Библиографическое описание:

Большакова И. А. Лабораторные работы в среде нотных редакторов и секвенсоров для учащихся, получающих среднее профессиональное образование по направлению «Музыкальное искусство» // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 352-356.

В современном обществе использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании становится все более всеобъемлющим, поскольку перед педагогом стоит задача воспитания личности, способной к самообразованию и работе в изменяющихся условиях. Поэтому задача первостепенной важности – перестроить систему народного образования так, чтобы готовить не узких специалистов, а людей, ориентирующихся в пространстве современной культуры, в ее проблематике [4]. Применение ИКТ позволяет устранить одно из противоречий образовательного процесса – увеличение объема содержания учебных дисциплин при ограничении отводимого на их изучение времени.

Искусство – это всегда творчество, поэтому особое внимание при использовании ИКТ учащимися-музыкантами нужно уделять развитию творческих способностей обучающихся, их креативности. Развитию творческого опыта учащихся-музыкантов способствуют лабораторные работы с использованием ИКТ, которые могут проводиться при изучении курса «Математика и информатика» и факультативных курсов «Нотные редакторы» и «MIDI. Аранжировка», либо при изучении курса «Музыкальная информатика». В связи с модульно-уровневым построением курсов данных дисциплин учащиеся могут сами выстраивать образовательную траекторию, поэтому учащиеся могут самостоятельно выбрать те или иные лабораторные работы (это зависит также от специальности учащегося, от имеющегося у него опыта работы с музыкальными компьютерными программами, от наличия времени), при этом каждый учащийся должен выполнить не менее четырех лабораторных работ.

Мы предлагаем следующие лабораторные работы: 1) набор и редактирование нотного текста в нотных редакторах Finale и Sibelius; 2) набор оркестровой партитуры, извлечение партий; 3) форматирование нотного материала, подготовка нот к печати; 4) набор произведения из отдельных партий; 5) набор нотного произведения, требующего дополнительного редактирования (межстрочные группировки, исполнительский вариант музыки, включение/снятие нотоносца в середине системы и т.д.); 6-9) MIDI-импровизации, аранжировка в программах-секвенсорах Cakewalk Pro Audio, Sonar, FL Studio и Cubase; 10) подготовка в программе PowerPoint презентации, содержащей нотные примеры в виде графики и звука, выполнение индивидуального проекта.

Перед выполнением комплекса лабораторных работ проводятся лекционные занятия с объяснением принципов работы с программами. Нами используются кейс-технологии (причем кейс содержит как печатные пособия – необходимые ноты, раскладку компьютерной клавиатуры для различных музыкальных редакторов, список инструментов стандарта GM, словарь терминов электронной и компьютерной музыки (как на русском, так и на английском языке), так и необходимые электронные носители – выполненные и сохраненные на CD аранжировки в форматах mp3 и midi, электронные лекции по работе с каждым редактором, список доступных для работы в программе инструментов с примерами звучания и т.д.).

Предлагаем содержание и организацию нескольких используемых нами лабораторных работ.

Лабораторная работа №1. Набор и редактирование нотного текста в нотных редакторах Finale и Sibelius (на примере редактора Finale 2008).

Цели лабораторной работы: организация работы по усвоению учащимися основ работы с нотным редактором.

Задачи лабораторной работы:

·                    образовательные: раскрыть типичные возможности нотных редакторов; сформировать у учащихся представления о наборе и редактировании нотного материала; первичное закрепление умений работы с нотным редактором;

·                    развивающие: развивать умения сравнивать и анализировать учебный материал; развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «Музыкальная информатика»; продолжить формирование умений отбирать учебную информацию;

·                    воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся; показать необходимость использования знаний, полученных в курсах специальных предметов.

Ход лабораторной работы:

1.Откройте редактор Finale, создайте новый нотный документ, используя Document Setup Wizard. Укажите название, автора композиции и стихов, необходимые инструменты и порядок партитуры, размер и тональность, а также возможные начальную разметку темпа и затакт.

2. Перенесите на нотоносец щелчком мыши необходимые ноты и паузы, ориентируясь на строку-подсказку. При наборе туплета (дуоли, триоли и т.д.) можно воспользоваться клавишей  и в открывшемся окне выбрать необходимый вид туплета. При смене ключа воспользуйтесь , при смене тональности и размера -  и  соответственно.

3. Расставьте необходимые нюансы и штрихи: лиги, глиссандо, крещендо, диминуендо, повышение и понижение на октаву и т.д. с помощью , акцент, стаккато, фермату, нажатие и снятие педали и т.д. с помощью , динамику и темповые обозначения с помощью .

4. Введите странично-ориентированный текст (автора стихов, дополнительные символьные обозначения) с помощью  и связанный текст (вокальные тексты под нотами, тексты при знаках вольты, сценические ремарки) с помощью  и . Не забудьте, что для отделения неслогового предлога или частицы (например: в, с, б) от слога используется не пробел, а комбинация Alt + 0,1,6,0 на цифровой клавиатуре.

Все элементы пунктов 3 и 4 можно передвигать с помощью специальных управляющих хендлов. У некоторых элементов можно изменить форму (например, лиги, с помощью дополнительных управляющих хендлов) [2].

5. Сохраните файл в своей папке.

Итогом лабораторной работы №1 должен стать файл следующего образца (на рисунке – набор музыки Фрэнсиса Лея из кинофильма «История любви»).

Лабораторная работа № 6-9. MIDI-импровизации. Аранжировка в программах-секвенсорах Cakewalk Pro Audio, Sonar, FL Studio и Cubase (на примере Cakewalk Pro Audio 9.03).

Цели лабораторной работы: организация работы по усвоению учащимися основ работы с программой-секвенсором, применение знаний аранжировки при изучении музыкальной информатики.

Задачи лабораторной работы:

·                    образовательные: раскрыть типичные возможности программ-секвенсоров; сформировать у учащихся представления об оркестровке и инструментовке музыкального произведения с помощью секвенсора;

·                    развивающие: развивать умения сравнивать и анализировать музыкальный материал; развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «Музыкальная информатика»; продолжить формирование умений отбирать учебную информацию;

·                    воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся; показать значимость общепрофессиональных и специальных предметов, необходимость знания инструментоведения и музыкальной литературы во время музыкальной информатики.

Ход лабораторной работы:

1.                  Откройте программу Cakewalk Pro Audio, выберите Создать новый проект, Нормаль (Normal). В открывшемся окне треков выберите необходимые инструменты и каналы в столбце Тембр (Patch): двойным щелчком левой клавишей мыши открывается окно Свойства трека и в кнопке Просмотр тембров в алфавитном порядке представлены названия всех мелодических инструментов (не забудьте, что ударные располагаются на 10 канале). После выбора необходимых инструментов выбирается способ набора музыкального материала (с помощью клавишного редактора, нотного или через список событий). Выбирается размер, тональность и темп композиции с помощью текстового меню Вставка, Изменение метра/ключа и с помощью панели темпа  (темпы 1 и 3 предназначены для уменьшения или увеличения исходного темпа в 2 раза).

2.                  Если набор происходит с помощью нотного редактора, то сначала меняются необходимые ключи с помощью , нотный материал набирается щелчком мыши по определенной части доли, щелчком на ноту правой кнопкой вызывается окно Свойства ноты, в котором отображены временная позиция, высота и длительность ноты, которые можно при необходимости корректировать.

3.                  После набора нотного материала (который можно вырезать, копировать или вставлять в окне клипов для того же или другого инструмента) проставляется динамика и пространственная локализация с помощью окна треков в столбцах Громкость и Сдвиг, в нотном редакторе с помощью  или в клавишном редакторе, где можно задать («нарисовать» с помощью инструмента Карандаш) постепенное изменение какого-либо параметра (например, с помощью выбора типа MIDI-событий Элемент управления (Control), Уровень громкости трека (Volume) можно более точно проставить крещендо и диминуендо).

4.                  После всех проделанных операций можно прослушать получившуюся аранжировку и выполнить корректировку (сменить инструменты, изменить громкость, заглушить некоторые инструменты и т.д.) [1,3].

Итогом лабораторной работы является аранжировка музыкального произведения (на рисунке - пример аранжировки музыки Фрэнсиса Лея из кинофильма «История любви», где мелодию ведет акустическая гитара с нейлоновыми струнами, на 2 треке – струнный ансамбль 1, на 3 и 6 треках – гитара с перемодуляцией, на 4 треке – бас-гитара, на 5 треке – концертный рояль, на 7 треке – ударные).

Нотный материал после аранжировки имеет следующий вид, причем для акустической гитары использовалось постепенное нарастание звука с 1 по 4 такт, что графически отражено в окне клипов:

На рисунке отражены только акустическая гитара и концертный рояль, поскольку остальным инструментам в пределах 1-7 тактов не назначены ноты (они вступают позже: бас-гитара, струнный ансамбль и ударные с 9 такта, гитара с перемодуляцией с 10 такта).

Лабораторные работы помогут учащимся изучить принципы набора нотного материала, принципы импровизации и аранжировки. Пошаговые инструкции и прилагаемые материалы позволяют выполнять лабораторные работы без присутствия педагога (в том числе и дома).

Литература

  1.  Белунцов В. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов. – М.: «ТехБук», 2003. – 560 с.

2.      Лебедев С., Трубников П. Русская книга о Finale. – СПб.: Композитор, 2003. – 548 с.

  1. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Аранжировка музыки на PC. – СПб.: БХВ-Петербург, 2001. – 272 с.
  2. Петренко Л., Дубровская О. Интегрированные уроки. Не простое сложение, а взаимопроникновение. http://www.ug.ru/02.05/pg3.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle