Библиографическое описание:

Шаймарданова О. А., Гаврилова Е. М. Организация системно-деятельностного подхода средствами технологии веб квеста на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 387-389.



Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на сегодняшний день главной задачей обучения является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечили бы обучающимся, овладевающим иностранным языком, умение учиться, способность к самостоятельной работе над изучаемым языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию на основе рефлексивной самоорганизации.

А. С. Асмолов подчеркивает, что главная идея новой образовательной парадигмы состоитне в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учащихся добывать знаниясамостоятельно в процессе исследовательской деятельности. [1, с. 18]

Таким образом, можно сказать, что реализация системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку относительно достиженияпредметных результатов должно отражать как приобретение навыков общения в устной и письменной форме, так и формированиеоснов умения учитьсяи способности к организации своей деятельности: индивидуальной, коллективной, творческой, проектной, учебно-исследовательской.

В виду того, что основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, упомянутые виды деятельности в соответствии со стандартом получают приоритетное развитие, так как именно они позволяют формироватьуниверсальные учебные действия, что соответствует концепции федеральных государственных стандартов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений.

В современных условиях всеобщей компьютеризации и проникновения интернет технологий во все сферы жизни подрастающего поколения перед педагогами остро встает необходимость найти пути помощи своим ученикам использовать эти неоценимые ресурсы в качестве эффективного средства обучения в целом и изучения иностранного языка в частности. Технология веб квестов является одним из путей решения поставленной задачи.

Среди первых разработчиков определения и структуры веб квеста был Берни Додж, профессор Университета Сан-Диего, согласно которому веб квест является «проблемным поиском, в процессе которого учащиеся используют информационные ресурсы сети интернет» [4, с. 15]

Форма веб квеста успешно сочетает в себе также и потенциал технологии проектов. По сути его можно назвать мини-проектом, работа по выполнению которого выполняется главным образом в глобальной сети.«Образовательный веб квест — это сайт в интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. … Особенностью образовательных веб квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в интернет)» [2, с. 34].

Применение технологии веб квестов в обучении позволяет обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения, принять во внимание способности детей, их уровень обученности и интересы, дает возможность школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, что в конечном итоге несомненно повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Бесспорно, что интернет занимает сейчас все более и более прочные позиции в процессе и учебной деятельности, а также и в различных формах внеурочной деятельности. Но зачастую при постановке какой-либо задачи перед учащимися, которая тем или иным способом связана с глобальной сетью, мы оставляем их один на один с огромным количеством материала, который очень часто уводит и даже мешает решению этой задачи. В чем же принципиальное отличие технологии веб квеста? Главная особенность веб квеста состоит в следующем: учитель дает поисковое задание не в абстрактной сети, а предлагает учащимся список определенных сайтов, соответствующих тематике проблемного поиска и уровню знаний. Конечно же, учащиеся зайдут на эти сайты в поисках необходимой информации, однако имея предоставленный заранее список нужных ресурсов они не затеряются в интернете, а прицельно будут заниматься своим проектом. Таким образом мы одновременно и сужаем круг поиска учащихся, но и обращаем их внимание именно на те ресурсы, которые имеют высокую значимость.

Веб квест имеет определенную узнаваемую структуру. Он включает в себя следующие компоненты:

− Введение — предлагает описание темы веб квеста, здесь же четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста Этот пункт несомненно важен для привлечения интереса учащихся, их мотивации на решение проблемы.

− Задание — формулировка проблемной задачи и описание формы, в которой учащиеся должны будут представить конечный результат.

− Порядок работы и необходимые ресурсы — на данном этапе учитель описывает последовательность действий, предоставляет учащимся список ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т. п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб квестом.

− Оценка — бланк оценки, который знакомит учащихся с критериями выполнения веб квеста. [5, с. 21]

Существуют несколько платформ-хранилищ образовательных квестов различным предметным областям с возможностью создания собственных. Поскольку технология изначально разработана англоязычными учеными большинство сайтов также являются англоязычными. Примерами таких сайтов могут послужить http://zunal.com/index.php, http://www.webquest.org/index.php.

При создании собственного квеста необходимо подумать прежде всего, по какому направлению он создается (учебная деятельность, внеклассная работа по предмету, интегрированный веб-квест по нескольким предметам. На следующем этапе нужно определиться с возрастной категорией учащихся (продумать, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения квеста, смогут ли учащиеся выполнить квест). Если предполагается работа с учениками начальных классов, то возможно привлечение к работе над квестом родителей (то есть совместное выполнение заданий детей и родителей). Тема должна быть интересна не только для учителя, но и для учащихся. После определения темы необходимо выделить направления работы — каждое направление будет иметь вид конкретной роли, которой надо будет дать свое название (например: следователи, журналисты, следопыты, расследователи, фольклористы, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты и т. д.). Ролей должно быть больше, чем одна, но не более 5. Для каждой роли нужно прописать порядок (план) работы, иными словами — инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы (ссылки, которые помогут учащимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту). Конечным шагом будет продумывание критериев оценки веб-квеста.

Анализ психолого-педагогических источников и практического опыта внедрения технологии веб квеста в процесс изучения иностранного языка позволяет сделать выводы, что веб квест способствует решению следующих актуальных задач при изучении иностранного языка:

− обеспечивает автономность и самостоятельность учащихся;

− развивает коммуникативную компетенцию;

− дает возможность осуществления индивидуального подхода;

− мотивирует учащихся к применению языковых знаний и изучению нового языкового материала;

− позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации;

− помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность учащихся, которой они сами управляют;

− способствует принятию самостоятельных решений;

− развивает критическое мышление, тренирует мыслительные способности. [3, с. 56]

Технология веб-квеста полностью удовлетворяет основным требованиям ФГОС и позволяет не только формировать и оценивать предметные знания и умения, но и направлена на формирование таких метапредметных результатов, как умение работать в группе и сотрудничать со сверстниками и учителем, составлять план работы в группе в соответствии с поставленной целью, осуществлять поиск и отбор необходимой информации в сети Интернет, анализировать и структурировать информацию, полученную из сети, представлять её в сжатом виде в текстовом виде (эссе, рассказ…), в графическом виде (граф, диаграмма…) или в творческом виде (видеоролик, виртуальная выставка и т. д.) с использованием ИКТ и т. д. И всё эти виды работы вместе с конечным продуктом работы группы необходимо включить в процесс оценивания работы ученика в ходе веб квеста.

Данная технология позволяет сместить акцент процесса обучения с учителя на ученика, который становится более ответственным за свои знания и процесс их получения. Роль учителя сводится к роли помощника, который направляет учащегося и формирует у него навыки самообразования и обучения.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. — 2009.- № 4. — С. 18–22.
  2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». — http://ito.bitpro.ru/1999
  3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7.
  4. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999.http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html
  5. Dudeney G.The Internet and the Language Classroom.2000.Cambridge University Press. – 265 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle