Библиографическое описание:

Матвеев А. С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 399-401.



В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования КУУД средствами мини-футбола. В исследовании получены достоверные результаты прироста уровня сформированности КУУД у школьников под воздействием разработанных приемов и способов.

Ключевые слова:коммуникативные универсальные учебные действия, формирование, дополнительное образование, мини-футбол

В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно [3; 9]. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования провозглашают развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» и означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [3]. Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т. е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий [2; 3; 4; 5; 9], в том числе при организации внеучебной деятельности детей, например, в школьной секции по мини-футболу.

Иными словами, универсальные учебные действия должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности [5; 9].

Особую актуальность данной проблеме придают современные требования к подготовке педагога по реализации ФГОС, в том числе в соответствии с требованиями профстандарта «Педагог» [7; 8]. Будущий учитель обязан уметь формировать у детей данные КУУД в своей профессиональной деятельности [7].

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать средства и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет, занимающихся в секции мини-футбола.

Методы и организация исследования. Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы исследования: анализ научно методической литературы, анкетирование [1], метод педагогического эксперимента, метод педагогического наблюдения, математико-статистические методы обработки результатов.

Исследование проводилось на базе Упоровской МАУ СОШ. В исследование приняли участие 30 человек в возрасте 11–12 лет. Экспериментальная работа осуществлялась в период учебного и тренировочного процесса спортивной команды по мини-футболу с сентября 2015 года по апрель 2016 года.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучив теоретическое и практическое состояние проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников, нами установлено, что УУД являются важнейшей частью образовательного процесса, а так же играют большую роль в сплочении учебного класса, спортивной команды, воспитывают чувство ответственности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Многие авторы рассматривают формирование универсальных учебных действий, как обеспечивающую возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты [3; 6; 9; 10]. Однако, анализ литературы свидетельствует о недостаточных знаниях о формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников в условиях дополнительного образования. Поэтому необходим поиск и экспериментальная проверка средств, методов и комплексов формирования КУУД.

До апробации предлагаемых приемов и средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет, мы провели анкетирование участников эксперимента с целью выявления уровня сформированности данных действий на момент начала исследования.

Результаты проведенного нами анкетирования в начале эксперимента свидетельствуют, что показатели уровня сформированности КУУД колеблются от 11 до 21 балла, где самое низкое значение (взаимодействия в команде — 11 баллов) соответствует нижнему порог среднего уровня. В свою очередь показатели уровня агрессии достаточно высоки, составляют 21 балл и данный показатель свидетельствует о высоком уровне проявления агрессии. Данные показатели достаточно часто встречаются при определении показателей уровня развития некоторых коммуникативных действий школьников 11–12 лет [1], но они недостаточны для юных спортсменов, занимающихся в секции мини-футбола, поскольку влияют на проявления поведенческих ситуаций во время тренировок, соревновательной деятельности, когда спортсмен должен быть предельно сконцентрирован и направлен на достижение общекомандного результата.

Далее нами были подобраны средства и приемы для формирования коммуникативных УУД у школьников в условиях мини-футбольной секции:

  1. сотрудничество со взрослым с распределением функций;
  2. упражнения на построения и перестроения, которые выполняются группами 4–6 человек в шеренге, в круге и т. д.;
  3. отработка технико-тактических умений в мини-футболе: ведение мяча, пас и удар (с подсказками партнеров по выполнению задания);
  4. игра в команде (где тренер предполагает организацию совместного действия юных спортсменов как внутри одной группы, так и между группами, он направляет спортсменов на совместное выполнение задания);
  5. группа делится на подгруппы по 3–6 человек, чаще по 4 человека (задание дается группе, а не отдельному ученику, занятия могут проходить в форме соревнования команд, которые позволяют актуализировать у обучающихся мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности);
  6. игра в мини-футбол, в процессе которой роли распределены;
  7. школьники, получают одно и то же задание (вначале каждый выполняет задание самостоятельно, затем они проверяют правильность выполнения элемента и указывают друг другу на ошибки, если они будут обнаружены);
  8. спортсмены поочередно выполняют общее задание, используя те определенные знания и средства, которые имеются у каждого, отработав элемент показывают его другим спортсменам, и они оценивают технику выполнения, указывают на ошибки;
  9. выполнение роли тренера;
  10. отработать командный элемент группе из 4–6 детей во время свободное от тренировки;
  11. подготовка спортивного праздника для младших школьников (задания, в процессе выполнения которых учащиеся занимаются планированием этапов выполнения, отслеживанием продвижения в выполнении задания, в процессе выполнения задания необходимо соблюдать график подготовки и предоставления материалов, осуществляется поиск необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроль качества выполнения работы),
  12. просмотр соревнований и их обсуждение с обязательным опросом всех юных спортсменов (выслушать точку зрения всех, не выделяя кого-то определенного и давая положительные комментарии по каждому высказыванию),
  13. проведение экскурсий на другой стадион, в гости к другой команде, совместные походы на игры, что способствует формированию навыка установления контакта с тренером и членами команды,
  14. тематические диспуты и беседы.

После внедрения в тренировочный процесс экспериментальных приемов и заданий, мы провели повторное анкетирование с целью определения конечного уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет и провели математико-статистическую обработку результатов эксперимента (табл.1).

Таблица 1

Прирост показателей уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий школьников 11–12 лет

Средний показатель,

Установление контакта со сверстниками

Взаимодействие вкоманде

Проявление лидерских качеств

Уровень самооценки

Уровень агрессии

Разрешение конфликтов

До эксперимента

12±0,13

11±0,83

14±0,33

18±0,33

21±1,13

12±0,63

После эксперимента

15±0,73

14±0,9

16±0,13

21±0,7

16±0,26

14±0,13

Sd

3,63

3,07

2,2

3,3

4,13

1,54

t

3,68

3,7

3,16

3,1

4,08

1,26

tкрит

2,09

2,09

2,09

2,09

2,09

2,09

p

p≤0,05

p≤0,05

p≤0,05

p≤0,05

p≤0,05

p>0,05

Выводы. Проведенный эксперимент по внедрению и апробации экспериментальных приемов и средств формирования отдельных коммуникативных УУД у школьников 11–12 лет, занимающихся в секции по мини-футболу, позволил определить нам их эффективность.

Так, по 6 тестам из 5 получен достоверный статистически значимый прирост показателей УУД (при p<0,05). Лишь в действии «разрешение конфликтов» не обнаружен значимый прирост показателя (при p>0,05). Стоит отметить, что значимо (при p<0,05) снизился уровень агрессии у детей после проведения эксперимента.

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствует о том, что экспериментальные средства и приемы формирования отдельных коммуникативных УУД у школьников 11–12 лет, в условиях дополнительного образования, является эффективными. Следовательно, можно утверждать, что разработанные средства и приемы, могут быть рекомендованы к использованию в тренировочном процессе школьников, занимающихся мини-футболом.

Литература:

  1. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст] / И. Н. Агафонова // Управление начальной школой. — 2009. — № 2. — С. 4–9.
  2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
  3. Дунилова Р. А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Р. А. Дунилова, Л. Г. Бобрикова // Управление начальной школой. — 2013. — № 5. — С. 5–10.
  4. Лебединцев В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] // Управление начальной школой. — 2012. — № 4. — С. 33–45.
  5. Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / Н. В. Осипова [и др.] // Управление начальной школой. — 2010. — № 10. — С. 15–22.
  6. Поливаев А. Г. Достижение результатов обучения по физической культуре в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст] / А. Г. Поливаев, Н. В. Фомичева, И. А. Иргашева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — № 4. — С. 58–60.
  7. Поливаев А. Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурного профиля в условиях требований профессионального стандарта «Педагог» [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2016. — № 2. — С. 143–146.
  8. Поливаев А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.
  9. Фомичева Н. В. Деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в физкультурном образовании младших школьников [Текст] / Н. В. Фомичева, А. Г. Поливаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2014. — № 6. — С. 30–31.
  10. Фомичева Н. В. Развивающее обучение в физкультурном образовании младших школьников [Текст]: монография / Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ишимский гос. педагогический ин-т им. П. П. Ершова». — Ишим, 2011. — 167 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle