Библиографическое описание:

Соловьева И. А. Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 382-384.



В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Ключевые слова: школьная театральная педагогика, мотивация, элементы творчества, образовательная среда урока, ситуация реального общения, активность обучающихся

Дидактика в современном мире уделяет большое внимание организации активной деятельности самих обучающихся. От степени их активности зависит эффективность овладения иностранным языком, вовлечение их во все виды речевой деятельности, чтобы они как можно больше слушали, говорили, читали и писали на английском языке.

Эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком развивают учеников, прежде всего логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень. Есть все основания полагать, что занятия иностранным языком способствует постепенному увеличению объема памяти. В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языковым материалом стоят сложные (хотя и внутренне неосознанные) процессы, построенные не на имитации, а на обобщении. Установлено, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра [1].

В ситуации искусственной иноязычной среды, потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком для общения вызывает трудности как для учителя, так и для учеников. От учителя требуется творческий подход к решению учебно-воспитательных задач. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы она была не только интересной и вызывала высокую мотивацию, обеспечивающую активность на уроке, но и сохраняла бы свое воздействие во внеурочное время.

Поиски педагогов-практиков и теоретиков (А. В. Брушлинский, И. А. Зимняя, А. М. Матюшкин), занимающихся теорией проблемного обучения, привели к пониманию необходимости применения театральной педагогики, которая охватывает основные аспекты продуктивного взаимодействия и творческого процесса. На помощь учителю, в формировании положительной мотивации обучаемых, приходят разработанные и апробированные приемы и методы театральной педагогики. Применение средств театральной педагогики на занятиях по иностранному языку является актуальным и необходимым, так как способствует реализации следующих целей:

− формирование навыков общения на иностранном языке;

− воспитание творческого отношения к изучению иностранного языка;

− формирование умения пользоваться иностранным языком для достижения своих целей (выражения мыслей, чувств, эмоций, намерений) в ситуациях, приближенных к ситуациям реального общения на иностранном языке, а также в искусственно созданных ситуациях [2].

«Театральная педагогика — это целостная система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающих в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах, и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах» [3].

Под понятием школьная театральная педагогика мы понимаем многообразие форм и методов театральной работы с детьми. Школьная театральная педагогика решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи, присущие педагогической практике.

Театральные методики, внедряемые непосредственно в уроки иностранного языка, внеурочная деятельность; театрализации, игровые тренинги на изучаемом языке; постановки спектаклей, инсценировок, миниатюр; участие в фестивалях — все это является основной формой театральной педагогики в школе.

В ходе использования творческого подхода, каким является школьная театральная педагогика, представляется возможным удовлетворение основных потребностей детей в начальной школе: в движении, ощущении безопасности, потребности в похвале, рисовании, мимике, конструировании и т. д.

Современной театральной педагогикой предлагаются эффективные приемы обучения групповому взаимодействию. Групповая форма организации учебного процесса способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, учит объективной оценки себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, делает занятие насыщенным, интересным. У детей появляется возможность помогать друг другу, успешно корректировать высказывания, а также важнейший аспект воспитания- умение понимать другого человека.

В обучении общению на английском языке, как и на любом другом иностранном языке, мы должны учитывать внутреннюю мотивацию ученика. Нужно вызвать потребность, желание говорить. Вот здесь и необходимо использовать в качестве стимулов театральную деятельность, которая бы вызывала у ребенка потребность «выразить себя», приобщиться к обучению на изучаемом языке путем использования реальных ситуаций. В использовании театрализации учитель всегда будет развивать говорение как вид речевой деятельности. А также все три части составляющие его структуру:

− мотивационно-побудительную (потребность выразить мысль);

− аналитико-синтетическую (формирование мысли);

− исполнительскую (проговаривание, внешнее оформление высказывания) [5, c. 132].

В театральной постановке на начальном этапе, когда требуется работа над сценарием, нужно отобрать материал вызывающий интерес, учесть качество литературного источника. Сложность постановки должна отражать возраст учащихся. В противном случае, работа над сценарием может осложниться равнодушным отношением к нему.

В качестве положительного примера, приведем отбор литературных героев и постановку спектаклей на английском языке на собственном опыте работы в начальной школе.

В рамках программы внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы в 2015–2016 учебном году были отобраны и проведены следующие мероприятия:

  1. Спектакль «Питер Пен» для учеников 4 классов;
  2. Театральная постановка «Алиса в стране чудес» для учеников 3 классов;
  3. Спектакль «Красная шапочка» для учеников 3 классов;
  4. Спектакль-сказка «Волк и семеро козлят» для учеников 2 классов.

Процесс работы над выбором героев, а в последствии и над спектаклями, помог ребятам раскрепоститься, избавиться от страха как коммуникативного барьера, улучшил способность к рефлексии. Во время рабочих встреч на репетициях нам удалось создать атмосферу доверия друг другу, кабинет английского языка превратился из просто объединением дополнительного образования, а местом встречи друзей по интересам. В прошедшем учебном году с постановкой спектакля «Питер Пен» на английском языке мы приняли участие в Региональном фестивале «Английского языка», который прошел в городе Апрелевка. Важно подчеркнуть, что в процессе подготовки к фестивалю родители невольно стали соучастниками образовательного процесса, что положительно отразилось на общении родителей и детей.

В начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке в устной и письменной форме. При этом существенная часть учебного времени тратится на формирование произносительных, графических, орфографических, лексических и грамматических навыков, успешность формирования которых существенно различается в зависимости от используемых технологий обучения [4].

В работе над материалом постановки, сценарием, нужно помнить, что важную роль играет учитель. Ему необходимо обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического и лексического оформления высказывания. Очень важно, чтобы такая тренировка не носила формальный характер. Во время проведения тренировки, нужно чтобы каждый принял в ней участие и был активен в этой форме деятельности по выработке произносительных навыков на английском языке. Необходимо научить слышать и точно имитировать услышанное.

Стоит заметить, что помимо говорения как средства речевой деятельности в подготовке и работе над сценарием, чтение вслух служит средством совершенствования произносительных навыков учащихся и прежде всего обучения интонации. Как правило, в подготовке к театральному действию, инсценировке, фестивалю всегда возможность отработать основные коммуникативные типы высказываний (вопросов, приказаний, просьб, восклицаний и др.)

Для лучшего овладения лексикой можно подобрать или составить диалоги мини-спектакля, миниатюры с определенной тематикой, где обучающийся многократно встретит изучаемое слово в разных сочетаниях и, таким образом лучше закрепит его звуковую и графическую формы. С учениками 2-ых классов выполнение игровых заданий в образе животных и сказочных героев помогает детям лучше овладеть изучаемой лексикой по теме «Животные», активно участвовать в процессе обучения.

Еще один приемом школьной театральной педагогики является театральная игра на уроках английского как средством самореализации ребенка. Если на уроках в начальной школе использовать этот прием, то учителю будет легче сформировать готовность к творчеству, к более легкой адаптации в современном мире. К такому виду игр можно отнести игру «Первое знакомство», «Издание журнала мод. Демонстрация моделей (по теме «Одежда»). Любой показ моделей и первая презентация журнала это всегда мини-спектакль. Источником инноваций здесь выступают сами дети. Подобные задания позволяют детям развить творческое мышление, креативные способности, побудят их к большей самостоятельности в ряде задач театральной педагогики в качестве импровизации.

Конечно важно помнить, что при всей привлекательности и эффективности приемов и методов театральной педагогики, только чувство меры всегда будет удерживать свежесть эмоционального воздействия на учеников.

Приемы и методы театральной педагогики, все без исключения, относятся к активным формам обучения. Они могут быть использованы учителем в различных учебных ситуациях: в процессе обучения идет вовлечение в тематику урока, повышается мотивация к изучению английского языка, активизация творческого потенциала учащихся.

Литература:

  1. Беляев Г. А. К диалектике творческих элементов в деятельности педагога. // Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста. Ярославль, 1983.
  2. Булатова О. С. Использование возможностей театральной педагогики в процессе становления личности учителя: Диссертация канд. пед. наук, Тюмень, 1999.
  3. Климова Т. А., Косинец Е. И., Никитина А. Б. Возможности театральной педагогики в контексте новых образовательных стандартов // Вестник Московского образования. 2013. № 11.
  4. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М, 1991.
  5. Рогова Г. В., И. Н. Верещагина Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. // Просвещение 1998 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle