Библиографическое описание:

Илларионова Р. В. Опыт организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья на примере специальности «Медицинский массаж» // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 8-11.



На протяжении ряда лет исследователи и педагоги искали пути и средства помощи людям с глубоким нарушением зрения. Наш колледж в 2004 году осуществил первый набор студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению по специальности «Медицинский массаж».

В настоящее время в связи с улучшением экономической ситуации в России, возникает интерес к западным моделям работы с незрячими людьми, и желание внедрить этот опыт в России.

Инклюзивное (включенное) образование — термин, используемый для описания процесса обучения лиц с особыми образовательными потребностями. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но, в то же время, создает особые условия для лиц, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все лица могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения [1].

У инклюзивного образования есть восемь основных принципов, которые, должны быть положены в основу любого обучения:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [5].

Основное направление работы системы инклюзивного образования — создание безбарьерной среды в профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья [3]. Инклюзивное обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется благодаря техническому оснащению образовательных учреждений и разработке специальных учебных курсов, направленных на развитие взаимодействия педагогов с инвалидами.

Кроме этого, предполагается работа над специальными программами, направленными на облегчение процесса адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. В нашем колледже за 12 лет накоплен определенный опыт по обучению незрячих студентов по специальности 34.02.02 «Медицинский массаж».

Опыт моей педагогической деятельности (с 2004 года преподаю незрячим студентам дисциплины: «Медицинский массаж», «История массажа») показывает, что результат работы, в том числе качество знаний, во многом зависит от заинтересованности студентов учебной дисциплиной, комфортности образовательной среды, состояния здоровья обучающихся. Это достигается использованием современных педагогических технологий, приемов, направленных на поддержание внимания обучающихся, развитие у них интереса к учебному материалу, создание здоровьесберегающей безопасной среды [4].

Кроме этого, в ходе учебных занятий учитываются не только эмоциональные факторы, мотивационный компонент, физиологические закономерности работоспособности обучающихся, но и психолого-педагогические резервы для повышения их комфортности во время обучения [2].

Основными направлениями работы со студентами с нарушением зрения являются:

— развитие у обучающихся инициативы активности (общей, познавательной, двигательной);

— нивелирование негативных качеств характера, коррекция негативных и поведенческих проявлений и профилактика их возникновения;

— целенаправленное формирование умений и навыков ориентировки в окружающей среде;

внедрение компетентностно-ориентированного подхода в обучении;

— вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность;

— формирование общих и профессиональных компетенций у обучающихся;

— углубление знаний и умений, формирование практического опыта по массажу;

— использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

— обеспечение готовности к осуществлению практической деятельности.

Технология работы в малых группах (микрогруппах)развивает умение доказательно отстаивать свою позицию, достигать новых общих результатов, контролировать свое участие в работе группы.

Процесс организации учебной деятельности основан на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества. Создается хороший психологический климат в группе между обучающимися и преподавателем. Атмосфера заинтересованности дает возможность каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, раскрывать свой потенциал. Обучающиеся не испытывают внутреннего напряжения, скованности, дискомфорта на занятиях, что очень важно при усвоении нового материала.

Обеспечить различные виды деятельности помогают дифференцированные дидактические материалы, а также оперативный контроль. Тематические аудиолекции распространяются через базу данных, созданных в библиотеке колледжа, что позволяет быстрее освоить новую тему на занятиях. Так, в ходе занятий каждому студенту предоставляется возможность реализовать себя в учебной деятельности, т. е. обеспечить процесс познания как личностно-ориентированный.

Управление деятельностью студентов, переходящее в самоуправление, осуществляется при помощи алгоритмов действий при работе с учебной информацией (периодические издания, Интернет-ресурсы, аудиолекции, видеодиски, аудиокниги по технике классического, точечного, рефлекторных видов массажа).

Кроме этого, в ходе образовательного процесса у студентов формируются:

— учебно-познавательные навыки (составление алгоритма действия, умение пользоваться медицинскими приборами и аппаратами для массажа);

— учебно-организаторские умения (планирование текущей и перспективной учебной работы, самоорганизация).

Интегрирующая цель алгоритма: проработав информационный материал, обучающийся должен усвоить основные знания и практические навыки по массажу на данном курсе или семестре.

Применение проблемного подхода при изучении профессиональных дисциплин, способствует развитию клинического мышления незрячих студентов, воспитанию у них глубокого интереса к различным видам массажа, СПА-технологиям и новинкам в массаже, знания которых необходимы им в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Благодаря этому, у будущих массажистов быстрее формируются основы доказательной речи, расширяется вариативность мышления, создается новый стереотип подготовки к занятию (подбор нескольких различных источников информации), появляется возможность систематизировать имеющиеся знания и дополнять их новыми, расширяется кругозор.

Проведениеинтегрированных уроков способствует эффективной форме реализации межпредметных связей при изучении профессиональных вопросов, требующих синтеза знаний других наук. Важнейшим итогом таких интегрированных уроков с использованием идеи развивающего и опережающего обучения является то, что выстраивается логический мостик между изученным материалом (например, анатомией) и зоной ближайшего развития знаний на занятиях по другим клиническим дисциплинам (терапии, хирургии, невропатологии, педиатрии и др.).

Широкое применение на занятиях нашли и игровые формы их проведения, такие как ролевые игры («Работа массажиста в поликлинике», «Работа массажиста в педиатрии»), так и познавательные (обобщающие уроки). Использование игры в учебном процессе способствует повышению уровня познавательной активности и самостоятельности обучающихся, расширению их интересов, навыков самообразования, а соответственно знаний и практических учебно-познавательных умений, развитию навыков профессионального и межличностного общения.

Результатом урока-творчества, проводимого в форме устного журнала (во внеаудиторное время) является приобретение и углубление усвоенных ранее знаний, приобщение студентов к самостоятельной и творческой деятельности, которую они осуществляют в соответствии со своими способностями и наклонностями. Такая форма обучения способствует формированию профессиональных качеств личности студентов, педагогического сотрудничества.

Качество знаний студентов улучшает использование информационно-коммуникативных технологий (компьютера, интернет-информации, фрагментов видеофильмов).

Разработанные электронные учебные пособия по предмету позволяют интегрировать в себе следующие виды учебных и контролирующих материалов:

— теоретический блок информации по дисциплине или разделу;

— презентации;

— видеоролики;

— рекомендации по самостоятельной работе студентов;

— контрольно-измерительные материалы (в виде вопросов, задач и тестовых заданий любого уровня сложности).

Текущий контроль качества усвоения материала осуществляется на каждом занятии. Систематический контроль-коррекция снижает нежелательный психологический эффект контроля (отрицательные эмоции, чувство страха, стрессовые ситуации). Современные педагогические технологии, в отличие от традиционных:

— обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

— обеспечивают связь теории и фундаментального подхода к науке с практикой и прикладными исследованиями;

— меняют представление преподавателей и обучающихся об образовательной деятельности;

— формируют современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованиям рынка труда;

— обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, умение строить собственные образовательные программы;

— являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;

— ориентированы на стимулирование творческого потенциала обучающихся.

Применение технологий адаптивного, проблемного, развивающего обучения студентов с нарушением зрения, индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа преподаванияпозволило добиться определенных стабильных результатов:

— средний балл — 3,9–4,1;

— качественная успеваемость –85–87 %;

— пропуски занятий без уважительной причины — не более 5 % учебного времени;

— отсутствие неуспевающих студентов по дисциплине;

— активное участие студентов в учебно-исследовательской работе (ежегодное участие в конференциях различного уровня, активное участие 20 % студентов в работе предметного кружка);

— высокий уровень комфортности на уроках;

— повышение удовлетворенности студентов на учебном занятии (по результатам анкетирования).

В течение десяти лет осуществляется руководство творческим объединением студентов «Добрые руки» (для лиц с ограниченными возможностями здоровья) в условиях инклюзивного профессионального образования. Внеурочная деятельность направлена на расширение общих и профессиональных компетенций обучающихся, посредством разработки и внедрения инновационной программы по формированию здоровьесберегающего сознания и пропаганде принципов здорового образа жизни.

Практические занятия проводятся на базе Кинель-Черкасской ЦРБ, в результате чего были выполнены более 20 учебно-исследовательских студенческих работ. Работы были представлены на студенческих научно-практических конференциях разного уровня по профилактике сколиоза и заболеваний опорно-двигательного аппарата в Самаре, Уфе, Кисловодске, Ульяновске и др.

В течение восьми лет наши студенты занимают призовые места по технике классического массажа и по СПА-технологиям в массаже. Многие из них принимают участие в ежегодных конкурсах профессионального мастерства по массажу в медицинском колледже, на областных открытых Чемпионатах Поволжья «Лучший СПА-мастер» (Самара), в межрегиональных конкурсах массажистов «Фестиваль массажа» (Кисловодск), в Всероссийском молодежном образовательном форуме «Всё в твоих руках» (Уфа), Чемпионате России по массажу (Москва).

Настоящими профессионалами в области массажи стали: Ветрова Елена (Орёл), Галицин Владимир (Саратов), Тупик Дмитрий, Балакин Александр (Самара), Сафин Ильдар (Казань), Орлов Роман. (Москва), Осипова Жанна (Тула) и многие другие наши выпускники, которые нашли себя не только в медицине, но и в жизни.

В связи с переходом на ФГОС дальнейшая педагогическая деятельность заключается в решении следующих задач:

1. Внедрять в учебный процесс новые педагогические технологии, направленные на формирование профессиональных и общих компетенций.

2. Предоставлять обучающимся средства, позволяющие им саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей.

3. Поощрять «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и создание атмосферы сотворчества в общении.

4. Включать эмоциональную сферу обучающихся, обращаться к их чувствам, создавая необходимость личной заинтересованности в изучении темы, поощрять самостоятельные решения творческих задач.

5. Совершенствовать использование в учебном процессе здоровьесберегающих и информационно-компьютерных технологий.

6. Использовать социальные проекты в развитии педагогических массажных технологий инклюзивного образования.

Таким образом, создание в Самарском регионе профессиональных учреждений инклюзивного образования в целом является для лиц с ограниченными возможностями здоровья реализацией права на качественное образование и достойную жизнь.

Литература:

  1. Бубякина Д. Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решение: [о научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения» в Якутске] / Д. Н. Бубякина // Эхо столицы. — 2011. — 23 сентября. — С. 13.
  2. Зайцев Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. — Саратов: Научная книга, 2003.
  3. Колыванова Л. А. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями медицинского колледжа. Казанская наука. 2011. № 4. С. 173–176.
  4. Колыванова Л. А., Носова Т. М., Караханян Л. В. Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения. Молодой ученый. 2015. № 6–4 (86). С. 27–30.
  5. Минина О. Г., Данилова Е. А., Рочева Н. И., Коневская Е. В. Специфика психологической реабилитации незрячих и слабовидящих детей // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы международной научно-практической конференции (5–6 декабря 2011, Москва). — С. 459–462 / М.: МГППУ,2011. — 713 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle