Библиографическое описание:

Никитина И. В. Активные методы обучения студентов с инвалидностью по зрению // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 33-37.



В Кинель-Черкасском медицинском колледже реализуется принцип «частичной инклюзии», проявляющийся в предоставлении возможности обучения в отдельных учебных группах людей с инвалидностью. Эту возможность им предоставила Назаренко Римма Михайловна — директор колледжа (2000 г.), человек очень умный, с прогрессивными взглядами на возможности предоставления образовательных услуг сельским медицинским колледжем.

Первая группа слепых и слабовидящих студентов была набрана в 2000 году. Федерального образовательного стандарта по специальности «Массаж» еще не было и обучение данного контингента студентов осуществлялось на отделении Сестринское дело по специальной адаптированной программе.

С появлением данного контингента студентов у всех участников образовательного процесса возникло много трудностей. Преподаватели не были готовы к обучению «особых» студентов, так как не знали их психологических особенностей, не умели эффективно осуществлять образовательный процесс. Студенты с трудом принимали новых соучеников, так как те существенно отличались от них, что часто вызывало раздражение.

У вспомогательного персонала появилось много новой работы, нужно было обустраивать быт людей с ограниченными возможностями здоровья.

К тому времени, в колледже сформировался опытный педагогический коллектив. Все преподаватели осознали, что необходимо изучать тифлопсихологию и тифлопедагогику, совершенствовать свое педагогическое мастерство. Были запланированы и проведены занятия по данной тематике в Школах молодого педагога и педагогического мастерства, на тематических заседаниях педагогического совета. Самое большое значение в решение данной проблемы сыграло самообразование преподавателей.

Выяснилось, что выпадение или глубокое нарушение функций зрения, прежде всего, сказывается на снижении активности человека, которая определяется как биологическими, так и социальными факторами. Причем в большей мере это выражено у слепых с рождения людей [2, 6].

У слепых и слабовидящих людей часто встречаются нервно-психические отклонения, которые проявляются в виде осознания своей мало- или неполноценности, «невротического педантизма», психофизического инфантилизма,развивается подозрительность, настороженность по отношению к окружающим [4, 5]. У данного контингента студентов часто понижена продуктивность запоминания материалов, остро развито чувство расстояния, дистанционное различие предметов при ходьбе, слуховая память, исключительная способность с помощью осязания составлять всестороннее представление о предметах.

Ведущими в процессе обучения являются слуховой анализатор, осязание, обонятельная чувствительность. Значение речи в обучение слепых чрезвычайно важно [1, 3].

В образовательном пространстве колледжа осуществляется психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья, направленное на преодоление комплексов, самоутверждение и обогащение новыми впечатлениями. Педагогический и учебно-вспомогательный персонал нашего учебного заведения реализует индивидуальный подход к каждому обучающемуся с целью формирования адекватной социальной установки.

С первого набора инвалидов по зрению и по настоящее время мною преподается предмет «Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью». Курс сестринского дела представлен в сокращенном объеме. Из него исключены разделы, которые требуют обязательного зрительного восприятия информации.

Теоретические основы сестринского дела очень важны. Философия сестринского дела, биомедицинская этика способствуют формированию у студентов с нарушением зрения положительной мотивации и стойкого интереса к будущей профессиональной деятельности. Студенты впервые начинают задумываться об этических обязанностях, ценностях и добродетелях, работать над развитием личностных качеств, необходимых для профессиональной деятельности массажиста (наблюдательности, эмоциональной уравновешенности, памяти, умения слушать, общительности, ответственности и т. д.). Это дает толчок к развитию самопознания и коррекции самооценки студентов. Они должны научиться нравиться людям, но при этом сохранять чувство собственного достоинства. На курсе психологии под руководством опытных психологов они продолжают работу в этом направлении.

Раздел по инфекционной безопасности и инфекционному контролю предусматривает овладение студентами необходимыми знаниями, умениями и навыками для профилактики внутрибольничной инфекции.

Основы эргономики способствуют обеспечению безопасности будущим массажистам на рабочем месте и профилактики профессиональных заболеваний.

Манипуляционная техника предусматривает овладение простыми алгоритмами манипуляций, которые могут найти применение в быту и в будущей профессиональной деятельности (профилактика пролежней, уход за пациентом при лихорадке, наружное применение лекарственных средств). Кроме этого, у них формируется представление об инвазивных процедурах, их осложнениях. Однако, проводить такие процедуры, в силу своего заболевания, они не могут, хотя желание имеют огромное. Тут в действие вступает основополагающий принцип медицинской помощи — «Не навреди!».

Для реализации требования использования различных методов и форм обучения, заложенного в Федеральном государственном образовательном стандарте по специальности «Медицинский массаж», в практической деятельности наряду с традиционными методами обучения применяются активные методы обучения, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.

Это методы субъект-субъектных отношений, когда активен не только учитель, но активны и ученики. В этом случае познавательная деятельность обучающихся внутренне мотивирована.

В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т. д.).

Методы активного обучения используются на различных этапах учебного процесса. За долгие годы работы со слабовидящими студентами они адаптированы для них полностью.

На Ι этапе первичного овладения знаниями, в начале изучения цикла применяется комбинированный урок. Лекции записываются на диктофон. Вся информация по предмету тщательно переработана, содержит тифлокомментарии. После записи информация еще раз проговаривается в спокойном темпе с пояснениями. Все аудиолекции по данной учебной дисциплине имеются в аудиотеке колледжа и студенты, пропустившие занятия могут ими воспользоваться.

Теоретический курс по часам равен практическому, поэтому есть возможность использовать проблемную лекцию, эвристическую беседу, лекции–дискуссии. При этом успешность лекции во многом зависит от эффективности взаимодействия преподавателя и студентов.

На проблемных лекциях используются проблемные ситуации, содержащие противоречия, задаются вопросы, побуждающие к рассуждениям, выводам. Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, которые составляют основное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами.

Применение проблемного подхода, способствует развитию клинического мышления, а примеры из художественной литературы, практики позволяют повысить мотивацию обучающихся.

Лекция-беседа является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в образовательный процесс. Групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов.

Эвристические беседыиспользуются для подготовки обучающихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования. Знания студентам не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно с помощью разнообразных средств. При этом:

 обучающиеся под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают;

 решают возникающие познавательные задачи;

 создают вместе с преподавателем и разрешают проблемные ситуации;

 анализируют;

 сравнивают;

 обобщают;

 делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

На 2 этапе учебного процессаформирования профессиональных умений, навыков на основе знаний и развития творческих способностей студентов, используются имитационные методы обучения (игровые, неигровые).

К игровым методам относится проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым — анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др. Групповой тренингприменяется для обучения манипуляционной технике на фантомах с применением алгоритмов манипуляции.

В нашем колледже есть фантомный центр, где студенты отрабатывают манипуляции как на занятиях, так и во внеурочное время. Каждый кабинет доклинической практики также хорошо оснащен предметами ухода за пациентами, медицинским оборудованием, манекенами. Все размещено с учетом потребностей и возможностей студентов. Колющие, режущие инструменты, изделия из стекла помещаются вне зоны их действия. Преподаватель демонстрирует манипуляции, используя тактильные ощущения и другие органы чувств, практический и жизненный опыт студентов.

Многие учебные кабинеты снабжены проекторами и большими экранами. Крупномасштабное изображение используется на теоретических и практических занятиях при демонстрации презентаций, фрагментов видеофильмов, манипуляций. Все алгоритмы сняты на видео, распечатаны крупным шрифтом, поэтому слабовидящие студенты их используют, некоторые из них, с помощью луп, повторно озвучивают для всех.

Работа салгоритмами способствует формированию учебно-познавательных навыков, а подготовка самостоятельного выступления через глубокое погружение в тему, обеспечивает полное усвоение материала. Студенты, быстро изучившие манипуляцию, становятся экспертами для других. Как правило, это люди с остаточным зрением. Таким образом, данная методика позволяет обучить простым манипуляциям всех студентов.

Кроме этого, на практических занятиях часто используются игровые технологии.

Игра — это вид деятельности, где студенты могут проявлять себя в разных позициях (участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры).

Обычно используются следующие виды игр:

1. «Лотерея — вопросы».Один студент достает лотерею из коробки. В лотереи номер вопроса. Преподаватель читает вопрос, а другие — отвечают (фронтальный опрос).

2. Ролевая игра. Студенты разделяются на группы, каждая из которых получает карточки. На этих карточках содержится задание и правила игры. За определенное время каждая группа должна подготовить сценку. В ходе ролевой игры студентам необходимо актуализировать имеющиеся у них умения и сведения, не только те, которые они готовили к конкретной теме занятия, а все, что знают. Таким образом, реализуются межпредметные связи.

3. «Делай как я». В этой игре студенты дублируют работу преподавателя во время педагогического показа, что позволяет им быстро овладеть манипуляцией, а преподавателю подготовить студента-эксперта.

4. «Таинственный сундучок — дополни предложение». В этой игре студенты должны знать всю тему. По своей сути это тесты открытого типа.

Использование игры в учебном процессе способствует повышению уровня познавательной активности, самостоятельности студентов, расширению их интересов, навыков самообразования, а соответственно знаний и практических учебно-познавательных умений, развитию навыков профессионального и межличностного общения. В дальнейшем это позволит им легко находить контакты с клиентами и эффективно овладевать общими и профессиональными компетенциями.

Метод анализа конкретных ситуаций служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимается событие, включающее противоречие (конфликт) или вступающее в противоречие с окружающей средой. Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). В данном случае берутся примеры из практики. Обучающиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить условия и средства решения проблемы. При этом анализируется уже свершившееся действие.

Решение ситуационных задач.Моделируется нерешенная ситуация. Студенты должны не только сформулировать проблему, но и разработать варианты ее решения. Затем организуется «защита» решений, коллективное обсуждение.

Контроль над качеством усвоения материала конкретным студентом осуществляется на каждом занятии. Используются различные виды контроля: устный, письменный, тестовый, практический и др. Систематический объективный контроль-коррекция снижает нежелательный психологический эффект контроля (отрицательные эмоции, чувство страха, стрессовые ситуации).

Приоритетным направлением профессионального образования является сохранение здоровья студентов. В колледже сформировано единое здоровьесберегающее пространство. Правильно организована учебная деятельность: расписание составлено грамотно, занятия построены с учетом работоспособности студентов, используются средства наглядности, проводятся физкультминутки, эмоциональные разрядки, создается благоприятный эмоциональный фон.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы предусматриваются задания, направленные на здоровьесбережение студентов с ограниченными возможностями по зрению. Часто это — составление бесед, памяток для пациентов и их родственников по здоровому образу жизни, что позволяет студентам задуматься о собственном здоровье и скорректировать свой образ жизни. По нашим наблюдениям они больше времени проводят на свежем воздухе, более тщательно ухаживают за собой, лучше питаются, избавляются от пагубных привычек.

Применение технологий адаптивного, проблемного, развивающего обучения, индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа преподавания данной дисциплины позволило добиться определенных стабильных результатов:

— средний балл по предмету — 4,0–4,2;

— качественная успеваемость — 80–89 %;

— пропуски занятий без уважительной причины — не более 5 % учебного времени;

— отсутствие неуспевающих студентов по дисциплине;

— высокий уровень комфортности на уроках;

— высокая удовлетворенность студентов учебным занятием (по результатам рефлексии, анкетирования).

Таким образом, в результате усилий всех участников образовательного процесса, в настоящее время, слепые и слабовидящие студенты глубоко интегрированы в жизнь колледжа, им созданы благоприятные условия для получения качественного образования и комфортного проживания. Пациенты лечебных учреждений выражают благодарность им и их педагогам за хорошую работу.

Литература:

  1. Албегова И. Ф. Специальная психология: текст лекций — Ярославль: ЯрГУ, 2008.
  2. Гилилов Е. И., Никулина Г. В. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих: ретроспективный анализ, состояние, тенденции: учебное пособие — СПб, 2001.
  3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Методическое пособие — М., 2011.
  4. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — СПб. 2006.
  5. Любимов А. А., Любимова М. П. Обучение предметно-практическим действиям детей с глубоким нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2013. — № 8. — С 36–44.
  6. Солнцева Л. И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. — М., 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle