Библиографическое описание:

Исаевская Е. В., Колыванова Л. А. Современные подходы инклюзивного обучения студентов в условиях профессионального образования // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 11-15.



В настоящее время система профессионального образования России переживает существенные изменения, направленные на модернизацию административно-финансовых механизмов, реализацию национальных проектов, связанных с повышением качества профессиональной подготовки будущих специалистов, с переходом на современные подходы и социально-педагогические особенности обучения людей с ограниченными возможностями здоровья.

Образование для маломобильного населения страны является важным фактором их социализации, жизненных возможностей, обеспечения благосостояния, включения в общественную жизнь. Это подтверждается и такими данными, что лишь 15–18 % от общего количества инвалидов трудоспособного возраста имеют постоянную работу, но среди тех инвалидов, кто получил высшее и среднее образование, доля имеющих постоянную работу значительно выше — около 60 % [3]. Из вышеуказанного источника также следует, что сегодня в специальных средствах образования нуждается до 8 % населения Российской Федерации, а фактически получают эти средства не более 4 % нуждающихся. По всем показателям специальную педагогическую помощь получает только четвертая часть обучающихся инвалидов.

Гарантии права инвалидов и маломобильных групп населения на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных законах: № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.; № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г.; № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г.; № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. [2].

В настоящее время, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение № 1662-р от 17 ноября 2008 г.); положениями государственной программы «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства РФ № 1297 от 1 декабря 2015 г. на период до 2020 года; областной целевой программы «Обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов в Самарской области» на 2014–2020 годы (Постановление Правительства Самарской области № 671 от 27 ноября 2013 г.), предусмотрена реализация комплекса мероприятий, одним из составляющих которых является образование, позволяющего обеспечить беспрепятственный доступ к необходимым объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Законодательством Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусмотрен принцип равноправия на его получение для лиц с ограниченными возможностями здоровья — как взрослых, так и детей.

Так, в Самарской области насчитывается около 1200 образовательных учреждений, в которых обучается более 800 тысяч человек. Доля студентов, обучающихся в учреждениях среднего и начального профессионального образования составляет 32,7 %, из них — 2,5 % получают медицинскую специальность [5]. Количество же обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО составляет 6,1 % от общего количества, из которых — 1,1 % — являются студентами Кинель-Черкасского филиала ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж», осуществляющего профессиональную подготовку людей с ограниченными возможностями здоровья по специальности 34.02.02 «Медицинский массаж», квалификация «Медицинский (ая) брат (сестра) по массажу».

Одной из основных составляющих социализации людей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловлено необходимостью получения ими конкурентоспособных профессий, где необходимым условием является создание в образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную адаптацию инвалидов к условиям современного общества.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья является непрерывным, целенаправленным, последовательным и педагогически организованным процессом развития личности обучающихся, направленным на сохранение их здоровья, адаптацию, реадаптацию и социализацию в окружающей среде. Для реализации данной задачи, а именно, осуществления профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья, необходимо социально-педагогическое сопровождение, включающее в себя ряд специальных подходов инклюзивного образования обучающихся.

В связи с этим, продуктивному осуществлению профессиональной подготовки будущих специалистов будет способствовать использование интегративно-семиотического, системно-деятельностного, мотивационного, личностно-ориентированного, культурологического, аксиологического, инклюзивного, адаптационно-реадаптационного, социологического и здоровьесберегающего подходов.

Так, интегративно-семиотический подход, включающий интегративные и семиотические составляющие учебного процесса, осуществляет синтез их в общую систему инклюзивного профессионального образования. Особенность интегративно-семиотического подхода в профессиональной подготовке инвалидов по зрению состоит не только в передаче социального опыта преподавателями и последующем усвоении его обучаемыми, но и в всестороннем развитии личности инвалидов, их деятельности и поведения (зрительное и слуховое восприятие, образное представление, логическое рассуждение, социальная адаптация). Данный подход рассматривается нами с позиции общей теории о знаках.

По мнению Ч. Морриса, семиотика является «общей теорией знаков во всех их формах и проявлениях: у человека и животных, в норме и патологии, в языке и вне его, в индивиде и обществе». Реализация семиотического подхода к изучению разнородных знаковых систем слепыми дает возможность выработки у них общих принципов «означивания», существенных закономерностей в отношениях знаков, способствующих их социальному развитию и самоопределению.

Интегративно-семиотический подход к построению образовательного процесса принимает черты непрерывного взаимодействия процессуальных, деятельностных и знаковых компонентов и является основанием интегративно-семиотической связи, где каждый студент с нарушением зрения может самостоятельно выбрать содержание, порядок и средство его усвоения, исходя из личных возможностей и потребностей [10].

В то же время системно-деятельностный подход, как совокупность положений системного и деятельностного, позволяет рассматривать профессиональную подготовку инвалидов комплексно, как процесс, и как систему по формированию у них профессиональных знаний, с учетом особенностей деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса.

Системно-деятельностный подход позволяет рассматривать определенные формы и типы жизнедеятельности слепых, исходя из целостного понимания предметной деятельности и единства их чувственно-практической и теоретической форм.

Согласно Г. С. Батищеву, предметная деятельность связана с употреблением определенных норм, правил, ценностей, культуры и жизни человека, а также способна раскрыть специфику смысложизненного мира личности и общества в целом. При этом деятельность многогранна, она может выступать как способ воспроизводства социальных процессов, взаимосвязей человека с окружающим миром и способ его самореализации [1], в том числе инвалида.

Однако, системно-деятельностный подход в формировании профессиональных знаний должен основываться на становлении у них определенных функций при поступательном развитии других. Так, осязание и слух позволяют слепым выделять различные свойства предметов (М. И. Земцова, А. С. Маргулис), что оказывает благотворное влияние на формирование образного мышления, логических взаимосвязей и других психических функций.

Кроме того, важную роль в работе с незрячими студентами играет ситуационный подход, дополняющий системно-деятельностный и подразумевающий отрицание единых на все виды деятельности практических рекомендаций. Он способствует нахождению верного решения в условиях нештатных ситуаций, связанных с нарушением психофизического состояния студентов с нарушением зрения.

Профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья базируется и на личностно-ориентированном подходе, который позволяет и дает возможность более полной реализации внутренних ресурсов на основе взаимопомощи, сотрудничества субъектов образовательного процесса.

Данный подход ориентирован на достижение определенных целей, таких как, развитие индивидуальных, познавательных, творческих, профессиональных способностей инвалидов; выявление и использование их индивидуального опыта; оказание помощи в саморазвитии, самоорганизации и самореализации в жизни [13].

По мнению А. В. Суворова, саморазвитие является непрерывным процессом, при котором на протяжении жизни личности меняются цели и способы его осуществления [12]. Характеризуя саморазвитие слепых и слабовидящих людей, необходимо отметить, что реализация целей становится для них более сложным процессом, при котором многое зависит от их умения контролировать и оценивать себя в различных ситуациях, демонстрируя, тем самым, духовно-нравственную зрелость и культуру мышления.

Показателем личностной зрелости студентов с нарушением зрения выступает самоорганизация, являющаяся интегральной совокупностью природных и социально-приобретенных свойств, реализуемая в осуществлении деятельности и безопасном поведении. Результатом саморазвития студентов с ограниченными возможностями здоровья является их самореализация — выявление и развитие личностных способностей во всех сферах деятельности, в том числе и профессиональной.

Кроме этого, особую роль играет культурологический подход, представляющий собой метод интегративно-системной организации образовательного процесса, обуславливающий создание педагогических условий, обеспечивающих формирование личности инвалида как субъекта культуры.

Согласно Л. С. Подымовой, В. А. Сластенину, личность как субъект культуры отличается социальной устойчивостью, продуктивной включенностью в общественную и профессиональную жизнь, психологическим комфортом. При этом культура личности является качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущностных сил и способностей, представляющих в процессе образования как преемственное освоение различных сфер жизнедеятельности при развитии ее социальной активности, так и умение их реализовать, что является основным направлением ее становления.

В этом процессе культура восприятия, информация, переработка и реализация в деятельности, требующая индивидуального творческого осмысления и переживания студентами с нарушением зрения, определяет становление личности инвалидов как ее носителя.

Развитие личности студентов с нарушением зрения ведет к обновлению их мировоззрений, ощущений и представлений об окружающем мире, о ценностях жизни.

Сущность здоровьесберегающего подхода заключается в том, что в центре педагогического процесса находится обучаемый с нарушением зрения, и приоритетным направлением профессионального образования является сохранение его здоровья.

Основными критериями здоровья являются уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние систем организма и степень напряжения регуляторных механизмов, свидетельствующих о наличии его резервных возможностей, резистентность организма к неблагоприятным факторам окружающей среды [11].

Поэтому, неслучайно, в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указывается на то, что высший уровень здоровья есть одно из основных прав человека. При этом здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

По многочисленным исследованиям С. В. Алексеева, Н. В. Барышевой, П. А. Виноградова, Л. Н. Гориной, Т. М. Носовой, В. П. Соломина, П. В. Станкевича, З. И. Тюмасевой, З. А. Хуснутдиновой, Н. М. Черновой, индивидуальное здоровье человека на 49–53 % зависит от его образа жизни, 18–22 % — от наследственных факторов, 8–10 % — от уровня медицинского обслуживания, 17–20 % — от состояния окружающей среды.

Хорошее здоровье составляет главную ценность каждого человека. Здоровье — это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциалом здоровья) организма и постоянно меняющимися условиями среды [7]. В качестве одного из важнейших признаков здоровья личности А. А. Меграбян называет способность к саморегуляции, которая определяется как сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью сохранения или изменения характера их протекания [9]. Здоровье человека формируется в нескольких сферах (природной, социальной, индивидуальной), оказывающих влияние на его безопасность жизнедеятельности, самореализацию, самоорганизацию, направленных на благополучное существование в окружающей среде.

Стремление к сохранению здоровья, его безопасности, активной деятельности и долгой жизни является одной из важнейших потребностей и функций человека на всех этапах его жизнедеятельности. Именно потребность в безопасности, следуя непосредственно за физиологическими потребностями присущими всему живому, является основой здоровья, так как безопасность — это, прежде всего, стремление защищать свою жизнь, жизнь близких, осуществлять разумную деятельность [8]. Данный подход выступает методологической основой организации образовательного процесса, определяющей содержание, организационные формы, методы и приемы здоровьесбережения студентов с нарушением зрения.

Здоровьесбережение в профессиональной подготовке слепых и слабовидящих студентов выступает целенаправленным комплексом педагогических, психологических, профилактических, коррекционных и иных воздействий на обучаемых, неразрывно связанных с решением задач сохранения и укрепления здоровья, определяющих их социальную и профессиональную адаптацию.

Важное значение в процессе образования студентов с ограниченными возможностями здоровья имеет инклюзивный подход, предполагающий понимание различных образовательных потребностей инвалидов и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании [4].

Согласно ЮНЕСКО, инклюзивный подход является основополагающим элементом движения за образование для всех, основной целью которого выступает реструктуризация образовательных учреждений в соответствии с потребностями людей с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи инклюзия выступает «процессом обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через увеличение участия в обучении, культурах и сообществах и сокращения отказа от поступления в образовательное учреждение и исключения из него» [14].

Инклюзия как форма «социального подхода к инвалидности» вызвана необходимостью изменения общей системы образования, исключающей существующие в ней барьеры, позволяющие каждому инвалиду быть полноправным участником академической и социальной жизни профессионального образовательного учреждения. Развитие инклюзивных процессов, «включающих» людей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего и профессионального образования на равных, создает все условия для компенсации дефекта и его последствий.

К основным характеристикам системы специального профессионального образования относятся:

 свобода выбора форм организации образования и типа учебного заведения;

 создание образовательных учреждений комбинированного типа, где инвалиды могут обучаться совместно со здоровыми;

 новый механизм взаимодействия специального и массового образования, обеспечивающий проницаемость границ между специальным и обычным образованием, получивший отражение в государственном образовательном стандарте.

По мнению В. З. Кантор, фактором включения инвалидов в профессионально-образовательное пространство выступает осознание того, что учебное заведение, в случае обучения в нем лиц с ограниченными возможностями здоровья, должно расширять свои социальные функции, решая не только профессионально-образовательные, но одновременно и реабилитационные задачи, представляя собой, с точки зрения целевых установок деятельности, реабилитационно-образовательную систему.

Эффективность такой системы характеризуется не только качеством образовательных услуг, предоставляемых инвалидам, но и качеством реабилитационных мероприятий, реализуемых в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, обуславливающих овладение профессиональными компетентностями [6].

Современная образовательно-инклюзивная политика опирается на развитие подходов, позитивно влияющих на социализацию инвалидов, в том числе:

 расширение доступа к образованию (widening participation);

 мэйнстриминг (mainstreaming), предполагающий общение инвалидов на праздниках, проведение досуговых программ вместе со здоровыми людьми;

 интеграция (integration), означающая приведение потребностей людей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них.

Особое значение в обучении студентов с особыми образовательными потребностями имеет адаптационно-реадаптационный подход, способствующий смягчению отрицательных проявлений кризисов в адаптации незрячих посредством создания соответствующих условий для функционирования психологических процессов на когнитивном, эмоциональном, поведенческом и смысловом уровнях развития их личности.

В процессе адаптации студенты с нарушением зрения получают необходимую информацию для оптимизации процессов познания, приспособления к природной и социальной среде, внешнего образа «Я» и внутреннего мира, развития механизма рефлексии, осмысления ими жизненных ориентаций, связанных с вхождением в учебную профессиональную реальность.

При этом, реадаптационный подход в рамках инклюзивного образования способствует формированию навыков профессионального поведения студентов с нарушением зрения, где мотивы сотрудничества со зрячими людьми являются необходимым условием их реабилитации в обществе. Такое взаимодействие повышает адаптационный потенциал студентов с ограниченными возможностями здоровья и снижает влияние дезадаптационных факторов.

В рамкахмотивационного подходаключевые приоритеты направлены на мотивирование потребностей инвалидов по зрению (интерес к профессии, сохранение здоровья, самопознание, саморазвитие, удовлетворенность сделанным профессиональным выбором, социальная адаптация).

Поэтому, в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья мотивация является «инициатором» действий по преодолению ими препятствий на пути достижения реабилитации и социализации в обществе.

Самостоятельная жизнь лиц с инвалидностью предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений ими порождаемых, становление и развитие самостоятельности, формирование адаптивных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, способствующих осуществлению ими полноценной жизнедеятельности в обществе.

Доказательством эффективности используемых в образовательном процессе подходов профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья являются их победы на всероссийских и региональных конкурсах профессионального мастерства по СПА-массажу и нетрадиционным видам массажа, а также востребованность выпускников медицинского колледжа на рынке труда (40 % — трудоустроены в санаторно-курортной зоне Самарской области, 15 % — открыли совместные частные массажные кабинеты, 45 % — получили работу в других регионах России).

Таким образом, инклюзивное образование, включающее в себя современные подходы и социально-педагогические особенности обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению на основе их самоорганизации, адаптации, реадаптации и социализации в обществе, определяет их готовность использовать имеющиеся знания, умения и навыки для реализации себя в дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во «ЛГУ», 1969. — 338 с.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.zhit-vmeste.ru/
  3. Защита прав детей в Российской Федерации. Аналитический вестник № 7 (324) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.council.gov.ru/inf
  4. Инклюзивное образование: перспективы развития в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.perspektiva-inva.ru/index
  5. Интернет-портал Самарской Губернской Думы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samgd.ru/samara_region/general_info/
  6. Кантор В. З. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во «РГПУ им. А. И. Герцена», 2008. — 484 с.
  7. Лакосина Н. Д., Ушаков Г. К. Учебное пособие по медицинской психологии. — М.,1984. — 272 с.
  8. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. — М., 1982. — 104 с.
  9. Меграбян А. А. Личность и сознание. — М.: Медицина, 1978. 175 с.
  10. Носова Т. М., Шведов В. Г. Музей в развитии экологической культуры обучаемых в инклюзивном образовании//Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 88–92.
  11. Ревич Б. А., Авалиани С. Л., Тихонова П. И. Основы оценки воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье человека. Пособие по региональной экологической политике. — М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. — 268 с.
  12. Суворов А. В. Уединенный труд души как основная форма саморазвития личности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://suvorov.reability
  13. Чеканушкина Е. Н., Михелькевич В. Н. Развитие и формирование экологической компетентности у студентов, обучающихся на гуманитарных направлениях бакалавриата // Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов, ELPIT 2015. Тр. VI Междунар. экологич. конгресса (VII Междунар. науч.-технич. конф.) — г. Самара: Изд-во СамГТУ, 2015. — Том 3. –С.68–72.
  14. Чьян Танг.Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. — СПб.: Изд-во «РГПУ им. А. И. Герцена», 2008. — 215 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle