Библиографическое описание:

Акишев Д. В. Сравнительный анализ физической и технической подготовленности футболистов различного амплуа в студенческой команде // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 393-395.



В исследовании проведен анализ различий и модельных характеристик игроков различного амплуа в технической и физической подготовке. Выявлены особенности подготовленности игроков и установлены различия по показателям специальной быстроты и скоростной выносливости.

Ключевые слова: футбол, игровое амплуа, физическая подготовка, техническая подготовка, студенческий спорт

В настоящее время для достижения более высоких результатов в игровой и соревновательной деятельности необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки команды как в целом, так и отдельных её звеньев, а также игроков различного амплуа в отдельности [1; 3]. Для этого необходимо искать все более эффективные средства и методы обучения и совершенствования тренировок [2; 4; 10].

На сегодняшний день в футболе все более остро встает вопрос о необходимости раскрытия максимальных индивидуальных физических возможностей, технических и тактических действий игроков [1; 3; 7].

Для эффективной подготовки футболистов в различных игровых специализациях необходимо разрабатывать программу подготовки с учетом их индивидуальных качеств [2; 3; 4; 8], а для этого необходимо провести характеристику физической, технической и тактической подготовки игроков с использованием объективной оценки их действий [1; 5; 6; 7]. Подобные исследования свидетельствуют о влиянии индивидуально-психологических особенностях личности студентов на эффективность различных видов деятельности, в том числе и на спортивной деятельность [7; 8; 9]. Поэтому необходимо провести сравнительный анализ различных качеств и сторон деятельности футболистов. В связи с этим актуальной на данный момент является проблема исследования различий в физической, технической, тактической и психологической подготовки футболистов разных амплуа, решение которой позволит повысить результативность игровых действий в соревновательной и игровой деятельности игроков и команды в целом.

В своем исследовании мы ограничились изучением уровня физической и технической подготовленности студентов-футболистов различного амплуа.

Цель исследования: проанализировать различия в физической и технической подготовленности игроков различных амплуа в студенческой футбольной команды.

Методы и организация исследования. Для решения задач исследования выбраны следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; метод контрольных испытаний; математико-статистическая обработка данных.

Для решения поставленных задач было организовано специальное исследование, которое проводились на базе футбольной команды Ишимского педагогического института им. П. П. Ершова (ИПИ) с февраля по июнь 2016 г. Количество, принимавших участие в исследовании составило 18 человек (4 нападающих, 6 защитников и 8 полузащитников) в возрасте от 18 до 21 года, имеющих 1 юношеский — 2 взрослый разряды.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный на первом этапе эксперимента анализ научно-методических материалов по подготовке игроков различного амплуа в спортивных играх позволил заключить, что, во-первых, в футболе особое внимание должно уделяться индивидуализация тренировочных нагрузок для полевых игроков; во-вторых, среди специалистов существует большое разнообразие мнений по вопросу о ведущих факторах технико-тактического мастерства игроков различного амплуа в футболе; в-третьих, исследований, связанных с разработкой структуры спортивной подготовки игроков различного амплуа в футболе, основанной на контроле индивидуальных показателей физической и технико-тактической подготовленности, в настоящее время выполнено недостаточно.

На следующем этапе эксперимента для выявления уровня подготовленности футболистов различного амплуа нами было проведено контрольное тестирование (табл.1).

Таблица 1

Показатели технической ифизической подготовленности студентов-футболистов

Амплуа*

Ф. И.

Бег сместа, с

Бег 30 мс хода, с

Прыжок вдлину, см

Челночный бег, с

Ведение мяча, обводка стоек иудар по воротам, с

Жонглирование мячом вдвижении, м

6 м

15 м

40 м

3х10 м

5х10 м

н

Др. Н.

1,21

2,54

5,54

3,59

243

6,17

8,20

5,60

39

п

Кн. М.

1,30

2,64

5,79

3,82

225

6,20

9,00

4,23

45

з

Дон. А.

1,22

2,52

5,49

3,63

254

6,15

8,45

8,45

31

н

Фил. А.

1,12

2,31

5,48

3,65

249

6,80

9,30

6,65

41

п

Мак. Д.

1,19

2,45

5,82

3,78

252

6,25

9,55

4,20

38

п

Гор. В.

1,29

2,69

5,89

3,92

231

7,50

10,50

5,50

27

з

Мих. О.

1,24

2,61

5,63

3,60

240

5,15

8,80

7,10

26

п

Д. А.

1,32

2,63

5,91

3,81

248

6,25

9,25

6,35

37

п

Мал. А.

1,34

2,62

5,79

3,73

230

6,40

9,10

5,20

24

з

Уд.Е.

1,12

2,35

5,45

3,49

239

4,98

8,78

6,12

26

з

Вас. И.

1,20

2,57

5,76

3,59

224

6,00

9,10

7,12

45

п

Гл. А.

1,24

2,60

5,86

3,80

235

5,95

9,15

5,02

54

з

Бык. В.

1,16

2,42

5,49

3,51

252

5,43

8,91

7,19

12

п

Ив. Д.

1,32

2,59

5,82

3,88

239

6,78

9,56

6,13

34

н

Саж. В.

1,20

2,49

5,50

3,50

268

5,25

8,91

7,11

28

н

Рач. А.

1,23

2,58

5,53

3,49

254

6,87

9,89

7,22

64

з

Сер. М.

1,20

2,60

5,52

3,52

249

5,97

8,78

6,67

21

п

Мет. А.

1,29

2,68

5,81

3,80

230

7,10

10,0

6,85

11

Средний

1,23 ± 0,06

2,55 ± 0,10

5,67 ± 0,13

3,67 ± 0,12

242,33 ± 12,09

6,18 ± 0,69

9,18 ± 0,63

6,26 ± 1,17

33,50 ± 14,56

* — н — нападающий, п — полузащитник, з — защитник

По полученным результатам мы видим, что уровень развития специальных физических качеств у студентов-футболистов находятся на приемлемом для данной квалификации игроков уровне. По всем беговым тестам стандартное отклонение не значительное, что свидетельствует о статистически одинаковом уровне данных показателей. Однако, в технических тестах (ведение с обводкой, жонглирование) стандартное отклонение достигает 18–43 %, что говорит о достаточно существенных различиях в технической подготовке игроков.

Выделив группы игровых амплуа и определив средние значения, мы выявили следующие различия в технической и физической подготовленности игроков (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей физической итехнической подготовленности игроков различного амплуа

Амплуа

n

Бег сместа, с

Бег 30 мс хода, с

Прыжок вдлину, см

Челночный бег, с

Ведение мяча, обводка стоек иудар по воротам, с

Жонглирование мячом, раз

15м

40 м

3х10 м

5х10 м

Нападающие

4

1,19

2,48

5,51

3,56

253,50

6,27

9,08

6,65

43,00

Полузащитники

8

1,29

2,61

5,84

3,82

236,25

6,55

9,51

5,44

33,75

Защитники

6

1,19

2,51

5,56

3,56

243,00

5,61

8,80

7,11

26,83

В целом, уровень специальной быстроты, координации и прыгучести полузащитников отстает от показателей защитников и нападающих, что на наш взгляд является парадоксальным. Средняя линия в футболе является наиболее физически подготовленной, однако, в нашем исследовании не применялись тесты на изучение уровня развития общей и скоростной выносливости, в которых полузащитники достаточно серьезно должны превосходить партнеров по команде.

Обращает на себя внимание отставание полузащитников в показателе бега на короткие дистанции, т. е. в стартовом разгоне, который также важен в игре для полузащитника. Показатели времени бега на дистанциях 6 м, 15 м и 40 м отличаются в пользу нападающих. Хотя защитники не отстают в показателях бега на 6 м и 30 м с хода. Стоит также отметить превосходство нападающих в показателях в прыжке в длину с места.

Однако, несмотря на преимущество нападающих в тестах на быстроту, в тестах на координацию и специальную быстроту (челночный бег) защитники опережают своих партнеров. Возможно это обусловлено спецификой ведения борьбы на поле и особенностью защитных действий.

С другой стороны, защитники объективно уступают нападающим и игрокам средней линии в показателях по технической подготовленности (обводке и жонглировании).

Выводы. В современном футболе актуальным остается вопрос изучения различных сторон подготовленности игроков разного амплуа и разработки и уточнения модельных характеристик игроков защиты, полузащиты и нападения.

Результаты проведенного исследования показывают, что уровень развития быстроты и взрывной силы игроков полузащиты значительно ниже показателей нападающих, и даже защитников.

При этом показатели у последних двух категорий по беговым тестам почти не отличаются и совпадают (бег 6 м, бег 30 с хода). Более того, игроки защиты опережают остальных в тестах «челночный бег 3х10 м» и «челночный бег 5х10 м». Однако, они значимо уступают нападающим и полузащитникам в технических тестах.

Полученные данные позволяют выработать модельные характеристики игроков различного амплуа студенческой футбольной команды массовых разрядов, а также скорректировать учебно-тренировочный процесс с учетом отстающих показателей подготовленности игроков.

Литература:

  1. Голомазов С. В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства [Текст] / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. — М.: Спорт Академ Пресс, 2006. — 80 с.
  2. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. 3-е изд. — М.: Советский спорт, 2009. — 200 с.
  3. Монаков Г. В. Подготовка футболистов. Теория и практика [Текст] / Г. В. Монаков. — М.: Советский спорт, 2005. — 288 с.
  4. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст] / В. Н. Платонов. — Киев: Олимпийская литература, 1997. — 583 с.
  5. Поливаев А. Г. Автоматизированная система оценки коэффициента полезности игрока в мини-футболе [Текст] / А. Г. Поливаев // Омский научный вестник. — 2015. — № 4(141). — С. 219–224.
  6. Поливаев А. Г. Анализ показателей соревновательной деятельности мини-футболистов на чемпионате Европы на основе расчета коэффициента полезности игрока (КПИ) [Текст] / А. Г. Поливаев // Теория и практика физической культуры. — 2016. — № 9. — С. 75–77.
  7. Поливаев А. Г. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов — мини-футболистов с показателями эффективности соревновательной деятельности [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 593–596.
  8. Поливаев А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей. отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 46–47.
  9. Поливаев А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.
  10. Швыков И. А. Футбол в школе [Текст] / И. А. Швыков. — М.: Терра Спорт, Олимпия Пресс, 2002. — 144 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle