Библиографическое описание:

Горохова Ю. В. Организационно-педагогические условия социально направленных коллективно-творческих дел во внеурочной деятельности младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 330-332.



В данной статье описаныорганизационно-педагогические условия коллективно-творческих дел (КТД) младших школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, КТД, младший школьник, методы, приёмы

Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе обеспечивается всестороннее развитие личности и создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Укреплению детского коллектива способствует социальное направление внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность — это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время [6, с. 27].

Направление внеурочной работы, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, коллективно-творческие дела, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно-полезная деятельность школьников уже в начальных классах должна учить детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Какие же существуют организационно-педагогические условия социально направленных коллективно-творческих дел во внеурочной деятельности младших школьников?

Организационно-педагогические условия — это совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающая успешное решение образовательных задач:

− совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач [3, с. 4].

− совокупность возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности [1, с. 235].

Коллективные творческие дела могут быть организованы с помощью различных методов и приемов. На каждом этапе проведения КТД применяются специфические методы и приёмы.

Приём — практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности (gramota.ru).

Метод — это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач (gramota.ru).

Методы и приёмы очень разнообразны. При проведении КТД можно использовать следующие методы и приемы:

  1. мозговой штурм (мозговая атака) (метод);
  2. сюжетно-ролевая игра (метод);
  3. киностудия (метод);
  4. работа в микрогруппах (прием);
  5. сбор совета дела (организационный прием);
  6. коллективное обсуждение (организационный прием);
  7. банк идей (прием);
  8. отбор идей (прием).

Мозговой штурм — новаторский метод решения проблем; максимум идей за короткий отрезок времени; обмен учащихся индивидуальными мнениями в группе и нахождение наилучшего варианта решения проблемы [4, с. 341].

Сюжетно-ролевая игра (метод) — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения [4, с. 345].

Киностудия — это метод, в котором дети разбиваются на творческие коллективы киностудий. Придумывают название студии, жанр фильма, который будут «снимать»; тему сюжета и название фильма. Все эти задания они выполняют как можно быстрее и по команде учителя рассказывают о выполнении задания. Затем учащиеся все вместе пишут сценарий, распределяют роли и обязанности, «ставят» свой фильм и показывают его всем. Фильм оценивает жюри и другие команды. Учителю остается внимательно наблюдать и оценивать организаторские и творческие способности детей [2, с. 69].

Работа в микрогруппах — один из эффективных приемов формирования групп с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу.

Сбор совета дела (организационный прием) — сбор совета, в который входят представители каждого микро-коллектива. Здесь определяются задачи и функции каждого члена совета и всех участников.

Продажа идей (прием) или аукцион — такой прием, когда предлагается множество необычных идей. Идея продаётся в присутствии многих желающих покупателей. Её цена определяется в процессе того, как ребята демонстрируют свою идею. Учащиеся должны проявить свои профессиональные способности и выделить в идее педагогически эффективные приёмы и методы организации КТД, а также отдать предпочтение в виде покупки лота представленного на аукционе. Например, мы покупаем этот лот потому, что педагогический приём является эффективным средством формирования таких психических процессов как мышление и т. д. [5, с. 3].

Банк идей (прием) — набор возможных предложений по решению какой-либо проблемы или задачи.

Существует несколько этапов подготовки и проведения КТД:

  1. Задумка, накопление идей, выдвижение цели и задач. На данном этапе можно использовать следующие приёмы: «продажа идей» и «мозговой штурм».
  2. Коллективное планирование. Здесь ребята отбирают идеи к осуществлению дела, выбирают «совет дела», определяют задачи и функции каждого члена совета, всех участников и приглашенных гостей.
  3. Оповещение и доведение всех идей и содержание дела до сведения всех участников и гостей.На этом этапедети могут использовать необычные афиши и другие формы оповещения — театрализацию, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создаётся атмосфера ожидания.
  4. Распределение поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам и индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.
  5. Проведение самого дела. Здесь учащиеся выполняют несколько шагов:сбор и представление гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания, аттракционы, сюрпризы, символические сувениры.
  6. Подведения итогов.Все участники по кругу высказывают свое мнение: что было хорошо, что — не очень, что получилось лучше всего, что хуже, как надо было делать и т. д. Далее учитель анализирует проведённое дело и планирует деятельность на будущее.

КТД имеет огромное влияние на личность каждого ребёнка, поскольку является способом организации яркой мечтой и радостью жизни и в тоже время, является основным воспитательным средством. Мы предполагаем, что в КТД любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что организационно-педагогические условия представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм и методов целостного педагогического процесса, лежащих в основе управления развитием педагогического процесса. Во внеурочной деятельности коллективные творческие дела могут быть организованы с помощью таких методов, как: мозговой штурм, сюжетно-ролевая игра, киностудия. Эффективны в этой работе следующие приёмы: работа в микрогруппах, сбор совета дела, коллективное обсуждение, банк идей, отбор идей.

Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых организационно-педагогических условий социально направленных коллективно-творческих дел во внеурочной деятельности младших школьников.

Литература:

  1. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография /В. А. Беликов. – М.: Владос. — 2004. — 357 с.
  2. Григоренко Ю. Н. КТД, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования / Ю. Н. Григоренко. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. — М.: 2004г. — 267 с.
  3. Козырева Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры/ Е. И. Козырева // Козырева, Е. И. Методология и методика естественных наук. — Вып.4. — Сб. науч. тр. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 24 с.
  4. Селевко Г. К. Групповые формы учебной деятельности. Энциклопедия образовательных технологий/ Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 2005. — 535 с.
  5. Таланова С. М. Аукцион педагогических идей [Электронный ресурс] //http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/04/04/auktsion-pedagogicheskikh-idey (Дата обращения: 11.05.2016 г.).
  6. Федеральный государственный стандарт НОО (от 9 октября 2009 г. Приказ № 373). Изменения от 26 ноября 2010 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle