Библиографическое описание:

Большакова И. А. Интегрированные уроки с применением информационных и коммуникационных технологий для учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 349-352.

Термин интеграция в педагогических технологиях применяется в нескольких значениях. Интеграция – это принцип преобразования всех компонентов образовательной системы в направлении объединения, разработки интегративных учебных курсов, уроков, мероприятий (герменевтический подход); интеграция – это ведущая тенденция обновления содержания образования (информационный подход); интеграция – это средство, обеспечивающее целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач (деятельностный подход). Принцип интеграции становится ведущим принципом развития современных образовательных систем. Существуют следующие концепции интеграции на базе общего образования: концепция внутрипредметной интеграции В.И.Загвязинского, концепция укрупнения дидактических единиц П.М.Эрдниева, концепция укрупнения образовательных областей В.В.Серикова, концепция синтеза дидактических систем М.И.Махмутова и технология интегрирования учебных предметов [2].

Научными исследованиями А.Г.Кузнецова, А.Я.Данилюка, А.Д.Урсул и других доказано, что существует внутрипредметная интеграция с высокой степенью интегрирования содержания (укрупнение дидактических единиц); межпредметная интеграция со слабой степенью интегрирования содержания (использование межпредметных связей), со средней степенью интегрирования (интегрированный урок), с высокой степенью интегрирования (интегрированный курс); межсистемная интеграция с высокой степенью интегрирования [4].

Проведение занятий, выходящих за рамки одного учебного предмета, является одним из направлений совершенствования учебного процесса в современном среднем профессиональном образовании. Задача первостепенной важности – перестроить систему народного образования так, чтобы готовить не узких специалистов, а людей, ориентирующихся в пространстве современной культуры, в ее проблематике. А так как одной из основных форм обучения в среднем специальном учебном заведении остается урок, значит, именно с его модернизации и нужно начинать.

Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие прежде всего состоит в специфике учебного материала, на нем рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах; содержание учебного материала + опора на научную информацию других учебных предметов + опора на ранее изучаемое + межпредметные связи мира = единство, взаимопроникновение материала [1].

Таким образом, интегрированный урок - это специфическая форма занятия, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Основная цель такого урока: формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём. Кроме интегрированного, применяется еще межпредметный урок – это форма занятий, где изучаемый учебный материал иллюстрируется сведениями из других предметов, обеспечивая при этом синхронность обучения по пересекающимся линиям (темам) нескольких предметов, которые разделены по времени на месяцы, годы.

Системное единство общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, использование ранее приобретенных знаний, умений и навыков на всех ступенях обучения, междисциплинарная интеграция являются средством повышения качества подготовки будущих специалистов-музыкантов. Принцип модульности, который используется нами при построении системы информационных дисциплин («Математика и информатика», «Музыкальная информатика», факультативные курсы), позволяет сочетать уровневость обучения и возможность представления содержания учебных дисциплин в виде модулей (блоков), а использование метода проектов позволяет реализовать межпредметные связи. Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на интегрированных и межпредметных уроках позволяет сделать их более насыщенными, а также дает возможность каждому учащемуся поддерживать свой темп работы на уроке.

На наш взгляд межпредметные интеграции позволяют сделать акцент на нетрадиционных формах проведения урока, таких как урок-защита проекта, урок-экскурсия, урок-спектакль, урок-конкурс, урок-концерт и т.д. Это является важным для музыкального образования, т.к. позволяет использовать опыт учащихся и имеющиеся знания по аранжировке, инструментовке, гармонии, сольфеджио и т.д. Хорошо подготовленный интегрированный урок дает возможность проявить себя всем без исключения, способствует раскрепощению творческой личности и решает одну из самых сложных задач – снятие состояния психологического стресса. Взаимодействие творческого и интеллектуального начал как одной из составляющих принципа интеграции, позволяет объединять учащихся разных классов и курсов, а также разных специальностей. Практика проведения таких уроков показала, что дух состязательности способствует активизации восприятия учебного материала, развитию эрудиции и накоплению богатого творческого опыта.

Нами разработаны и проведены интегрированные уроки с применением ИКТ по следующим учебным дисциплинам:

·                    информатика и математика (работа с пакетом Mathcad, редактором электронных таблиц Excel, вставка объектов из Microsoft Equation);

·                    основы естественнонаучного познания мира и информатика (кодирование звуковой информации, эффекты на основе цифровой задержки и фильтрации, биологические и компьютерные вирусы);

·                    основы естественнонаучного познания мира и музыкальная информатика (физические основы акустики);

·                    музыкальная информатика и литература (музыка в литературных произведениях);

·                    математика, история мировой культуры и информатика (принципы симметрии, золотое сечение; создание занимательных материалов по теме «Скульптура и архитектура» на компьютере);

·                    музыкальная информатика и музыкальная литература (творчество отдельных композиторов, особенно 20 века – А. Шнитке, С. Губайдулина и др.).

Перспективность применения этой формы уроков очевидна: проведение таких уроков не требует дополнительного машинного времени, потому что происходит в рамках уроков информатики; интегрированные уроки позволяют быстро и объективно оценить знания учащихся; при проведении таких уроков выставляется две оценки – по информатике и соответствующему предмету.

Работа над проектом, участие в уроке-спектакле, уроке-концерте позволяют расширить возможности творческой самореализации учащихся (учащиеся выступают не только в роли исполнителя, но и композитора, художника, звукорежиссера), вызывают необходимость изучать материал, выходящий за пределы программы. Представление результатов проекта учит выделять наиболее существенные моменты, аргументировать свою точку зрения, что немаловажно для будущих педагогов.

В форме урока-концерта и защиты проекта проходят контрольные уроки по предмету «Музыкальная информатика»; в форме междисциплинарного проекта проходят и зачеты по данному предмету (ряд учащихся сдает зачет по билетам).

На рисунке представлены фрагменты презентации учащихся, отражающие использование симметрии и золотого сечения в скульптуре, музыке и живописи [3]. Все слайды презентации сопровождаются музыкой, точно подобранной по стилю и времени создания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроме интегрированных уроков нами также используются разновозрастные уроки, поскольку содержание разных курсов позволяет объединить при изучении схожих тем учащихся разных возрастов. Примером могут служить уроки:

·                    «Звуковые колебания» (физика, 1 курс и основы естественнонаучного познания мира, 2 курс);

·                    «Физические основы акустики» (основы естественнонаучного познания мира, 2 курс и музыкальная информатика, 4 курс);

·                    «Кодирование звуковой информации» (математика и информатика, 2-3 курсы и музыкальная информатика, 4 курс);

·                    «Принципы работы в среде нотных редакторов» (математика и информатика, 2-3 курсы и музыкальная информатика, 4 курс).

Приведем пример из разновозрастного урока «Принципы работы в среде нотных редакторов».

Прослушать записанную в формате MIDI песенку Герцога из оперы «Риголетто» Дж. Верди и сложить в верной последовательности нотные отрывки, помеченные буквенными символами (буквой а помечено начало отрывка) [5]. С помощью инструмента Работа с тактами в программе Finale 2008 перенести такты на нужные места (для 2 курса). Набрать данный отрывок до конца, записать подстрочный текст, выполнить верстку (для 4 курса).

Литература

1.                  Петренко Л., Дубровская О. Интегрированные уроки. Не простое сложение, а взаимопроникновение. http://www.ug.ru/02.05/pg3.htm

2.                  Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

3.                  Стахов А.П., Слученкова А., Щербаков И. Код да Винчи и ряды Фибоначчи. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.

4.                   Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. – 232 с.

5.                  Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. – 128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle