Библиографическое описание:

Некрасов Р. В., Разалиева А. А. Гравюра на картоне (глубокая печать) в контексте композиционного построения художественно-графического образа // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 476-479.



В настоящее время в сфере искусства все активней решается проблема интеграции художественных практик, поиска новых способов и приемов аранжировки в творческих экспериментах над материалами и технологиями. Особое место в решении подобного рода проблем занимает печатная графика — одна из пространственных видов изобразительного искусства, сохраняющая устойчивую позицию в авангарде современного искусства. Поэтому искусство графики, являя собой сложный сплав художественной системы, которая включает в себя и присущий только ей пластический язык, и принципы композиционного мышления, и особые технологические возможности, представляет актуальное и перспективное направление для искусствоведческих исследований.

Важнейшей частью искусства графики остается эстамп. Эстамп (от франц. estamper — оттиск, отпечаток) — графическое произведение искусства, выполненное печатным способом. При этом можно получить не один экземпляр оттиска, а много, то есть тиражировать графическое изображение. Для эстампа печатная форма (клише) создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора [2].

Различают четыре различных механических способа получения печатных изображений: трафаретная печать (шелкография), высокая печать (гравюра), плоская печать (литография) и глубокая печать (офорт). «С изобретением гравюры графика заняла выдающееся место среди других видов искусства» [5, с. 72]. Гравюра (от франц.gravure, от graver — вырезать):

  1. всякое изображение, выполненное с применением гравировки, то есть прорезки, процарапывания на камне, на деревянной доске или на металле;
  2. вид графического искусства, к которому относятся произведения (гравюры), созданные при помощи печатания с награвированной формы (доски) [4].

Особую нишу в широком спектре искусства гравюры занимает гравюра на картоне, художественной явление, разворачивающее и расширяющее возможности плодотворной самореализации художников любого направления, а так же учащихся художественных вузов. «В условиях современного художественно-педагогического процесса гравюра на картоне в силу богатства художественно-выразительных возможностей и ее доступности может стать одним из самых эффективных способовприобщенияучащихся к искусству эстампа. <…> Гравюра на картоне позволяет выполнять эстампы двух типов: высокой и глубокой печати, в одной работе могут совмещаться оба эти принципа печати. Техника дает возможность работы в черно-белой и цветной гравюре; позволяет использовать разнообразные выразительные средства [8]. Художник Л. Н. Зорин подчеркивает, что: «Технология гравюры на картоне — искусство практическое, и многие приемы и рецепты очень личные. Конечно, начинать заниматься этой техникой лучше под руководством, но поняв процесс, свой путь надо искать самому» [3].

В рамках нашей темы, рассмотрим некоторые особенности гармонизации композиционной структуры художественно-графического образа на примере учебной работы. На рисунке 1 представлена графическая композиция на тему: «Гравюра на картоне» (глубокая печать). Разработка тематической композиции основывается на комплексе субъективных предметно-образных ассоциаций автора, которые появляются при творческом осмыслении и развитии художественной идеи с последующим формированием (материализацией) образной визуально-смысловой коммуникации.

Рис. 1. «Великая сила». Гравюра на картоне (глубокая печать). Автор — студент-дизайнер Анастасия Разалиева под научным руководством старш. преп. Р. В. Некрасова

Образная «выразительность графической формы заключается в ее оригинальности и новизне, хорошей читаемости и запоминаемости зрителем, способности формы создавать особое эмоциональное настроение…» [6, с. 12]. В представленной работе «Великая сила» очевидно присутствие авторских субъективных нот внутреннего содержания эзотерического порядка. В переплетении сложных комбинаций пластики лекальных контуров, «оживляющих» пространство плоскости, «сотканы» ассоциативные образы, подвигающие зрителя на диалог. Через аллегорическую стихию художественной материи олицетворена романтическая мелодия отношений между сильным и слабым полом, союз которых заключает «великую силу». Образ льва воплощает мужчину, мужественного защитника, способного уберечь дорогого сердцу человека (образ девушки) от всего темного и отрицательного. Замкнутая траектория вьющихся веток представляет несокрушимый сакральный ореол атмосферы гармонии и жизни этой идиллии.

Образно-смысловая составляющая внутреннего содержания гравюры основана на композиционном построении, внешнего содержания ее логической структуры (лат. structure — строение, расположение, порядок) — совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта) [7], в которой отражены ее незыблемые объективные стороны. Изобразительный мотив ограничивается определенным форматом листа, фиксируется на ее физической поверхности и, благодаря художественным преобразованиям, чувственно воспринимается. При этом гармоничная целостность графической композиции выражается через комплекс постоянных (константных) свойств, они же определяют отличительные особенности, художественного творения:

  1. Стилистическое единство характера формы всех элементов композиции. Стилистику графического образа в данной работе определяет характер пластики плавных, перетекающих очертаний элементов изображения. «В графике есть некоторые особенности композиции. Выражению пространства здесь отводится подчиненное место, его может и не быть» [5, с. 68]. Замкнутая система структурных линий, формирующих визуальные образы, являются своеобразным монолитным каркасом композиции, которая на фоне фактурной плоскости определяет комбинацию переменных средств гармонизации художественно-графического сочинения: ритм, динамику, асимметрию, полярность контрастных и нюансных соотношений. Восприятие реагирует на любой нюанс. «Особая прелесть графического произведения — в ее тонкой ассоциативной связи с какими-то реальными предметами, а не в их иллюзорном (факсимильном) воспроизведении. Рассматривая графический лист, мы следим за игрой линий и фактур, которые помимо воли художника отражают случайные и неожиданные эффекты технологического процесса» [3, с. 5].
  2. Выявление композиционного центра. Как правило, месторасположение главных визуальных и смысловых акцентов композиции указывают узлы, состоящие из сложной комбинации множества пересечений элементов в структуре всех элементов изображения.Внашем случаедля выделения главного подчеркнуты контрастные сочетания областей светлого фона с четкой пластикой конфигураций основных образов, которые наблюдаются ближе к центральной части графического листа, а другие, второстепенные элементы изобразительного мотива, приглушены, путем смягчения контрастов, фон в этих областях сближен с тоном очертаний мотива, то есть затемнен.
  3. Колористическое и тональное единство композиции. Палитра работы построена на взаимосвязи контрастных и нюансных сочетаний сближенного спектра теплых оттенков: сиены жженой, умбры жженой и черного. В целом четким очертаниям ажура вьющихся переплетений элементов стилизованных образов подчинены мягкие переходы фактурных эффектов фона.Вотличии от живописи «в графике светотень не всегда передается, объем чаще всего вовсе не выявлен. Все подчинено плоскости бумаги, цвет которой сам приобретает ценность» [5, с. 71].
  4. Соподчиненность элементов композиции. «Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на соподчинении элементов главных, менее значимых и второстепенных» [1, с. 71]. В нашем случае взаимосвязь графических элементов гравюры прослеживается в органичной спаянности всех элементов композиции, которая достигается в подходе решения единообразной стилизации, принципа компоновки основных и дополнительных изобразительных частей в замкнутую обтекаемую форму. Такой принцип организации определил визуальную траекторию движения пластичных образов, вытекающих и модифицирующихся из очертаний одной формы в другую в двухмерном пространстве материальной плоскости.
  5. Композиционное равновесие. Ощущение равновесия рассматриваемой графической композиции проявляется в сбалансированности визуальных масс. Зримое гармоничное состояние структурным компонентам гравюры придают устойчивость связей выше перечисленных свойств, найденный масштаб и пропорциональность всех элементов, за счет чего решена целостность композиции.
  6. Уникальность композиции. Любую творческую работу изобразительного характера уникальным делают избранные материалы и связанная с ними авторская техника исполнения. Особенности процесса создания анализируемой работы определила художественная техника — гравюра на картоне (глубокая печать), а вместе с ней творческая концепция и художественные предпочтения автора — выбор композиционных средств и приемов, пластического языка стилизации, цветовой палитры. При этом индивидуальность выбора развивает чувство меры, иначе избыток различных приемов и фактур в одной работе может привести к плохой читаемости композиции. По заметкам художников профессионалов: «лучшие результаты дает использование приемов и нюансов одной графической техники или двух-трех, не более» [3, с. 6].

Таким образом, в результате проведенного анализа пластического языка гравюры на картоне было выявлено, что грамотно организованные и взаимоувязанные между собой композиционные свойства определяют важнейшие предпосылки создания гармоничной целостности художественного образа и гарантируют его свободу от случайных элементов. В частности, на практике эта закономерность способствовала выражению рационального и органичного сочетания всех элементов композиционной структуры рассмотренной гравюры, в связи с чем, представленная творческая работа с художественной точки зрения является завершенным тематическим произведением.

Литература:

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. — М.: Прогресс, 1974. — 390 с.
  2. Все об искусстве. Станковая графика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://all-art.do.am/publ/stankovaja_grafika/17–1-0–131?dfsBrhl
  3. Зорин Л. Н. Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам / Л. Н. Зорин.  М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.  110 с.
  4. Интернет-музей гравюры. О гравюре. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.printsmuseum.ru/about
  5. Левин С. Д. Беседы с юным художником / С. Д. Левин. — Вып. I. — М.: Советский художник, 1988. — 288 с.
  6. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна: учебное пособие / Е. В. Жердев, О. Б. Чепурова, С. Г. Шлеюк, Т. А. Мазурина. — 2-е изд. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. — 255 с.
  7. Энциклопедии и словари. Философский словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://enc-dic.com/b/312672/базы_1с_структура
  8. Яблочкина Н. В. Гравюра на картоне как компонент дополнительного художественного образования детей среднего школьного возраста. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/gravyura-na-kartone-kak-komponent-dopolnitelnogo-khudozhestvennogo-obrazovaniya-detei-sredne#ixzz4Gq8AhXOa

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle