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего используются биологические, механические, электронные, виртуальные модели обучения.

Различают следующие уровни симуляционной технологии:

  1. Визуальный — знакомство студентов с алгоритмом выполнения манипуляции. На данном этапе отрабатывается последовательность действий выполнения манипуляции через изучение электронного пособия или просмотр видеофильма, педагогического показа.
  2. Тактильный — воспроизведение и отработка практических манипуляций на фантоме, муляже, стандартизованном пациенте. В процессе выполнения манипуляции вырабатывается последовательность и координация движений, приобретается практический навык.
  3. Реактивный — воспроизведение простейших активных реакций фантома на типовые действия (аускультация сердца, непрямой массаж сердца).

Преимущества симуляционного практического обучения:

в ходе освоения практического умения не рискует ни пациент, ни студент;

— неограниченное число повторов и длительность отработки сестринских вмешательств;

— минимальный стресс при первых реальных вмешательствах;

— симулятор может сам вести студента по программе тренинга;

— возможность объективной оценки уровня практической подготовки студента.

Контроль усвоения учебного материала осуществляется в ходе самостоятельной работы студентов по мере их готовности, например, при выполнении манипуляций. При этом контроль индивидуализирован и даёт возможность при необходимости осуществлять корректировку знаний и умений.

информационные технологии;

технологии погружения в практическую деятельность.

Таким образом, инновационные технологии являются необходимым инструментом современного преподавателя, в которых заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения, поставленных Федеральным государственным стандартом III поколения, цели — подготовить молодых специалистов к будущей профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.

Перед преподавателем стоит сложная, но очень важная задача: помочь каждому студенту в формировании четкой гражданской позиции, развивая безопасность жизнедеятельности, научить его сознательно и самостоятельно добывать знания, быть востребованными на рынке труда [1].

Цель моей педагогической деятельности заключается в обеспечении условий для формирования и развития разносторонней личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей, интеллектуального роста, а также формирование познавательной, информационной и коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения.

Основными задачами, реализуемыми в учебно-воспитательном процессе, выступают:

 формирование стойкой мотивации к изучению предмета «Сестринский уход в хирургии»;

 активизация познавательной деятельности студентов (использование ИКТ на занятиях, использование различных методов и форм организации учебной деятельности);

 создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Это достигается благодаря использованию различных педагогических технологий, приемов, направленных на поддержание внимания обучающихся, развитие у них интереса к учебному материалу, повышение производительности учебного и творческого труда студентов, решение проблемы сохранения здоровья в образовательном процессе [2].

Существуют следующие направления педагогической деятельности:

— формирование личностно-ориентированного подхода в обучении;

— научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов;

— формирование ключевых и профессиональных компетенций у студентов;

— использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Таким образом, опыт организации образовательного процесса при изучении дисциплины «Сестринский уход в хирургии» показывает, что результат работы, в том числе качество знаний, умений и навыков обучающихся, во многом зависит от их заинтересованности учебным предметом, комфортности образовательной среды, состояния здоровья студентов.

Литература:

  1. Колыванова Л. А. Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Т. 13. – № 2–6. – С. 1326–1331.
  2. Колыванова Л. А., Носова Т. М. Использование метода case-study в профессиональном инклюзивном образовании студентов с ограниченными возможностями здоровья // Образование и общество. – 2013. – Т. 4. – № 81. – С. 45–48.
  3. Симуляция. Электронный ресурс. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle