Библиографическое описание:

Лысиченкова С. А. Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 361-366.



В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся, дает определение психолого-педагогического сопровождения этой деятельности, рассматривает его функции и принципы его организации, обосновывает необходимость такого сопровождения учебно-издательской деятельности учащихся, описывает этапы организации психолого-педагогического сопровождения, рассматривает профессионально-личностные качества, которыми необходимо обладать педагогу для успешного сопровождения деятельности учащихся, значимость личностно-гуманной ориентации педагога для организации учебно-издательской деятельности школьников.

Ключевые слова: учебно-издательская деятельность, учебное пособие, психолого-педагогическое сопровождение, личностно-гуманная ориентация, сотрудничество, индивидуальные особенности

Тенденции развития, присущие современному обществу, влекут за собой изменение целей и задач обучения, стимулируют к улучшению содержания, развитию методов и совершенствованию средств обучения.

На современном этапе для образования по-прежнему актуальной остается идея индивидуально-личностного развития учащихся. Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и создавать новые цели, новые средства, новые возможности осуществления собственных замыслов, т. е. быть автором своей жизни и деятельности. Этому в большой степени может способствовать такой вид общественно значимой деятельности как проектная деятельность учащихся.

В основу метода проекта положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности [4]. В нашем исследовании рассматривается организация учебно-издательской деятельности учащихся, осуществляемой в проектной технологии.

Нами было предложено понимание учебно-издательской деятельности (УИД) как процесса создания учащимися при сопровождении учителя учебных пособий по предметам. В нашей работе учебное пособие — это материалы, специально созданные учащимися и использующиеся в качестве дополнительного дидактического средства по предмету; включают учебные задания, задания для самоконтроля, иллюстрации.

В процессе исследования разработана модель организации учебно-издательской деятельности учащихся. Организация УИД включает триосновных этапа: мотивационный этап; этап реализации, состоящий из двух фаз: подготовки к УИД и изготовления пособия; этап практического использования пособия в учебной деятельности. Модель организации УИД учащихся представлена в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1

Мотивационный этап

Содержательно-целевой блок

Привлечение учащихся к реализации УИД

Организационно-практический блок

Демонстрация готовых пособий учителей для учащихся экспериментальных классов

Контрольно-оценочный блок

Мониторинг уровня мотивации потенциальных участников, решение о дополнительных усилиях по привлечению к УИД

Таблица 2

Этап реализации

Фаза подготовки

Фаза изготовления

Содержательно-целевой блок

Подготовка учащихся к реализации УИД

Выпуск учебного пособия, пригодного для применения в учебном процессе

Организационно-практический блок

Формирование опыта участия в групповой работе, работа с текстом, подготовка сообщений, докладов и т. д., использование ситуаций самопроверки, самоанализа

Выбор учащимися темы, типа, содержания пособия, составление учащимися заданий, оформление пособия

Контрольно-оценочный блок

Оценка степени сформированности умений и навыков, необходимых в УИД

Проверка содержания пособия, орфографии, оформления и т. д.

Таблица 3

Этап практического применения

Содержательно-целевой блок

Определение степени пригодности пособия

Организационно-практический блок

Апробирование пособия в урочной и внеурочной деятельности, корректировка и доработка пособия с последующим выпуском исправленного варианта

Контрольно-оценочный блок

Оценка пособия учащимися и учителями при применении в учебном процессе

Под руководством учителя в учебном процессе осуществляется подготовка учащихся к УИД (предпринимаются усилия по развитию умения обсуждать, слушать собеседника, планировать работу; владению основными мыслительными операциями; развитию умения работать с источниками информации; навыками самопроверки, самоанализа). Затем учитель организует УИД учащихся с опорой на максимальную самостоятельность учеников, сотрудничество учащихся между собой и с учителем, психолого-педагогическое сопровождение.

В УИД учащиеся продолжают овладевать основными мыслительными операциями, работать с источниками информации, обсуждать, планировать работу, работать в группе и т. д. Учебно-издательская деятельность может осуществляться в рамках любого предмета.

В силу того, что учащиеся недостаточно владеют навыками самостоятельной работы, операциями, которые востребованы для выполнения учебно-издательской деятельности, необходимо психолого-педагогическое сопровождение этой деятельности.

Исследователи и практики (Л. В. Байбородова, М. И. Рожков, Т. М. Александрова, Г. В. Куприянова и др.), занимающиеся изучением и организацией психолого-педагогического сопровождения, рассматривают его в разных аспектах:

− как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка;

− как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач;

− как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;

− как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися;

− как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Психолого-педагогическоесопровождение УИД — это комплекс целенаправленных педагогических действий, помогающих ученику подготовиться к УИД, осуществлять множественные выборы на разных этапах деятельности и успешно довести выбранный вид деятельности до результата.

М. И. Рожков различает две группы функций психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности ученика: целевые и инструментальные [5].

Целевые функции:

развивающая. Реализацией данной функции является создание педагогами ситуаций развития, которые способствуют появлению новообразований в личностных качествах ученика и раскрытию его потенциалов, отражающих его индивидуальность. В УИД данная функция реализуется в создании ситуаций выбора для учащихся, в организации смены выполняемых ролей, т. к. при выполнении различных ролей ученик осваивает новые умения и навыки, развивает разные способности, происходит саморазвитие школьника;

психолого-педагогической поддержки, т. е. организации совместного с учащимися процесса определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем) (О. С. Газман). Реализация данной функции предполагает опору на наличные силы и потенциальные возможности ученика, и веру педагога в эти возможности. В УИД функция реализуется в совместном с учащимися выявлении их способностей и интересов, создании ситуации успеха, поддержке веры учащихся в свои силы, ситуациях выбора, когда ученик должен осознанно принять решение;

психолого-педагогической помощи. Под психолого-педагогической помощью понимается реальное содействие ученику в преодолении возникающих у него трудностей. Реализация данной функции предполагает выявление потребности учащегося в психолого-педагогической помощи, определение меры этой помощи (степени вмешательства), оказание помощи как через действия ученика, так и через действия учителей, классного руководителя, одноклассников, взрослых. В УИД эта функция реализуется в организации помощи учащимся при недостаточной сформированности у них необходимых для УИД умений и навыков (например, организация тренировочных упражнений), организация помощи этим учащимся со стороны других участников УИД при возникновении трудностей в работе над пособием.

Инструментальные функции:

диагностическая. Реализация данной функции предполагает выявление причин возникающих у учащихся проблем и затруднений, выбор наиболее подходящих педагогических средств и создание благоприятных условий для решения школьниками имеющихся у них проблем. В УИД эта функция реализуется в определении степени развития у учащихся умений и навыков, востребованных в УИД, выявлении способностей участников, и нахождении средств, помогающих ребенку решать возникающие проблемы;

коммуникативная. Реализация этой функции предполагает соответствующую подготовку учащихся к общению, к установлению контакта между субъектами психолого-педагогического сопровождения, совместное переживание проблемы, поиск ее решения, постоянное уточнение ролей участников коммуникации. В УИД эта функция реализуется в организации учителем совместного установления правил обсуждения, создании комфортной атмосферы, обсуждения результатов участниками УИД;

организаторская. Реализация образовательных проектов ученика предусматривает оказание помощи со стороны взрослых, специальную организацию образовательной среды ученика, что предполагает использование педагогом ситуаций, действий, предусматривающих постоянное поддержание интереса к учению и развитие самообразования учащегося. Реализация этой функции предполагает организацию действий не только самого ученика, но его родителей, одноклассников, а также координацию деятельности педагогов, психолога и других специалистов, взаимодействующих с ребенком, обеспечивающей достижение намеченных целей и реализацию проектов. В УИД эта функция проявляется в организации учителем условий для эффективного осуществления УИД учащихся;

прогностическая. Это обоснование определенного прогноза изменений, которые могут произойти в образовательной деятельности ученика, в его достижениях, базирующегося на проведенных диагностических данных, также определение на основе выявленных интересов, возможностей и склонностей ученика его образовательных и профессиональных перспектив. В УИД эта функция проявляется в прогнозировании изменений познавательного интереса, познавательной мотивации учащихся в ходе работы над пособием.

Л. В. Байбородова, анализируя в своей монографии особенности организации психолого-педагогического сопровождения, подчеркивает необходимость соблюдения следующих принципов [2]:

непрерывности, системности ипреемственности сопровождения (в УИД этот принцип проявляется в целенаправленности в организации психолого-педагогической поддержки ученика; выстраивании системы целей и задач с учетом возраста, индивидуальных особенностей, результатов деятельности школьника; в поэтапном развитии самостоятельности, освоении способов самоорганизации ученика; постоянного развития средств стимулирования самообразования ученика с учетом его опыта и достижений);

оптимистической стратегии (М. И. Рожков) (в УИД этот принцип реализуется в выявлении мотивов учащихся, их способностей, что позволяет проявить их сильные стороны в УИД; в организации обсуждения результатов работы, в ходе которого ученик может выразить свое мнение; в создании ситуации успеха);

опоры на обученность иобучаемость ученика (в УИД это проявлялось в диагностике уровня знаний и умений, необходимых для работы над пособием; в оказании индивидуальной помощи ученику без подавления его активности и инициативы);

учета исоблюдения личных образовательных ипрофессиональных интересов ипланов учащегося (в УИД это проявлялось в диагностике индивидуальных способностей и интересов учащихся; вовлечении учащихся в различные виды работы над пособием в зависимости от выбранных ими ролей);

обеспечения субъектной позиции ученика (в УИД это проявляется в постановке учащимися целей своей деятельности; в самостоятельности, активности ученика; в способности самостоятельно делать выбор на разных этапах работы; в рефлексии результатов своей деятельности);

гибкости ивариативности деятельности (в УИД этот принцип проявляется в оперативном реагировании на появление трудностей при работе над пособием, выборе степени вмешательства в деятельность ученика в зависимости от его возможностей для ликвидации трудностей).

Проведенный анализ работ по организации психолого-педагогического сопровождения и проецирование его на УИД позволяют выделить в нем следующие этапы:

  1. диагностика (определение индивидуально-типологических особенностей учащихся, их склонностей);
  2. проектирование условий (развитие умений и навыков, востребованных в УИД в ходе учебного процесса);
  3. консультирование:

− при выборе участниками темы, типа, содержания пособия; ролевого репертуара, в наибольшей степени соответствующих особенностям учащихся и т. д.;

− при обсуждении плана деятельности по выпуску пособия, составлении заданий, обсуждении промежуточных результатов и итогового продукта;

− при проверке полученных результатов;

− при оценивании готового пособия после его выпуска и в процессе использования в учебной деятельности.

Профессионально важным качеством педагога в УИД представляется личностно-гуманная ориентация. Для реализации личностно-гуманной ориентации педагога в УИД учащихся учителю важно обладать: умением вдохновить учащихся на нетипичную для них деятельность, умением поддерживать веру учащихся в свои силы (при выборе учащимися роли, не полностью соответствующей их личностным способностям и индивидуальным возможностям), уважением к личному опыту учащихся (учащиеся в своей работе используют не только знания, умения, навыки, приобретенные в процессе учебной деятельности, но и те, которые они получили в результате занятий в кружках, студиях, школах искусств, на различных курсах).

Каждое из обозначенных профессионально-личностных качеств учителя находит свое проявление в УИД, например:

− умение вдохновить учащихся, то есть увлеченно рассказать о предстоящей работе, не оставаться равнодушным к предложениям учащихся, к проявлениям их фантазии;

− умение поддерживать веру учащихся в свои силы, то есть готовность уделить внимание каждому ученику, похвалить за успех, даже незначительный, поддержать ученика при неудаче, дать шанс исправить неудачно выполненную работу;

− уважение к личному опыту учащихся, то есть создать возможность для каждого учащегося высказаться и быть услышанным;

− готовность к сотрудничеству, к сотворчеству, то есть стремление оказать помощь в выполнении учащимися творческой работы, совместно обсудить результаты работы, проверить работу, дать совет, если учащиеся в этом нуждаются.

Для организации учебно-издательской деятельности учащихся педагог должен владеть необходимыми процедурами (создание условий для возникновения интереса учащихся к учебно-издательской деятельности, подготовка учащихся к учебно-издательской деятельности, организация учебно-издательской деятельности, психолого-педагогическое сопровождение учебно-издательской деятельности учащихся, диагностика эффективности учебно-издательской деятельности учащихся).

Для продуктивности взаимодействия учителя и учащихся в процессе УИД наиболее значимы следующие моменты:

− комфортная атмосфера для работы;

− деловой настрой всех участников-партнеров: организация обстановки доброжелательности, взаимопомощи, рационального построения работы;

− ситуация успеха для каждого участника. Учитель помогает учащимся выбрать вид работы, в котором они смогут добиться наибольшего успеха, где они могут наилучшим образом применить свои способности. Успех в выбранном виде деятельности напрямую зависит от адекватного выбора роли, которую учащиеся будут выполнять. От этого выбора зависит и качество выполнения работы, степень творчества, степень удовлетворенности выполненной работой;

− ситуация выбора для участников;

− творческий подход к работе. Учебно-издательская деятельность не является строго регламентированной ни по времени выполнения работы, ни по содержанию, ни по объему. Учащиеся работают не по шаблону, находят нестандартные решения, необычные формы предъявления заданий, проявляют фантазию, смекалку;

− смена выполняемых учащимися ролей; необходимо, чтобы учащиеся в ходе УИД все-таки пробовали выполнять разные роли;

− использование личного учебного опыта учащихся при работе над учебным пособием. Важно, чтобы учебный опыт учащихся стал основой издательской деятельности;

− регулярная самопроверка и взаимопроверка учащимися выполненной работы.

В плане проверки гипотетического утверждения о влиянии учителя на УИД учащихся, можно констатировать следующее. Так как базовым условием для организации и осуществления УИД является комфортная атмосфера, во многом определяющая успех деятельности, то профессионально важным качеством представлялась личностно-гуманная ориентация педагога. Значимость этой позиции подтвердилась, однако, как показала практика, более успешно сопровождали УИД учащихся учителя, которые в дополнение к определенным личностным качествам (доброта, чувство юмора, терпение, такт, оптимизм, открытость, эмпатия, принятие учащегося, готовность к сотрудничеству, к сотворчеству) имели личный опыт издательской деятельности; чьи учебные пособия имели практическое применение в данном образовательном учреждении и в других ОУ города, те, кто мог передавать свой опыт учащимся.

В ходе эксперимента были установлены правила осуществления психолого-педагогического сопровождения учебно-издательской деятельности учащихся. В ходе психолого-педагогического сопровождения учебно-издательской деятельности учащихся учителю необходимо:

− выстраивать систему целей и задач с учетом возраста, индивидуальных особенностей, результатов деятельности школьника;

− поэтапно развивать самостоятельность, освоение способов самоорганизации ученика;

− постоянно развивать средства стимулирования самообразования ученика с учетом его опыта и достижений;

− оперативно реагировать на появление трудностей при работе над пособием, выборе степени вмешательства в деятельность ученика в зависимости от его возможностей для ликвидации трудностей.

Литература:

  1. Александрова Т. М. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки индивидуальных образовательных траекторий: Автореф. дисс. уч. степ. докт. пед. наук. — Тюмень, 2006.
  2. Байбородова Л. В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников: монография / Л. В. Байбородова. — Ярославль; М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. — 86 с.
  3. Куприянова Г. В. Модель организации психолого-педагогического сопровождения сельских школьников // Индивидуально-ориентированное обучение и воспитание сельских школьников / Под ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — Ярославль, 2007. — С. 12–19.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2005. — 270 с.
  5. Рожков, М. И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности / М. И. Рожков // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: Материалы междунар. науч. конф.: В 2 т. — Ярославль, 2005. — Т. 1. — С. 3–8.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle