Библиографическое описание:

Васина М. В., Клевов М. Б. Пути решения по совершенствованию системы управления отходами в г.Нефтеюганске // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 466-469.



Современное законодательство в области управления отходами содержит не в достаточном объеме нормативно-правовые акты, что не позволяет полностью контролировать сферу обращения с отходами. Необходимые мероприятия к осуществлению нормативных основ, в части эксплуатации полигонов, осуществляются крайне редко. При выявлении первопричин убеждаешься, что организационно- экономическая схема управления отходами является малоэффективной и не способна обеспечить радикальное оздоровление сложившейся практики обращения с отходами.

В настоящее время основным элементом системы управления отходами, с помощью которого необходимо произвести санацию системы, являются финансы. Наличие средств, которые сопровождают отходы на всех этапах их жизненного цикла от момента образования до момента обезвреживания, и их количество определяют все, что происходит с отходами. Все действия, которые проводят с отходами (частота первичного сбора отходов, степень извлечения вторичных материалов, методы конечной переработки и т. п.), зависят от объемов финансовых средств, поступающих в сферу обращения с отходами и механизмов управления ими.

Вместе с интенсивными преобразованиями российского общества в области экономики и законодательства существенно преобразовались и принципы финансирования системы управления отходами. На сегодняшний день действует принцип «загрязнитель — платит». Все платежи за сбор, хранение, транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов ложатся на плечи предприятий и населения. Предприятиям, как правило, не приходится рассчитывать на вложения со стороны государства.

На сегодняшний день в Нефтеюганске и Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО- Югре) в целом остро стоит проблема утилизации отходов. Анализ существующей организационно- экономической схемы управления отходами позволяет сделать следующие выводы:

‒ в городе частично введен принцип «загрязнитель- платит»;

‒ тарифы за сбор, транспортировку и захоронение отходов не достаточны для обеспечения экономической устойчивости и жизнеспособности предприятий, так как они не позволяют формировать фонды рекультивации, реконструкции и развития, их достаточно лишь для осуществления текущей эксплуатации объектов;

‒ сложившиеся условия стимулируют интенсификацию притока отходов на объекты с пониженным тарифом за захоронение отходов (образуются несанкционированные свалки);

Таким образом, при неизменности системы управления отходами можно ожидать значительного увеличения количества экологически и технологически неблагополучных объектов по захоронению отходов на территории региона. Иными словами, такая законсервированная система управления отходами будет развиваться в направлении усиления негативного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы и вызовет, в конечном итоге, большой экономический ущерб [1].

При решении проблем по обращению с отходами необходим комплексный подход: внедрение ресурсосберегающих технологий, ликвидация накопленного экологического ущерба, рекультивация полигонов с истекшим сроком эксплуатации, строительство новых объектов размещения отходов.

Меры, направленные на экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами, связаны с вопросами совершенствования системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, а также внедрения наилучших технологий. В качестве основных механизмов экологического нормирования в сфере обращения с отходами выступают: паспортизация, лицензирование, лимитирование, экономическое регулирование [2].

Другими словами, новый комплексный подход предполагает следующие основные положения:

‒ в первую очередь, уточнение общепринятых расчетов платы за размещение отходов и затрат на захоронение и переработку отходов;

‒ переход от принципа минимизации к принципу оптимизации затрат на захоронение отходов (установление единого тарифа на захоронение отходов на всей территории конкретного региона);

‒ обеспечение финансовой самостоятельности и устойчивости полигонов отходов (предприятия накапливать необходимые фонды и осуществлять целевое использование этих фондов);

‒ взаимную увязку инвестиционного, инновационного и эксплуатационного циклов полигонов отходов и других объектов, связанных с обращением с отходами, должна обеспечиваться механизмами совершенствования управления отходами;

‒ создание системы, обеспечивающей управляемость потоков отходов во всем регионе и стимулирующей полигоны к развитию.

Новые организационно-экономические схемы управления отходами в регионе предполагают также, что и платежи за размещение отходов будут поступать в предполагаемые к созданию специальные целевые фонды, которые будут расходоваться, в частности, на развитие полигонов и ликвидацию негативных последствий их многолетней эксплуатации.

Таким образом, региональная система управления отходами требует коренного изменения, учитывающего как опыт передовых стран, так и новейшие российские достижения в области переработки и утилизации отходов, а также пересмотра законодательной базы в этой сфере [1].

В России образуется порядка 35–40 млн. тонн твердых бытовых отходов и практически весь этот объем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и не санкционированных свалках, и только 4–5 % вовлекается в переработку. Существующая система управления отходами в России ориентирована преимущественно на их захоронение на полигонах.

По данным регионального кадастра отходов в ХМАО-Югре ежегодно образовывается более 3 млн. тонн отходов производства и потребления, из них 45 % — промышленные отходы, 30 % — коммунальные, 10 % — древесные, 15 % — прочие отходы. Фиксируется большой объем накопленных отходов бурения (1515 шламовых амбаров — на 1 января 2014 года) при недостаточных темпах их рекультивации (порядка 300 шт. в год) и недостаточных мощностях объектов обезвреживания и переработки отходов бурения.

На территории г. Нефтеюганска ежегодно образуется 50–60 тыс. тонн твердых бытовых отходов, которые подлежат обязательному сбору, вывозу и утилизации.

Основной объем работ по сбору и вывозу ТБО и КГО от жилищного фонда и объектов инфраструктуры производит ООО «Спецкоммунсервис», а также ЗАО «Экос», ОАО «Силуэт», Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие «Универсал Сервис», ОАО «Нефтеюганск-Сервис», ИП Дмитриев Я. М.

На территории г. Нефтеюганск применяется контейнерный метод сбора ТБО. Контейнеров для раздельного сбора отходов в настоящее время в городе нет. Отходы вывозятся из города ежедневно. Для транспортирования твердых бытовых отходов используется специализированный транспорт: различные мусоровозы и самосвалы. Твердые бытовые отходы вывозятся для захоронения на полигон твердых бытовых отходов (ТБО).

В результате произведенных расчетов нормативов образования отходов установлено, что на предприятие ООО «Спецкоммунсервс» за 2013–15гг. образуются отходы в следующих объемах:

I класс опасности — 0,124 т, 0,187 т; 0,189 т соответственно в 2013, 2014, 2015 годах;.

II класс опасности — в 2013, 2015 годах нет таких отходов, в 2014 г. — 1,282т;

III класс опасности — 9,475 т в 2013 г; 9,556 т; 8,980 т соответственно, в 2014 и 2015 гг.

IV класс опасности — 39,297 т в 2014году и 68,8 т в 2015 году. В 2013 году отходов этого класса опасности не было.

V класс опасности — 311,234 т в 2013 году и 359,229 т в 2015 году. В 2014г. отходов этого класса опасности не было.

Отходы 1,2, 3, частично 4 классов опасности от собственного производства (ртутные люминесцентные лампы отработанные, аккумуляторы свинцовые отработанные, фильтры масляные, различные масла отработанные, обтирочный материал, песок, загрязненный маслами, покрышки отработанные, остатки и огарки стальных сварочных электродов, лом черных металлов несортированный) передаются специализированным предприятиям для дальнейшей утилизации (ООО «Экопром», г. Нягань).

Отходы 4 и 5 классов опасности от собственного производства частично используются на предприятии, в большинстве своем — подлежат захоронению на полигоне ТБО.

На основании определенных нормативов образования отходов, а также с учетом их видов, классов опасности, площадью (объемом) объекта их размещения и экологической ситуацией в регионе предприятию установлены лимиты на размещение отходов.

Основой радикального решения проблемы твердых бытовых отходов является их промышленная переработка, обеспечивающая комплексное решение вопросов обезвреживания, утилизации и ликвидации отходов. Оптимальное решение экологических вопросов — как за счет создания малоотходного производства и уменьшения нагрузки на окружающую среду, так и за счет существенной экономии природных ресурсов и энергии при создании вторичной продукции из отходов в смежных отраслях промышленности.

Необходимо вести активную работу с населением, а именно:

‒ доводить информацию по селективному сбору отходов в виде раздаточного материала, рекламных стендов;

‒ задействовать все механизмы сортировки вторсырья: недостаточно установки контейнеров во дворах, должны быть открыты пункты приема по всем видам отсортированных отходов;

‒ проводить разъяснительные акции по предотвращению образованию стихийных свалок, привлекая средства массовой информации, политические партии, общественные организации;

‒ распространять раздаточный материал, рекламные брошюры о пунктах приема вторсырья;

‒ оборудовать все мусорные площадки контейнерами закрытого типа;

‒ воздействовать на дачные товарищества, гаражные кооперативы, которые в большинстве случаев не заключают договора со специализированными организациями на вывоз и утилизацию отходов;

‒ строить заводы (маленькие станции) по переработке/сжигании мусора, с целью уменьшения объемов отходов, которые отвозятся на полигон.

Литература:

  1. Лопатин В. Н. Менеджмент и маркетинг в экологии. — М.: Наука, 2011. — 132 с.
  2. Васина М. В., Бруева О. Ю. Пути решения проблем в области обращения с отходами. Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 90–91

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle