Библиографическое описание:

Введенская Н. А. Особенности методического обеспечения дисциплины «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии» при обучении студентов-инвалидов по зрению // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 5-6.



В Кинель-Черкасском филиале ГБПОУ «Тольяттинский медколледж» подготовка специалистов из числа инвалидов по зрению по специальности «Медицинский массаж» ведется с 2000 года. Осуществляя обучение данной категории студентов колледж реализует следующие цели:

 удовлетворение потребностей в данном виде образовательных услуг инвалидов, испытывающих затруднения в реализации своих прав на образование;

 сохранность и стабилизация контингента студентов с ограниченными возможностями здоровья (т. к. в Российской Федерации только 8 учебных заведений осуществляют подготовку специалистов из числа инвалидов по зрению);

 поднятие престижа учебного заведения в свете решения социально-экономических проблем инвалидов в получении образования.

Для обеспечения качественной подготовки специалистов из числа инвалидов по зрению в колледже создана учебно-методическая и материально-техническая база: установлены компьютеры с «говорящими» программами; приобретены рельефные, плоско-выпуклые и барельефные учебные пособия по профессиональным дисциплинам, модели, муляжи и макеты органов, набор костей и скелет, аудиоаппаратура.

Особое внимание при обучении незрячих и слабовидящих студентов имеет личность преподавателя. Помимо высокой квалификации и эрудиции он должен обладать безграничным терпением и настойчивостью, корректным отношением к студентам, не ущемляя их болезненного самолюбия и постоянно помнить и иметь в виду, что главным в преподавании дисциплины является не только усвоение студентами необходимой суммы знаний, но и дальнейшая реабилитация в социуме.

Кроме этого, для эффективного изучения предмета в начале каждого занятия проводится психоэмоциональная разминка с музыкальным сопровождением, которая способствует формированию у студентов рабочего настроя на восприятие нового учебного материала. Успешность обучения зависит не только от содержания, но и от методов, при помощи которых студент приобретает необходимые знания, получает развитие элементов мыслительной культуры, навыки умственного труда, вырабатываемые при обучении.

Важным является не только грамотное изложение конкретного материала, но и полноценная аргументация. Студент должен знать не только, как устроены и функционируют органы, но и почему они устроены именно так. Доказательность аргументации вырабатывает у студентов привычку логического мышления, что необходимо не только в учебных, но и в житейских ситуациях.

Последовательность и систематичность анатомии как науки формирует понимание важности и полезности привычки к систематическому планомерному труду.

На уроках анатомии преподаватель постоянно работает над проблемой развития пространственных представлений у студентов-инвалидов по зрению. Это достигается путем применения разнообразных методов обучения: репродуктивно-иллюстративного, частично-поискового, проблемного.

Для расширения возможностей восприятия учебного материала по предмету «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии» студентам представляются звуковые учебные пособия, которые включают следующие блоки:

  1. Блок информации, который содержит краткие обобщенные сведения по учебной теме с учетом новейших данных из отечественной и зарубежной литературы. Он охватывает основной материал учебной программы по каждой учебной теме. Необходимость данного блока обусловлена тем, что слепые и слабовидящие студенты не могут в полном объеме самостоятельно работать с учебной литературой.
  2. Задания для внеаудиторной подготовки, представленные в виде контрольно-учебной карты, включающей в себя ключевые вопросы темы и вопросы самоконтроля. Данная карта является ориентировочной основой действий студентов при подготовке к занятиям.
  3. План работы в аудитории является сценарием практического занятия, где отражаются будущие действия преподавателя и студентов, их педагогическое обоснование и цели.

Особое внимание в этом блоке уделяется этапу самостоятельной работы студентов на занятии, который представлен в виде алгоритма действия.

  1. Методические указания по изучению темы, представляющие собой алгоритмы действий студентов при работе с рельефными и плоско-выпуклыми таблицами, макетами, муляжами и скелетом. Их цель — помочь студентам более полно и качественно освоить учебный материал по данной теме, а также систематизировать знания.
  2. Тестовые задания, позволяющие студентам самостоятельно и объективно оценить свои знания на завершающем этапе подготовки к занятию.
  3. Морфофункциональные задачи, используемые для контроля знаний студентов, позволяют выяснить степень целостности восприятия ими данной темы. Их основная цель — показать значение анатомических образований для клинической практики. Кроме этого, с помощью задач у студентов формируется клиническое мышление. Ответы на задачи позволяют обучающимся находить собственные и расширенные варианты решения. Работая с задачами, они в полной мере осознают значимость предмета анатомии и физиологии человека, как базы для изучения специальных профессиональных дисциплин, в первую очередь — массажа.

На практических занятиях эффективно зарекомендовало себя применение следующих способов обучения:

 использование плоско-выпуклых таблиц и муляжей, развивающих у незрячих студентов пространственные представления о строении органов;

 использование рельефных таблиц, обеспечивающих восприятие учебного материала, послойного расположения мышц, сосудисто-нервных пучков и т. д. Работа незрячих студентов с муляжами и макетами направлена на запоминание расположения внутренних органов.

 метод пальпации друг на друге костно-мышечных ориентиров, мест пульсации и прижатия артерий, определение сердечного толчка, сухожилий позволяет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по зрению лучше ориентироваться на будущих пациентах при определении границ массажных областей, проекции сосудисто-нервных пучков, внутренних органов, зон иннервации, кровоснабжения, лимфатического и венозного оттока.

Таким образом, в процессе преподавания дисциплины «Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии» наглядно обозначена взаимообусловленность строения и функции каждого органа, связь различных органов и систем, организма и внешней среды, логическая обусловленность и материальный характер всех процессов, протекающих в организме человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle