Библиографическое описание:

Шевелева О. Р. Социально-профессиональные позиции инженерных кадров // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 320-323.



В статье предложено описание авторского социологического исследования, проведенного в 2014 году с применением метода контент-анализа автобиографической информации 1100 выпускников Автотракторного факультета (АТ) Южно-Уральского Государственного Университета (ЮУрГУ) с выпуска 1948 по 2011 гг. включительно. Автор данной статьи попытался обобщить, систематизировать и статистически обработать полученные биографические данные, а также выявить особенности проведения подобного рода исследования. В статье приведены некоторые результаты и выводы проведенного исследования.

Ключевые слова: автотракторный факультет, биографические данные, инженер для оборонной промышленности, контент-анализ, ЮУрГУ, Урал

Сегодня выявляется необходимость подготовки молодых инженерных кадров для формирования кадрового резерва и создания «кадровой тысячи» российской оборонной промышленности. В России запущена федеральная целевая программа развития оборонного промышленного комплекса, которая позволит промышленному комплексу развиваться, модернизироваться, усовершенствовать технологический процесс и приобретать современное оборудование за счет получения дополнительных заказов.

«Нам, как воздух, необходим прорыв к новым технологиям, нам необходимо превратиться в людей, не боящихся фантазировать, не боящихся создавать принципиально новые вещи. Нужно ставить перед собой большие задачи, которые на нынешнем уровне технологического развития России могут показаться сумасшествием…» [1].

Одним из крупнейших ВУЗов по подготовке инженерных кадров, в частности для оборонной промышленности на Урале можно выделить Южно-Уральский Государственный Университет (ЮУрГУ), основанный 2 ноября 1943 года. В структуре университета 7 институтов и работает 10 филиалов в городах области. В университете и его филиалах обучаются около 40 тысяч студентов. Большое внимание уделяется профориентационной работе и работе по формированию мотивации абитуриентов к выбору инженерных направлений подготовки — действуют физико-математическая школа, Центр по работе с одаренными детьми и Инженерная школа ЮУрГУА [2].

В особенности хотелось бы выделить Автотракторный факультет (АТ-факультет) — старейший факультет ЮУрГУ — с него начался в 1943 году университет. На факультете ведется подготовка инженерных кадров для машиностроительной отрасли экономики. Однако широкий кругозор знаний, полученных во время обучения на АТ-факультете, дают возможность выпускникам работать не только в области проектирования, испытания, производства и эксплуатации автомобилей, тракторов, двигателей, дорожно-строительной и специальной техники, но и в органах безопасности дорожного движения, в административных структурах, в сфере экономики и финансов, образования и науки.За 70 лет существования (1943–2013 гг.) на АТ-факультете было подготовлено свыше 13 тыс. инженеров [3].

На примере выпускников Автотракторного факультета ЮУрГУ представилась возможность выделить основные критерии социальных, профессиональных, образовательных, досуговых позиций уральского инженера с момента поступления в ВУЗ и до момента его становления, как специалиста. Проведенное социологическое исследование с использованием биографической информации помогло «окунуться в проблему» воспроизводства, подготовки и профессионально-карьерного роста инженерных кадров. Выявленные критерии позволяют разработать тактику последующего изучения проблемы, увидеть перспективы и возможности для проведения более углубленного конкретного социологического исследования затрагивающего тему воспроизводства инженерных кадров.

Предлагаемые результаты авторского социологического исследования, с применением метода контент-анализа, проведенного в 2014 г. были основаны на изучении биографической информации 1100 выпускников-инженеров (в том числе 1000 мужчин и 100 женщин), которые были опубликованы в энциклопедии «Автотракторный факультет» [3] в 2013 году к 70-летию АТ-факультета ЮУрГУ. Основной акцент в проведенном исследовании ставился на изучении карьерных и профессионально-производственных позиций инженерных кадров, а так же движении и перемещении (мобильности) инженеров в период трудовой деятельности. Однако была сделана попытка расширения поля изучаемого объекта и введения критериев, которые можно было зафиксировать в единичных случаях. В исследование вводилась кодировка социальной и семейной позиции инженерных кадров, внепроизводственной активности, также были зафиксированы увлечения, заслуги, награды, новаторство и особенности образовательной деятельности инженеров. Таким образом, в исследовании были выявлены и сформированы следующие блоки для изучения социально-профессиональных позиций инженерных кадров: социально-демографические показатели; образование; трудовая деятельность; увлечения; социальные позиции; отличия/звания.

Далее постараемся выделить особенности данного исследования.

  1. Результаты, полученные при помощи контент-анализа биографической информации, позволяют провести сравнительную характеристику подготовки и профессионального пути инженерных кадров на различных этапах экономического развития страны начиная с 1948 года и заканчивая сегодняшними днями (в частности 2011 годом). Основной особенностью исследования можно выделить то, что биографии 1100 выпускников ЮУрГУ были собраны не с одного года выпуска, а на протяжении пяти-шести десятилетий. В исследовании было выделено 7 временных этапов выпуска молодых инженеров (рис 1).

Рис. 1. Распределение выпускников АТ-факультета в соответствии с годами обучения в вузе

Действительно можно сделать общие выводы по профессионально-карьерным позициям, но учитывая временной отрезок и этапы экономического развития страны, которые оказывали влияние на подготовку кадров для промышленного производства, а в частности на подготовку специалистов инженерного корпуса нужно понимать, что возможности реализации и построения карьеры у выпускников были различными.

  1. Исследование позволяет увидеть реальные профессиональные судьбы инженеров, рассмотреть карьерные и трудовые позиции молодого человека с момента поступления в технический ВУЗ на инженерную специальность и до продвижения специалиста уже непосредственно на предприятии. Учитывая особенности обучения и наличия дополнительных образовательных и ученых степеней и характеристик можно проанализировать влияние этих показателей на профессиональную мобильность инженеров. В исследование было сформировано 4 уровня профессионального роста инженерных кадров:

IV ступень — наивысшая ступень (руководитель высшего звена) — 14 %.

III ступень — высокая ступень (руководитель среднего звена) — 30 %.

II ступень — средняя ступень (руководитель начального звена) — 19 %.

I ступень — начальная ступень (линейный инженер) — 9 %.

После окончания ВУЗа 28 % выпускников АТ-факультета не идут работать непосредственно в промышленность, на завод. Предпочтительными сферами трудоустройства инженеров, помимо промышленных предприятий, можно выделить транспорт и связь, народное образование, наука и научное обслуживание.

  1. Полученные данные позволяют проанализировать социально-профессиональную мобильность выпускников уральского региона — получая образование в одном из уральских ВУЗов, студенты направляются работать в различные предприятия региона и даже страны в соответствии со спецификой подготовки ВУЗа (факультета).

Таблица 1

Место работы инженерных кадров

(количество инженеров от общего числа — 1100 человек (в цифрах)

Регион/город

Место работы после окончания ВУЗа

Место работы на момент получения автобиографических данных

г. Челябинск

706

736

Челябинская область

128

116

Свердловская область

131

110

Урал (другие области)

46

37

Российская Федерация (кроме Урала)

82

86

Страны СНГ (кроме РФ)

4

5

Восточные страны (Китай, Индия)

-

1

Западные страны (Европа, Америка)

-

3

Можно отметить, тот факт, что по распределению ВУЗа 45 % выпускников получают свое первое место работы, что в дальнейшем не может не сказаться на трудовой деятельности молодых специалистов.

Также замечаем, что 81 % инженеров трудоустраивались и налаживали свою трудовую деятельность только в одном городе, из них 41 % трудились только на одном предприятии и 33 % меняли место работы, побывав на 2–3 предприятиях в границах одного города. 10 % инженеров меняли место работы, трудоустраиваясь в 2–3 различных регионах/городах, при этом соответственно на 2–3 предприятия.

Анализируя сложившуюся ситуация, относительно распределения и трудоустройства выпускников АТ-факультета можно предположить, что подготовка кадров ведется непосредственно для машиностроительного комплекса и трудовая деятельность инженеров проходит на предприятиях-партнерах и непосредственных заказчиках. Получается подготовка кадров ведется непосредственно в регионе и общая масса специалистов все же остается на «своей родине» и позволяет создавать потенциал региона. Наиболее интересными представляются данные по распределению инженерных кадров по сферам деятельности в экономике страны.

Рис. 2. Распределение инженерных кадров по сферам деятельности (% от общего числа респондентов — 1100 чел.)

Вопрос куда уходят инженеры и почему, остается актуальным во все времена. Основными направления трудовой активности инженерных кадров АТ-факультета в сфере производства остаются машиностроение и металлообработка; оборонное производство (ВПК); транспорт и связь.

  1. Благодаря проведенному исследованию можно рассмотреть гендерную составляющую процесса воспроизводства инженерных кадров.

В исследовании было предложено для анализа 100 биографических данных выпускников-женщин (9 %). Можно отметить, что 38 % женщин предпочитают работать ВПК, 37 % трудоустраиваются на предприятия машиностроения и 14 % на предприятия транспортного комплекса, а вот 27 % женщин-инженеров вообще не идут работать на завод, в промышленность. Данные исследования позволяют выявить уровень профессионального роста женщин-инженеров непосредственно, работающих на заводе: 24 % женщин остаются работать на уровне линейного инженера на предприятиях машиностроительного и военно-промышленного комплекса; 28 % женщин все же добиваются уровня руководителя начального звена управления.

Если же рассматривать женщин, получивших инженерное образование, но не работающих на заводе, тогда процентное соотношение немного меняется (рис. 3)

Рис. 3. Ступени роста женщин-инженеров не работающих на заводе

Среди женщин-инженеров хотелось бы отметить тех, которые трудятся не только на заводе, но предпочитают более «спокойную» работу и трудоустраиваются на предприятия в сфере науки и научного обслуживания (31 %) и народного образования (34 %). По результатам проведенного исследования можно выявить критические точки для проведения более тщательного исследования, затрагивающего изучение гендерного аспекта в подготовке и профессиональном продвижении инженерных кадров.

  1. Профессиональный успех и карьера инженерных кадров, зависит не только от уровня полученного образования, наличия дополнительных дипломов и отличий, сферы трудозанятости, а так же и от социальных характеристик и позиций, занимаемых специалистом в обществе и семье. Для успешного продвижения в профессиональной сфере инженеру необходимо иметь поддержку семьи, полноценный отдых и досуг, наличие увлечений и возможность их реализации и применения. В исследовании были выделены следующие социальные характеристики, которые могут оказывать влияние на профессионально-трудовые позиции инженеров и направления работы в определенных сферах деятельности: а) семейное положение; б) наличие детей; в) наличие увлечений; г) наличие профессиональных династий; д) служба в армии; е) наличие научного звания.

Поскольку в биографической информации о выпускниках АТ-факультета в больше степени были рассмотрены и запечатлены профессионально-трудовые и карьерные позиции, то в единичных случаях можно было только выделить социальные позиции.

Хотелось бы остановиться более подробно на данных о семейном положение и наличии детей — (замужем, женат) отмечено в 3 случаях; наличие детей — в 7 случаях. В биографических данных выпускников были замечены случаи однофамильцев и получения образования и трудоустройства выпускников по подобным специальностям и предприятиям. Но наличие подобной информации не подтверждает и не дает гарантии семейности и родства. Почему же социальные характеристики не учитывались при сборе биографических данных? Ведь если рассматривать женщин-инженеров, то наличие семьи и спутника жизни оказывает наибольшее влияние на карьерные позиции — возможное распределение и трудоустройство совместно с супругом, выбор сферы деятельности в зависимости от условий труда, не мешающим воспитанию детей и т. д.

В заключении хотелось бы отметить, что проведенное исследование не может быть полноценным и законченным, не может существовать отдельно без проведения дополнительных и более глубоких социологических измерений, поскольку цели и задачи, поставленные в данном исследовании необходимо корректировать и модернизировать согласно современным тенденциям инженерной подготовки и инженерной деятельности. Исследование поможет составить картину/структуру реальной деятельности, социально-трудовой жизни и судьбы инженерных кадров. Выявить уровень образование, трудовую занятость, карьерный рост, профессионально-производственные позиции и непроизводственное времяпровождение. В исследовании не рассматривались субъективные оценки самих инженеров, готовность и возможности приспосабливаться к условиям реального производства, а также удовлетворенность условиями, предлагаемыми на предприятии и т. д.

Литература:

  1. Интервью Дмитрия Рогозина. [Электронный ресурс]. // Сайт столичное образование. Режим доступа: http://www.stolichnoe-obrazovanie.ru (дата обращения 09.03. 2016 г.).
  2. ЮУрГУ в цифрах и фактах. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет). Режим доступа: http://susu.ru (дата обращения 24.02. 2016 г.).
  3. Автотракторный факультет: энциклопедия. / Южно-Уральский Государственный Университет. — Челябинск: изд-во «АБРИС», 2013. 471 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle