Библиографическое описание:

Евсюкова Л. И. Проблемы формирования гражданской позиции старшеклассников в системе патриотического воспитания на уроках обществоведческого цикла // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 362-366.

  Историческое    значение   гражданина

  измеряется      его      заслугами      Родине,

  его человеческое достоинство – силою его

  патриотизма.

                                                                                                        Н.Г.Чернышевский

 

В общественном сознании людей, воспитанных советской системой, патриотизм понимается как духовный стержень и социокультурный принцип, основанный на любви   к своей Родине, месту рождения и жизнедеятельности, близким людям. Гордость за свою страну, отсутствие сомнений в правильности решений ее руководства – плод огромной идеологической работы, которая проводилась со всеми гражданами в Советском Союзе.

После распада СССР повальный нигилизм и крушение нравственных ценностей привели к тому, что уважение к своей Родине, честь и долг стали не просто не модным,     а даже чем-то постыдным. Меркантилизм, стремление к материальному благополучию, «игра без правил» - жизненные принципы поколения конца 80-х – начала 90-х годов XX века. «…Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма» [1, С. 7].

Современное общество, переживающее период выхода из кризиса, остро нуждается      в социально компетентных гражданах, способных проявлять высокую активность, готовых к решению новых социально-экономических задач и прогрессивным нововведениям. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования       к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после                ее окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам        и свободам человека, любви к Родине, семье, природе) рассматривается как одно              из базовых направлений государственной политики в области образования. «Именно образование, в первую очередь, должно собрать воедино социально значимые ценности     и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма» [2, С. 4]. Гражданское   образование   направлено      на    формирование гражданской компетентности личности, позволяющей ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике. Главной составляющей гражданского образования является патриотическое воспитание личности, которое начинается с раннего детства и проявляется в заботе и помощи близким людям, продолжается и развивается в школьный период, укрепляется во взрослой жизни.             На важность решения данной проблемы указывают и документы, принятые правительством Российской Федерации: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы», «Концепция патриотического воспитания граждан РФ» (2003).

Актуальность проблемы воспитания патриотизма в современном обществе определяется следующими основными причинами:

- негативное воздействие людей, неадаптированных к условиям современной рыночной экономики, на сознание подростков;

- разрушение системы традиционных ценностей, преемственности поколений;

- обострение социальных противоречий в обществе;

- падение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;

- снижение воспитательного воздействия со стороны социальных институтов, прежде всего - семьи;

- внедрение в общественное сознание ценностных ориентиров Запада и др.

Старший подростковый возраст – время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных   и моральных сил и возможностей, становление характера. Преобладание ориентации на сверстников, повышенная потребность в общении дают возможность активно развивать такие качества личности как сознательное сочетание личных, коллективных                        и общественных интересов, ответственность за свои поступки, взаимопомощь, толерантность. Возрастные особенности подростков – поведение, внимание, восприятие, интересы - развиваются под влиянием процесса обучения и воспитания.

В процессе преподавания обществоведческих дисциплин решаются воспитательные задачи, которые могут быть отнесены к различным направлениям: духовно – нравственному, патриотическому, экологическому, экономическому, правовому, эстетическому и др. Этому способствует, прежде всего, содержание учебного материала,  в нем аккумулирован социокультурный опыт человечества, позволяющий формировать научное мировоззрение, патриотические убеждения, гражданскую позицию, нравственное сознание, культуру поведения и межличностных отношений.

Уроки истории и обществознания дают возможность осмысления информации из разнообразных источников, решения познавательных и практических задач, формирования собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации, наблюдения и оценки явлений и событий, происходящих в социальной жизни (с опорой на экономические, политические, правовые, культурологические знания), оценки собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, гуманности.

Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Обществоведческие дисциплины (история, обществознание) должны ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Ученик получает право на субъективность        и пристрастность   на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

Главная задача учебных дисциплин – воспитать гражданина России, активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.

Через активные (деятельностные) технологии обучения (ситуативная игра, тренинг, дискуссия, дебаты, встречи с участниками исторических событий, работа с архивными материалами школьного музея, выполнение творческих  и проектных работ                       по социальнозначимой тематике и т.п.) достигается воспитательная задача обществоведческих дисциплин.

Так, проводя подготовительную работу к мероприятиям, посвященным Дню Победы, были опрошены учащиеся 9 – 11 классов МОУ «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5» по теме «Что такое патриотизм. Актуален ли патриотизм сегодня» (опрошено 117 учащихся). Результаты опроса представлены в таблице.

Таблица №1

Основные вопросы темы

Варианты ответов

1.

Что такое патриотизм?

- Любовь к Родине (своей стране, народу, родному краю)

- Готовность в любую минуту встать на ее защиту

- Духовное состояние человека

- Память о героических людях

- Вера в то, что наша страна станет лучше, мощнее, сильнее

- Гордость за свою страну

- Служение Родине; добросовестный труд на благо страны.

 

2.

Кого можно назвать патриотом?

- Человек, любящий свою страну по-настоящему (переживает, когда она терпит неудачи; на деле старается сделать ее лучше)

- Человек, чувствующий в своей стране себя ДОМА

- Защитник Родины, готовый в любую минуту пожертвовать своей жизнью для ее блага

 

Примеры: - Петр Великий, А. Суворов,

                     М. Кутузов

                   - русские поэты, писатели

                   - мой прадед, который защищал

                     страну в годы Великой

                     Отечественной войны и погиб за

                     нее

                   - «простые» добросовестные

                     труженники

3.

Патриотами рождаются или становятся?

- Рождаются                         - 11 %

- Становятся                         - 74 %

- Затруднились с выбором  - 15 %

4.

Нужны ли определенные обстоятельства, чтобы патриотические качества проявились в человеке?

- Да                                        - 37 %

- Нет                                      - 47 %

- Затруднились с выбором  - 16 %

5.

Гордитесь ли Вы своей страной?

- Да                                        - 62 %

Аргументы: - Россия сильная страна

                     - Россия Великая страна

                     - Замечательные люди

                     - Это моя Родина

- Нет                                      - 38 %

Аргументы: - Законы расходятся с реальностью

                     - Деньги решают все

                     - Коррупция во власти

6.

Было ли Вам стыдно за «ошибки» в истории своей страны?

- Да                                        - 74 %

Примеры: - Войны – неумение договариваться

                  - Массовые репрессии 30-х годов

                  - Кровавые 90-е годы

                  - Дворцовые перевороты

                  - Крепостничество

                  - Экологические катастрофы

                  - Терроризм

- Нет                                      - 26 %

7.

Считаете ли Вы себя патриотом?

- Да                                        - 32 %

- Нет                                      - 47 %

           (это звание надо  заслужить)

- Затруднились с ответом    - 21 %

8.

Связываете ли Вы свою дальнейшую судьбу с Россией?

- Да                                        - 73 %

(даже если буду жить за пределами ее границы)

- Нет                                      - 11 %

- Затруднились с ответом   - 16 %

 

По результатам исследования видно, что патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания.

На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости российского народа, которая формируется на основе традиций, истории и культуры.

На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь         к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Учащимися сформулировано определение понятия «патриотизм» как чувство, как элемент сознания и как деятельность. Они осознанно заявляют: «Для того чтобы быть гражданином, патриотом, не обязательно быть героем, суперменом – достаточно переживать за судьбу Отечества, любить Родину такой, какая она есть». Эти убеждения созвучны с высказыванием  В.Г. Белинского о том, что «патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».

Результаты другого социологического опроса по теме «Гражданская компетентность» не противоречат полученным данным, а дополняют информацию         о понимании старшеклассниками своего места и роли в общественной жизни сегодня,      а так же перспектив самоопределения и построения модели отношений во взрослой жизни.

                                                                                                                                  Таблица №2

Основные вопросы темы

Варианты ответов

% выбора ответа

1

Что Вы понимаете под «Гражданской позицией личности»

- Осознание себя личностью

- Обладать правом иметь и отстаивать свою точку зрения

- Отношение человека к обществу через соблюдение законов

- Жизненный выбор в пользу полезности другим людям

- Затруднились с ответом

8

9

 

55

 

 

22

 

 

 

6

222

2

Какие гражданские качества личности должны быть сформированы у старшеклассников в процессе изучения обществоведческих дисциплин

- Чувство собственного достоинства, вера в себя

- Нравственные категории: добро, сострадание, любовь, верность, порядочность, целеустремленность

- Ответственное отношение к другим людям, уважение истории нашего государства, патриотизм

21

 

51

 

 

 

28

3.

3

Что такое «Гражданский долг»

- Уважение законов и традиций государства

- Добросовестный труд на благо общества

- Защита Родины

58

 

25

 

17

4.

4

Что такое «Гражданская ответственность»

- Обязанность граждан соблюдать законы

- Моральная ответственность за свои поступки

60

 

40

5.

 

 

 

5

Чем Вы можете быть полезными для общества

- Добросовестное выполнение профессиональных обязанностей

- Моральная поддержка, взаимовыручка, совет другим

- Экологическая помощь

- Благотворительность

- Воспитание своих детей личным примером

17

 

 

 

65

 

 

8

8

2

 

Таким образом, очевидно, что в сознании современных старшеклассников идея гражданственности связана с пониманием патриотизма как духовного стержня личности, на основе которого формируются социально значимые чувства, убеждения, готовность к активным действиям на благо Отечества. Важно это осознание не утратить, а дать ему окрепнуть и утвердиться через волевые и нравственные принципы, определяющие жизненную позицию. А это во многом зависит от учителя обществоведческих дисциплин, который должен стать примером для воспитанников, ведь только личность может воспитать личность – человека, любящего свою землю, свой народ, готового служить ему каждый день своим трудом, учебой, добрым                и бережливым отношением.

Библиографический список:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М., 2005.

2.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года М., 2004.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle