Библиографическое описание:

Першина Н. В., Угрюмова С. В. К вопросу о туристской привлекательности территории // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 187-189.



В статье раскрывается понятие туристской привлекательности территории как важнейшей составляющей развития сферы туризма. Рассматриваются взаимосвязь туристской привлекательности территории с категорией туристский потенциал, факторы туристской привлекательности. Делаются выводы о том, что туристская привлекательность базируется на туристском потенциале территории, способствует росту её конкурентоспособности, превращению туристского предложения в спрос, связана с различными видами её оценки и является результатом всего предыдущего развития территории.

Ключевые слова: сфера туризма, туристская привлекательность территории, туристский потенциал, туристские ресурсы, туристский спрос, туристское предложение, факторы туристской привлекательности

Важнейшей задачей развития сферы туризма Российской Федерации является рост въездного и внутреннего туристского потока, так как это позволит обеспечить приток финансовых средств, необходимых для роста экономики. Однако, несмотря на неблагоприятные внешние политические факторы и сокращение выездных туристских поездок в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 8531 тыс., в 2015 г. в России наблюдалось превышение количества выездных путешествий над въездными на 7538 тыс. [1, с. 169–170]. Важной составляющей роста въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации является повышение туристской привлекательности её территорий. В связи с этим подробнее рассмотрим данное понятие.

Изучая категорию туристская привлекательность территории, многие авторы обращают внимание на то, что необходимо различать понятия туристский потенциал и туристская привлекательность. Барсукова О. Н., Буяльская А. К. под туристским потенциалом какой-либо территории понимают совокупность расположенных на данной территории природных и рукотворных объектов и явлений, а также условий, возможностей и средств, необходимых и пригодных для формирования туристского продукта [2].

С. К. Волков пишет, что туристская привлекательность территории может быть определена, как совокупность визуальных, вербальных и эмоциональных характеристик, формирующих отношение туриста к конкретной территории. Она находится в прямой зависимости от количества достопримечательностей или фотографируемых мест. В своем исследовании он ссылается на теорию британского социолога Джона Урри «взгляд туриста», говорящую о том, что туризм предполагает поездку куда-либо в поисках зрительных впечатлений, которых человек не получает дома или на работе [3, с. 113–114].

Е. В. Фролова и Е. Е. Кабанова отмечают, что туристический потенциал — это только предпосылки организации туристической деятельности, в то время как туристическая привлекательность — это уже результат соответствующей деятельности по развитию и актуализации туристического потенциала, формированию соответствующей туристкой инфраструктуры [4, с. 156]. Она связана с состоянием туристских ресурсов и инфраструктуры, а также анализом существующего и потенциально возможного туристских спроса и предложения [5, с. 1]. Если туристский потенциал территории относится к предложению, то туристская привлекательность в большей степени тяготеет к противоположной стороне рыночных отношений — спросу на туристские продукты и услуги. Она способствует превращению туристского предложения в спрос.

Несмотря на различие понятий туристский потенциал и туристская привлекательность очевидна неразрывная связь между ними. Без полноценного и качественного туристского потенциала трудно создать высокую туристскую привлекательность территории. Поэтому туристскую привлекательность часто характеризуют теми же факторами, что и туристский потенциал.

Туристская привлекательность территории, на наш взгляд, представляет собой совокупность характеристик, способствующих притоку на эту территорию туристов, повышению её популярности и формированию высокого спроса на её туристские услуги. Факторы туристской привлекательности можно разделить на четыре основные группы: историко-культурные, природные, инфраструктурные, экономические [6, с. 42].

Туристская привлекательность территории всегда связана с процессом её оценки. С этой точки зрения, на наш взгляд, её можно назвать оценочной. Она показывает, насколько высоко оценивают страну регион, город различные группы респондентов и, в первую очередь, туристы. Одну из наиболее компетентных оценок туристской привлекательности города могут дать профессионалы, работающие в сфере туризма [7, с. 165]. Также при оценке туристкой привлекательности важно мнение ещё двух групп населения — гостей, которые побывали на территории и потенциальных туристов из других регионов, стран, которые ещё не посетили её. Они могут ответить на вопросы, касающиеся уровня оценки туристской привлекательности, проблем и путей ее повышения [8, с. 228]. Интересно и мнение жителей территории, ведь они проживают на ней и знают все нюансы, связанные с её характеристиками. Чрезвычайно важна оценка туристской привлекательности территории для её органов управления. Различные авторы предлагают разнообразные методики расчёта туристской привлекательности с помощью математических формул.

Кроме того, туристская привлекательность, на наш взгляд, является результативной категорией. Она отражает результат всего предыдущего развития территории, всех приложенных для этого усилий её органов управления. Показателями её повышения являются: рост численности приезжающих в страну, регион, город туристов и длительности их пребывания на территории; увеличение объёма оказанных платных туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения и др.

Основными составляющими туристской привлекательности территории являются следующие виды ресурсов: историко-культурные (памятники истории и культуры, историческая застройка, народные обычаи, духовность и т. д.); природные (климат, водные ресурсы, прибрежные зоны водоемов, минеральные источники, рельеф, растительный и животный мир и т. п.); инфраструктурные (транспортное обеспечение, коммунальные системы, торговля и бытовое обслуживание, места размещения и питания и др.); экономические (месторождения полезных ископаемых, развитие промышленности и других сфер экономики, финансовые ресурсы и др.); социальные (развитие сферы образования и культуры, качественное предоставление медицинских услуг, благоприятные условия в области жилищной политики и др.).

Важным фактором туристской привлекательности является степень развития туристской индустрии на данной территории, которая характеризуется наличием достаточного количества туроператоров и турагентов, гостиниц, кафе, ресторанов, специализированных образовательных учреждений, предприятий по производству сувениров, спортивных и развлекательных комплексов, а также активной и грамотной работой органов управления сферой туризма. Именно они непосредственно способствуют реализации туристского потенциала территории и привлечению на неё туристов. Наличие программ развития сферы туризма территории и их неуклонная реализация, разработка интересных туров, активная выставочная, рекламная деятельность, проведение различных хорошо организованных событийных мероприятий, ПР-акций способствуют повышению туристской привлекательности территории. Значительная роль в процессе повышения туристской привлекательности территории принадлежит туроператорам, расположенным на ней. Создание привлекательного туристского продукта является наиболее важной их задачей [9, с. 40].

Понятие туристская привлекательность также тесно связано с такими дефинициями как конкурентоспособность территории, её инвестиционный потенциал и привлекательность, бренд, имидж, маркетинг территории. Е. Г. Агаларова определяет маркетинг туристских территорий как деятельность, направленную на информирование, а также создание и поддержание благоприятного общественного мнения к территории с целью привлечения туристов [10, с. 260]. Выделяют следующие основные виды туристской привлекательности территории: привлекательность страны, региона, города и других территориальных единиц. И. С. Глебова отмечает, что туристская привлекательность является одним из основных факторов конкурентоспособности города. Туристы не только приносят доход предприятиям города, но и являются значительным носителем информации о городе, помогают создавать его внешний имидж и репутацию [11, с. 214–215].

Таким образом, туристская привлекательность территории характеризуется следующим:

  1. Является основой конкурентоспособности территории на туристском рынке.
  2. Базируется на туристском потенциале, является результатом его реализации и всего предыдущего развития территории.
  3. Во многом определяется визуальными составляющими (достопримечательности, красивые места и др.), а также вербальными и эмоциональными характеристиками.
  4. Способствует превращению туристского предложения в спрос.
  5. Связана с различными видами её оценок разными группами населения (потенциальными и реальными туристами, жителями территории, представителями её администрации, профессионалами сферы туризма, учёными).
  6. Основными факторами туристской привлекательности территории являются: историко-культурные, природные, инфраструктурные, экономические, социальные.

Литература:

  1. Россия в цифрах 2016 г.: Краткий статистический сборник. — М: Росстат, 2016. — 543 с.
  2. Барсукова, О. Н. Маркетинговая оценка туристского потенциала (на примере туристского центра г. Тобольска)/ О. Н. Барсукова, А. К. Буяльская // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2012. — № 44(8). — URL:http://cyberleninka.ru/article/n/marketingovaya-otsenka-turistskogo-potentsiala-na-primere-turistskogo-tsentra-g-tobolska-1 (дата обращения: 31.07.2016)
  3. Волков, С. К. Анализ туристской привлекательности г. Волгограда с точки зрения теории Джона Урри/ С. К. Волков // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2013. — № 17 (120). — С. 113–118.
  4. Фролова, Е. В. Развитие туристической привлекательности российских территорий/ Е. В. Фролова, Е. Е. Кабанова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 1 (43). — С. 153–166.
  5. Плохих, Р. В. Туристкая привлекательность города Астана в преддверие ЭКСПО-2017/ Р. В. Плохих, Н. С. Кужукеева. — URL: file:///M:/ материалы % 20интернет %20тур. %20привлекат. %20и %20 %20маркет. %20территорий/Статья_17.03.2015.pdf (дата обращения: 31.07.2016)
  6. Глебова, И. С. Анализ туристской привлекательности города и возможности ее повышения (на примере г. Казани)/ И. С. Глебова // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2010. — Том 152, кн. 4. — С. 214–227.
  7. Першина, Н. В. Туристская привлекательность г. Тобольска глазами его жителей / Н. В. Першина, Г. Р. Наурузова // Образование и культура в контексте развития региона: Материалы XXVI Всероссийских Менделеевских чтений. — Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2011. — С. 42–43.
  8. Першина, Н. В. Профессионалы сферы туризма о привлекательности г. Тобольска как туристического центра/ Н. В. Першина //Региональный туризм: проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. — С. 165–168.
  9. Угрюмова, С. В. Особенности разработки культурно-познавательного маршрута по местам пребывания царской семьи в городе Тобольске/ С. В. Угрюмова, М. Чугунова // Менделеевская ассамблея — 2014: Материалы XVIII Региональной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов, работников образования, культуры, индустрии туризма и гостеприимства учреж. — Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2014. — 212 с.
  10. Агаларова, Е. Г. Маркетинг как инструмент повышения туристической привлекательности территории/ Е. Г. Агаларова // Молодой учёный. — 2013. — № 11 (58). — С. 259–262.
  11. Першина, Н. В. Оценка туристской привлекательности г. Тобольска его гостями/ Н. В. Першина, Г. Р. Наурузова // Православие и российская культура: прошлое и современность: сборник статей 35 Международной научной конференции: в 2 ч. Ч. 1/ под общ. Ред. д-ра филол. наук, проф. С. М. Беляковой. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. — С. 228–232.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle