Библиографическое описание:

Фесенко И. С. Быть равным среди равных // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 60-62.



Быть равным среди равных

Фесенко Ирина Сергеевна,

«Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем,

чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою».

(Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)

В современном мире перед системой образования стоит задача достижения нового современного качества профессионального образования. Современная структура образования все больше заостряет внимание на социализации личности независимо от ее физических возможностей, что требует поиска путей в оказании помощи нуждающимся людям, дабы полноценно включиться в жизнь общества. С одной стороны – это социокультурное образование, а с другой – профессиональное.

«Лица, имеющие физические ограничения здоровья» – до сих пор так и не существует четкого определения этой категории людей. В обществе применяют понятия «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Однако, понятие «инвалид» - это медицинская модель, термин, закрепленный за гражданином в результате экспертной оценки состояния здоровья и зафиксированный в специальном документе – «Справке о признании лица инвалидом». Согласно Декларации о правах инвалидов, понятие «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических, или умственных возможностей.

Во многих странах мира понятие «инвалид» вышло из употребления и считается нарушающим права людей, вместо него употребляется более корректный термин «лица с ограниченными возможностями здоровья».

За последние 14 лет согласно статистическим данным, число лиц с ограниченными возможностями здоровья, как в Самарской области, так и по всей России медленно, но неуклонно растет. Основная задача нашего государства сделать все возможное, чтобы такие люди могли беспрепятственно и удобно жить, учиться, работать, развивать свои таланты и способности, а общество должно приспосабливаться к инвалидам, способствовать их адаптации к социальным условиям, а не изолировать их. Все это ведет к построению инклюзивного общества и обеспечению образования для всех, т.е. «человек, способный сделать выбор в своей жизни» имеющий «инвалидность», но обладающий интеллектуальным потенциалом, ставится в положение «равный среди равных».

В практике среднего профессионального образования преподавателям приходится работать со студентами с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, иногда с заболеваниями сердца, легких, почек, онкологическим заболеваниям и т.д. Такие студенты зачастую вынуждены проходить длительные курсы лечения и реабилитации в лечебных учреждениях, что затрудняет процесс получения профессионального образования и может привести к возникновению психологических барьеров с преподавателями и другими студентами.

Большинство из нас редко сталкиваются с проблемами обучения студентов с ограниченными возможностями, и почти никогда эти проблемы не входят в сферу наших непосредственных забот. А ведь как много можно сделать для этих людей!

В Тольяттинском медицинском колледже также проходят обучение студенты с ограничениями здоровья, их немного, но они есть.

В процессе негласного опроса студентов, не имеющих подобных проблем со здоровьем, о своем отношении к «проблемным» студентам были получены разные ответы, в большинстве - позитивные, к примеру:

- «Я к таким ребятам отношусь хорошо, всегда помогаю и очень переживаю. Сердце начинает учащенно биться, когда вижу людей с такой ужасной участью. Особенно неприятно смотреть на людей, которые усмехаются над ними».

- «Я к инвалидам отношусь, как к обычным людям».

- «Я бы сказал, что отношусь никак. Не хорошо и не плохо. Может быть, даже и прозвучит немного грубо, но мне не очень приятно находиться рядом с такими студентами. Никак не могу перебороть в себе это чувство. Знаю одно, что это точно не чувство презрения или неприязни, а скорее похоже на чувство смятения от незнания как себя с ними вести».

Так что же препятствует адаптации студента, обучающегося из числа детей-инвалидов? Это и негативное отношение в обществе, и неприятие его сверстниками, отсутствие технической поддержки, физической доступности. Эти и другие факторы приводят к тому, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья чувствуют себя ненужными, неполноценными, а это затрудняет их социальное вхождение в общество.

А что сами студенты, имеющие инвалидность, могли бы сказать о своем обучении, о трудностях, возникающих на их пути?

Студентам многое есть, что рассказать, гораздо больше, чем мы могли бы здесь адекватно представить. Они говорили о том, как попали в колледж, почему именно медицина стала их выбором, о поддержке, о проблемах, о своих надеждах на будущее.

Некоторые сталкивались со значительными препятствиями. Одна бывшая студентка-выпускница Мария с врожденной патологией ротовой полости и дизартрией рассказывала о проблемах, с которыми она столкнулась в школе, о неприятии ее одноклассниками и о том, как она хотела стать медицинской сестрой.

- «Мне говорили, что я не смогу поступить и учиться, но я поступила и закончила медицинский колледж», – вспоминает Мария. Мне говорили: «Ты не сможешь работать», но я успешно работаю операционной медицинской сестрой и имею много товарищей среди коллег. Учиться было трудно, ведь у меня речевые проблемы, но преподаватели в тот момент, когда другие отвечали устно, предоставляли мне возможность выполнять задания письменно. Кроме этого, меня поддерживали мои родные, учителя в школе, преподаватели, и если бы я не имела такой поддержки, то даже не знаю, как бы жила дальше».

У Ани, выпускницы нашего колледжа, детский церебральный паралич. Как-то она сказала: «У меня только ноги немного заплетаются, а руки хорошие, крепкие. Я рада, что училась и закончила медицинский колледж. В школе у меня были друзья, но очень мало, а в колледже со всеми ребятами в группе сложились хорошие отношения, хотя поначалу меня не воспринимали. Было тяжело, иногда я думала бросить учебу, но мои родители, куратор, некоторые преподаватели находили нужные слова и для меня, и для моих одногруппников. В результате я - медицинская сестра поликлиники. Здесь тоже есть свои трудности, но я уже повзрослела и на многое не обращаю внимания. Студенческая жизнь была интересной, несмотря на то, что учиться было трудно».

Эля на ΙΙΙ курсе заболела онкологическим заболеванием, были долгие курсы химиотерапии, операции, реабилитации, ей удалось победить свое заболевание, и в этом году она тоже закончила медицинский колледж. «Когда я узнала, что у меня такое заболевание, то были самые плохие мысли, не то, что думать об учебе, я не знала, что будет завтра. Но как только стало известно, что моей жизни уже ни что не угрожает, я снова вернулась к учебе. В большинстве своем преподаватели относились ко мне с пониманием, студенты тоже. Жалости к себе я с самого начала не позволяла и требовала равного отношения. Работать планирую по специальности с детками с такими же проблемами, как были и у меня» – рассказала Эля.

Истории Марии, Анны и Эли представляют лишь несколько примеров жизненного опыта студентов с ограниченными возможностями здоровья в учебном заведении. Мы можем на равных основаниях говорить о проблемах, с которыми сталкиваются студенты с особыми образовательными потребностями. Препятствия, с которыми сталкиваются одни студенты, более очевидны, чем испытываемые другими, но они есть у всех.

К какому выводу мы можем прийти? Истории, рассказанные студентами, дают поводы для оптимизма, а также некоторые причины для беспокойства. В целом понятно, что в учебных учреждениях, оказывается поддержка студентам, как психологического характера, так и технологического (обустройство библиотек, установка пандусов и др.), но еще очень многое предстоит реализовать для полноценного обучения.

Главная цель работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья в нашем колледже – это сделать все возможное для того, чтобы их учеба была беспрепятственной. А девиз: «Смотри на меня, как на равного», несмотря на неразрешимые проблемы со здоровьем помог бы получить образование людям с ограниченными возможностями здоровья и стать полезными обществу.

Основными задачами педагогического коллектива колледжа являются:

- создание благоприятных условий, психологического комфорта в обучении;

- защита студентов в их личностном пространстве;

- оказание комплексной помощи в самореализации и саморазвитии в процессе обучения и адаптации к новому социуму;

- установление доверительных отношений между семьей и колледжем.

С первых дней пребывания студентов с ограниченными возможностями здоровья в нашем колледже, проблеме их социализации уделяется большое внимание. Для успешной адаптации таких студентов к новому виду обучения и коллективу, проводится социально–психологическая работа в комплексе педагогов (социального педагога, заведующего отделением, куратора и преподавателей-предметников). Все вместе они ищут способы для того чтобы студенты с инвалидностью, как можно скорее и безболезненнее влились в коллектив и чувствовали себя в нем комфортно, наравне с другими.

Воспитательная работа в отношении других студентов направлена на:

– развитие интегрированного поведения студентов по отношению к студентам с ограничениями здоровья;

– организацию взаимопомощи студентов при освоении профессиональных компетенций;

– организацию взаимодействия студентов в общественной и культурной деятельности колледжа.

Во многих группах нашего колледжа, студенты совместно с преподавателями ведут активную волонтерскую работу, оказывая помощь воспитанникам детских домов, реабилитационных центров, что способствует гуманному отношению к людям, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья является наиболее сложной и комплексной среди того круга проблем, которые сопровождают процесс становления личности. И для того, чтобы «не такой как все» смог приобрести жизненный опыт, получить образование и перспективы в будущем, необходима четко скоординированная работа всех участников взаимодействия, начиная с рождения.

Цель современного инклюзивного общества - это формирование толерантного сознания, чувства сострадания, ответственности, милосердия и правовой грамотности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.

«Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают если у них шипы, их все боятся», - это отрывок из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Быть равным среди равных – не так-то просто, иногда можно быть слабым, но иногда не обойтись и без шипов, ведь то, каким ты покажешь себя в обществе, таким оно тебя и воспримет.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle