Библиографическое описание:

Костина О. А. Допрофессиональная подготовка детей с нарушением зрения в условиях предметно-практической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 21-23.



Массаж является древнейшим методом лечения, дошедшим до наших дней и значительно обогатившимся в результате новейших достижений в области медицины. Эффективность этого метода лечения проверена тысячелетней историей применения, и сегодня он непрестанно совершенствуется, благодаря усилиям многочисленных исследователей в этой области.

Особое значение овладение массажем приобретает для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Однако, различные дефекты зрения замедляют формирование точности, быстроты, координации движения и вносят своеобразие в процесс овладения двигательными умениями и навыками в области массажа.

В этой связи, в государственном областном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования, реабилитации и оздоровления» осуществляется обучение детей с нарушением зрения по специальности «Массаж».

Для слепого ребенка осязание — главный фактор для познания окружающего мира, т. к. посредством осязания учащийся получает основную информацию о форме, структуре поверхности, температурных признаках предметов и их пространственном положении.

Поэтому осязание, при нарушениях зрения, выступает как ведущий фактор компенсаторного развития учащегося. Именно этими особенностями и приходится руководствоваться во время учебного процесса [2]. Развитие осязательного чувства достигается путем упражнений. Обучающиеся учатся различать поверхность, температуру и другие осязательные признаки.

Являясь контактным анализатором, осязание позволяет незрячему непосредственно воспринимать окружающие его предметы, в следствии чего происходит формирование предметно-пространственных представлений [3].

Как показали исследования Б. Г. Ананьева, Ю. А. Кулагина, между чувственными образами одних и тех же предметов, получаемых с помощью зрения и осязания нет принципиальных различий. Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной, которые возникают в процессе взаимодействия кожного и двигательного анализаторов [1,4].

При включении обучающихся в предметно-практическую деятельность активизируются резервные возможности его кожного анализатора, в следствии чего повышается уровень всех видов осязательной чувствительности. Происходит это потому, что обучение способствует выработке у незрячих тонких дифференцировок в кожном анализаторе, позволяющих им с помощью осязания контролировать процесс своей деятельности.

Для реализации социальной адаптации детей с нарушением зрения в нашей школе в 11–12 классах, был введен курс допрофессиональной подготовки — «Лечебный массаж и основы ухода за больными».

Работа массажиста требует определенных физических и моральных сил. Поэтому проводится отбор обучающихся, желающих овладеть профессией массажиста врачебно-педагогической комиссией. Начиная с 11-го класса, параллельно с обучением массажу, ведется более углубленное изучение таких предметов как: «Уход за больными», «Анатомия и физиология», «Фармакология», «Основы латинского языка», «Медицинская этика».

В процессе обучения учащихся 11–12 классов в нашей школе большое внимание уделяется:

— знанию нормальной, топографической и патологической анатомии, особенностями строения различных тканей, хорошо разбираться в топографии массируемой части тела. Кроме того, учащиеся обучаются свободной ориентации в расположении кожных зон сегментарной иннервации и умению отличать патологическое состояние тканей и органов от нормального;

— обучению пальпаторному методу исследования. Повышенная чувствительность пальцев у лиц с отсутствием зрения является большим преимуществом при выполнении массажа, однако, не у каждого она осмысленна. Необходима ежедневная тренировка пальцев. Хорошо развитая чувствительность пальцев рук массажиста позволяет ему определить состояние массируемых тканей во время работы и дает возможность понять, когда необходимо закончить массаж в данном месте и переходить на другой участок;

— физиологическому действию массажного приема, знать показания и противопоказания массажного приема. В течении всего периода обучения каждый учащийся овладевает техникой выполнения приемов классического массажа, являющегося основой почти всех разновидностей массажа

— курсу клинических дисциплин, необходимому массажисту для того, чтобы следить за реакцией пациента во время массажа и правильно оценивать результаты своего труда;

— вопросам деонтологии (взаимоотношение массажиста с пациентами и коллегами);

— совершенствованию знаний и умений путем самостоятельной работы с медицинской литературой, на семинарах и курсах повышения квалификации.

Особое внимание в обучении уделяется самостоятельности обучающихся, их активности при отработке практических навыков по массажу. Это важно, поскольку такие качества, как активность, направленность, интенсивность, сосредоточенность, могут быть хорошо развиты, достигая, а иногда и превышая уровень развития этих качеств у нормально видящих обучающихся.

Школа-интернат имеет хорошую материальную базу по допрофессиональной подготовке обучающихся, кабинет массажа обеспечен оргтехникой, учебными пособиями в рельефном исполнении, муляжами. На практических занятиях обучающимся предоставлена возможность свободного доступа к муляжам и барельефам.

Все учебные пособия имеют реалистичный вид: модель сердца (фронтальный разрез предсердия и желудочков, дуги аорты); разборная уменьшенная модель туловища (торс), голова (2 части), головной мозг, внутренние органы; модель скелета с подвижными суставами; модель новорожденного для отработки приемов массажа; модель мышц сгибателей верхней конечности; барельефы строения кожи и спинного мозга и т. д.

Таким образом, опыт работы в нашей школе показал, что ежегодно более 30 % выпускников выбирают медицинскую специальность, что говорит о дальнейшей реализации программы допрофессиональной подготовки, способствующей социальной реабилитации будущих специалистов.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Развитие тактильной чувствительности. – М. Просвещение 1985. С. 34.
  2. Колыванова Л. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья в медицинском колледже: дис... канд. пед. наук: 13.00.08/Колыванова Лариса Александровна. – Самара, 2012. – 267 с.
  3. Колыванова Л. А., Носова Т. М., Караханян Л. В. Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения. Молодой ученый. 2015. № 6–4 (86). С. 27–30.
  4. Кулагин Ю. А. Восприятие наглядных пособий слепыми детьми. «Развитие психики в условиях сенсорных дефектов».XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 33. М., 1966.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle